Иона (митрополит Киевский и всея Руси)
Ио́на (около 1380–1390-х гг., Галичское княжество – 31.3.1461, Москва), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (15 декабря 1448 – 31 марта 1461); русский святой. Согласно Житию, сын землевладельца Фёдора Одноуша, владевшего пустошью Одноушево близ Соли Галичской (ныне деревня Одноушево Солигаличского района Костромской области).
Биография до 1448 г.
Принял постриг в одном из монастырей Галичского княжества. В 1-й четверти 15 в. подвизался в московском Симоновом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре; не позднее 1426 г. стал его архимандритом. Хиротонисан митрополитом Фотием в епископа Рязанского и Муромского (между 1426 и 2 июля 1431). Деятельно занимался миссионерством (обращал в христианство мордву, мещеряков, мурому).
После смерти Фотия (2 июля 1431) наречён на митрополичью кафедру, однако из-за обострения Московской усобицы 1425–1453 гг. не смог отправиться на поставление в Константинополь и вплоть до 1448 г. продолжал занимать Рязанскую и Муромскую кафедру. В 1432 г. великий князь литовский Свидригайло направил в Константинополь своего претендента – епископа Смоленского Герасима, который и был поставлен на кафедру (1432–1435). По всей видимости, после гибели Герасима (июль 1435) Иона отправился в Константинополь, где, однако, не добился поставления на митрополию. На место Герасима патриарх Константинопольский Иосиф II поставил грека Исидора (1437–1441), вместе с которым Иона вернулся на Русь. В то же время в Византии Иона, видимо, получил определённые заверения, что сможет занять митрополичью кафедру в случае, если митрополит Исидор умрёт или «каково инаково о нем что ся станет» (Русский феодальный архив ... 2008. № 65. С. 225).
Выступал посредником враждующих сторон при новом обострении Московской усобицы в 1440-х гг. В 1446 г. он исполнил просьбу великого князя московского Дмитрия Юрьевича Шемяки передать ему детей ослеплённого по его приказу Василия II Васильевича Тёмного и при этом выступил гарантом их безопасности. Во многом именно позиция Ионы способствовала возвращению из ссылки в Угличе Василия II и передаче ему Дмитрием Шемякой Вологды в качестве удела. 29 декабря 1447 г. присутствовал на архиерейском Соборе и подписал определение, направленное Дмитрию Шемяке, в котором духовенство угрожало ему церковным отлучением в случае отказа от примирения с вернувшимся на великое княжение Василием II.
Во главе митрополии (1448–1461)
По инициативе великого князя московского Василия II поставлен митрополитом 15 декабря 1448 г. на Соборе русских епископов и духовенства в Москве без санкции патриарха Константинопольского. Добивался распространения своей власти во всех областях митрополии: 31 января 1451 г. по решению польского короля и великого князя литовского Казимира IV Ягеллончика и рады Великого княжества Литовского (ВКЛ) признан митрополитом. Попытки Ионы восстановить свою юрисдикцию на территории Польши не удались: из находившихся там епархий была образована униатская Галицкая митрополия.
Уделял большое внимание материальному обеспечению митрополичьей кафедры, в 1450 или в 1451 гг. заложил в Московском Кремле каменную митрополичью резиденцию с церковью Ризоположения. В 1451 г. находился в осаде в Московском Кремле во время нападения на Москву отрядов татарского царевича Мазовши. В январе 1456 г. принял участие в торжественном возвращении из Москвы в Смоленск Смоленской иконы Божией Матери; по настоянию митрополита один из списков чудотворной иконы, предназначенный для отправки с первообразом, был оставлен в Москве. В 1459 г. по благословению Ионы у Успенского собора Московского Кремля возведён каменный придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.
