Монферран Огюст
Монферра́н Огю́ст (Auguste Montferrand; Огюст де Монтферранд; Огюст Рикар де Монферран, Auguste Ricard de Montferrand; Август Августович Монферран; настоящие имя и фамилия Анри Луи Огюст Леже Рикар, Henri Louis Auguste Léger Ricard) [23.1.1786, Шайо близ Парижа, ныне в черте Парижа – 28.6(10.7).1858, Санкт-Петербург; похоронен на кладбище Монмартр в Париже], французский и российский архитектор и инженер. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1831), почётный член и член-корреспондент Института британских архитекторов в Лондоне (не позднее 1835), профессор Академии художеств во Флоренции, почётный член Академии Святого Луки в Риме (оба – 1842).
Отец – Бенуа Рикар (1747–1788), учитель верховой езды, происходивший из г. Монферран (ныне район г. Клермон-Ферран, департамент Пюи-де-Дом, регион Овернь–Рона–Альпы); мать – Мария Франсуаза Луиза Фистиони (1768–1833). О своей фамилии архитектор писал: «...имя Монферран, которое я собираюсь носить до самой смерти, поскольку оно мне было дано с детства моей матерью и дядями, достаточным доказательством чему служит их переписка, происходит от того, что мой род имел первоначальное пребывание в Оверне и что мой отец владел там поместьем Монферран» (цит. по: Шуйский. 2005. С. 9).
Получил образование в Королевской специальной школе архитектуры в Париже (1806–1813). Совершенствовал профессиональные навыки в мастерской архитекторов Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена. В 1814–1816 гг. работал под руководством генерального инспектора Парижа по строительству и архитектуре Ж. Молино; принимал участие в сооружении церкви Ла-Мадлен в Париже (1807–1842, проект архитектора П. Виньона).
После вступления российской армии в Париж в 1814 г. Монферран преподнёс Александру I альбом своих проектов и рисунков и получил приглашение приехать в Россию, куда прибыл в 1816 г., тогда же назначен придворным архитектором.
Творчество Монферрана лежит на грани двух архитектурных эпох: будучи крупнейшим зодчим позднего классицизма, он одним из первых обратился к эклектике. Разработал для А. А. Бетанкура проект ампирного здания экзерциргауза в Москве (Манежа; 1817; возведён в 1825, архитектор О. И. Бове). В 1817–1822 гг. создал для ярмарки в Нижнем Новгороде Спасский Староярмарочный собор, а также утраченный ансамбль административных зданий, решённых в традициях классицизма, и торговых Китайских рядов в духе шинуазри.
Все наиболее значительные проекты Монферран реализовал в Санкт-Петербурге. В своей первой постройке – доме А. Я. Лобанова-Ростовского (1817–1820), Монферран проявил себя как талантливый градостроитель, вписав строгие классицистические фасады здания в сложный треугольный участок застройки. Черты стилизации в «готическом вкусе» и шинуазри проявились в проекте многочисленных павильонов Екатерингофского парка близ Санкт-Петербурга (1820-е гг.; утрачены). В дальнейшем исторические стили и свободная планировка объёмов искусно применялись Монферраном в проектах частных домов (П. Н. Демидова, 1835–1840; княгини В. Ф. Гагариной, 1836).
Спроектированная мастером Александровская колонна, совершенная по пропорциям и силуэту, завершила ансамбль Дворцовой площади в 1834 г.: установка огромного гранитного монолита колонны, благодаря подготовленным Монферраном расчётам и специальным техническим устройствам, стала уникальным достижением инженерного дела 1-й половины 19 в.
Наиболее значительная работа Монферрана – Исаакиевский собор (проект, 1818 и 1825; строительство велось в 1818–1858), где он применил новейшие строительные технологии, в том числе использовал металлические конструкции наряду с традиционной каменной и кирпичной кладкой. При работе над проектом Монферран опирался на лучшие образцы архитектуры прошлого: в 1842 г. он совершил путешествие по Западной Европе с целью изучения конструкций купольных сооружений крупнейших соборов. В результате им был создан оригинальный купол, состоящий из трёх оболочек, впервые целиком собранных из чугунных элементов.
Работал как мастер интерьера, в том числе в Зимнем дворце (декор Ротонды, Петровского и Фельдмаршальского парадных залов; занимался перепланировкой и отделкой личных покоев императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, 1822–1837).
Начальник чертёжной Комитета для строений и гидравлических работ (1817–1826).
Член Комитета для рассмотрения проекта и работ по возведению в Москве храма Христа Спасителя (с 1826).
Награждён орденами Святой Анны 2-й степени с бриллиантами (1828), Святого Владимира 3-й степени (1834), Красного орла 2-й степени (1850). Офицер ордена Почётного легиона (1841), кавалер ордена Вазы (1849).