В 1458–1461 гг. противостоял попыткам поставленного униатским Константинопольским патриархом Григорием III Маммой на Киевскую митрополичью кафедру Григория, ученика бывшего митрополита Киевского и всея Руси Исидора, распространить свою власть на великорусскую часть митрополии. Ситуация осложнялась тем, что по просьбе папы Римского Пия II поддержку Григорию оказал Казимир IV. Иона направил в ВКЛ посольство во главе с игуменами Троице-Сергиева монастыря Вассианом и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Кассианом, которое передало окружное послание митрополита с призывом сохранять православие и не принимать ставленника униатов; некоторым западнорусским епископам Иона отправил личные грамоты. В декабре 1459 г. в Москве прошёл церковный Собор, на котором епископы Северо-Восточной Руси подтвердили верность Ионе, а в послании западнорусским архиереям был изложен принятый на Соборе новый порядок поставления митрополита в будущем: «...митрополит поставлен будет по избранию Святого Духа, и по святым правилом святых апостол и святых отець, и по повелению господина нашего великого князя имярек, русскаго самодръжца» (Русский феодальный архив ... 2008. С. 109. № 14).
При участии Ионы не позднее 29 декабря 1447 г. (наиболее вероятно, что в 1443/1444) была совершена хиротония архимандрита московского в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужского монастыря Питирима в епископа Пермского. Рукоположил архимандрита московского Чудова монастыря Феодосия (Бывальцева) в архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского (между 29 марта и 23 июня 1454); архимандрита тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Моисея в епископа Тверского (29 января 1458); игумена новгородского Белого во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Иону в архиепископа Новгородского (1 февраля 1459), архимандрита тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Геннадия в епископа Тверского (22 марта 1461).
Скорее всего, совершил хиротонии Евфросина Звенеца в епископа Рязанского; архимандрита московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Геронтия в епископа Коломенского (между 1451 и 1453); Ионы в епископа Пермского (между 19 августа 1455 и 13 декабря 1459); архимандрита суздальского Евфимиева в честь Преображения Господня мужского монастыря Филиппа в епископа Суздальского и Тарусского; Вассиана в епископа Сарского (упоминается с 1458–1459).
Между 22 и 31 марта 1461 г. по инициативе Василия II прошёл церковный Собор, на котором будущим преемником Ионы был избран архиепископ Ростовский Феодосий (Бывальцев).
Литературная деятельность
Автор посланий и грамот, большая часть которых создана в 1450-х гг. и адресована польскому королю и великому князю литовскому Казимиру IV, киевскому князю Александру (Олелько) Владимировичу (родоначальник князей Слуцких-Олельковичей), верейско-белозерскому князю Михаилу Андреевичу, литовскому наместнику в новгородских пригородах князю Юрию Лугвеневичу (Семёновичу), епископам Полоцкому Каллисту II, Смоленскому Мисаилу (Пеструцкому), Черниговскому Евфимию, новгородским архиепископам Евфимию II и Ионе, вятчанам. Автор ряда пастырских посланий, обличавших униатство, княжеские раздоры, несоблюдение христианских заповедей.
Сохранилась духовная грамота (завещание) митрополита (единственный список в Российской национальной библиотеке), составленная, вероятно, в июле – сентябре 1453 г. в подражание духовной грамоте митрополита Киприана (при этом сохранившийся текст, возможно, содержит фрагменты более раннего завещания Ионы начала 1450-х гг., а также включает дополнения, внесённые после 1453; Абелянцева В. А. [Абеленцева О. А.] О духовной грамоте митрополита Ионы в связи с традицией написания духовных грамот русскими митрополитами // Церковь в России. Москва. 2003. Сб. 5. С. 45–48). В завещании Иона рассказал об истории своего поставления и деятельности на митрополичьей кафедре.
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.
Канонизация
Почитание Ионы развивалось с 1472–1473 гг., когда в ходе строительства нового Успенского собора Московского Кремля были обретены его нетленные мощи и начали происходить чудеса, записи о которых велись при митрополичьей кафедре. Канонизирован РПЦ на Соборе 1547 г. Дни памяти (по ст. ст.) – 31 марта, 27 мая (перенесение мощей трёх Московских святителей), 15 июня (особая память, установленная митрополитом Московским и всея Руси Макарием в 1547), а также в Соборах Костромских святых (23 января), Рязанских святых (10 июня), Владимирских святых (23 июня), Липецких святых (10 сентября), Московских святителей (5 октября), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).