Пётр (митрополит Киевский)
Пётр (ум. 20.12.1326), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский (1308–1326); русский святой. Уроженец Галицко-Волынского княжества. По предположению В. А. Кучкина, происходил из семьи военного или хозяйственного слуги галицкого князя Даниила Романовича и его сына, Льва Даниловича, или владимиро-волынского князя Василько Романовича (Кучкин. 2014. С. 74).
Биография до 1308 г.
Согласно житию, в возрасте 12 лет ушёл в монастырь и вскоре принял иноческий постриг. В монастыре обучился иконописанию. Рядом с г. Белз построил храм «Святаго Спаса» (Клосс. 2001. С. 28), что положило начало новой монашеской обители, игуменом которой стал Пётр.
После 1305 г. выдвинут кандидатом на Галицкую митрополию (учреждена в 1302/1303) галицко-волынским князем Юрием Львовичем. Прибыл в Константинополь, где в то же время находился игумен Геронтий – кандидат на митрополию всея Руси от великого князя владимирского Михаила Ярославича. Летом 1308 г. патриарх Константинопольский Афанасий I рукоположил Петра на общерусскую кафедру (согласно грамоте польского короля Казимира III Великого константинопольскому патриарху Филофею Коккину 1370 г., предварительно Пётр был всё же поставлен на Галицкую кафедру: Памятники древнерусского канонического права. 1908. Приложение № 22. Стб. 125–126). По мнению В. А. Кучкина, такое решение было принято во избежание раскола Русской Церкви и возможного сближения с католической Польшей галицкого-волынского князя Юрия Львовича (Кучкин. 2014. С. 74).
Во главе митрополии (1308–1326)
В 1308 г. приехал в Киев, где прошла его интронизация (Успенский. 1998. С. 375), в 1309 г. прибыл в Северо-Восточную Русь. Вероятно, 21 апреля 1309 г. [Плигузов А. И. Древнейший список краткого собрания ярлыков, выданных ордынскими ханами русским митрополитам // Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. Москва, 1987. [Сб. 3]. С. 580–581; указанная М. Д. Присёлковым и А. А. Зиминым дата 12 апреля 1308 (Присёлков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Петроград, 1916. С. 46–47, 67–68; Памятники русского права. Вып. 3. Москва, 1955. С. 471–472) не согласуется с датой поставления Петра] хан Тохта выдал Петру ярлык (текст не сохранился), освобождавший Русскую Церковь от даней и пошлин.
В начале 1310 г. (после праздника Богоявления) пребывал в Брянске и безуспешно пытался примирить князей Святослава Глебовича и Василия Александровича, ведших борьбу за владение Брянским княжеством; приведённые князем Василием Александровичем ордынцы ворвались в город и учинили погром, и только то, что Пётр укрылся в церкви, «съхрани его тогда цела от поганых татар» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 18. Санкт-Петербург, 1913. С. 87].
В конце 1310 – начале 1311 гг. на церковном соборе в Переяславле (Залесском), созванном по инициативе великого князя владимирского и князя тверского Михаила Ярославича, недовольного решением патриархии, Пётр был подвергнут обвинениям со стороны епископа Тверского Андрея в симонии и разрешении браков между близкими родственниками. На соборном суде присутствовал и посол патриарха Константинопольского Афанасия I, направленный для проведения расследования по поводу предъявленных обвинений. После его доклада о результатах расследования в Константинополь, там должно было быть принято окончательное решение о дальнейшей судьбе Петра (в июле 2014 при проведении археологических работ в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского была найдена свинцовая подвесная печать патриарха Афанасия I – наиболее вероятно, привешенная к документу, связанному с Переяславским собором). Новый патриарх Константинопольский Нифонт I доверительно отнёсся к обвинениям, о которых узнал от великого князя Михаила Ярославича, и готов был вызвать Петра на суд, но, по-видимому, сторона обвинения не нашла свидетелей, которые бы выступили против Петра, и митрополит не был отправлен на судебное разбирательство. Вскоре произошло примирение Петра и епископа Андрея (Клосс. 2001. С. 29). О некотором потеплении отношений между великим князем и митрополитом после Переяславского собора свидетельствует тот факт, что в 1313 г. Пётр и Михаил Ярославич вместе ходили в Орду к новому хану Узбеку (Присёлков. 2002. С. 354; ПСРЛ. Т. 25. 1949. С. 160). По всей видимости, с визитом митрополита в Орду связано лишение сана епископа Сарайского Исмаила зимой 1313/1314 гг. и поставление на эту кафедру епископа Варсонофия.
Известны следующие совершённые Петром архиерейские хиротонии: Давида в архиепископа Новгородского (5 июня 1309), Харлампия на неизвестную кафедру (других упоминаний об этом лице нет) и архимандрита ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря Прохора во епископа Ростовского (оба в марте 1311), Варсонофия в епископа Тверского (начало 1317; П. М. Строев высказал осторожное предположение о его возможном тождестве с соимённым епископом Сарайским: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. Москва, 2007. Стб. 441), архимандрита новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря Моисея в архиепископа Новгородского (начало 1326; возможно, первая архиерейская хиротония в Москве).
В 1310-е гг. последовательно определились промосковские симпатии Петра. В начале 1311 г. митрополит не благословил князя Дмитрия Михайловича на поход в Нижний Новгород, которым овладел московский князь Юрий Данилович (ПСРЛ. Т. 18. С. 87; Горский. 2000. С. 46–47).
Митрополит Пётр сделал местом своего постоянного пребывания Москву, что стало важнейшим событием для истории Русской митрополии (официальной митрополичьей резиденцией продолжал оставаться Владимир). Возможно, это произошло в годы великого княжения князя Юрия Даниловича (1317–1322), т. к. Москва не имела своего епископа и митрополит мог пребывать в одном городе с великим князем, что соответствовало каноническим установлениям (Мусин. 2008. С. 359–361). По другим версиям, это произошло после получения ярлыка на великое княжение князем Дмитрием Михайловичем в 1322 г. (Борисов. 1986. С. 45–46) или после убийства последним Юрия Даниловича в конце 1325 г., когда Пётр, не рискуя оставаться во Владимире, укрылся в Москве под защитой князя Ивана I Даниловича Калиты (Кучкин. 2014. С. 74). В начале 1326 г. вместе с собором епископов отпевал в Москве Юрия Даниловича (ПСРЛ. Т. 25. С. 167; Присёлков. 2002. С. 357; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. 1950. С. 340).
Митрополит купил для митрополичьей кафедры у тарусских князей г. Алексин (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI веков. Ч. 1. Москва, 1951. № 1. С. 23), но точное время этого приобретения неизвестно.
Благословил московского князя Ивана I Даниловича на постройку первого каменного храма Московского Кремля – Успенского собора, принял участие в закладке собора (4 августа 1326) и, имея желание быть в нём погребённым, приготовил своими руками гробницу в стене у жертвенника (Присёлков. 2002. С. 358; ПСРЛ. Т. 25. С. 167–168). Очевидно, тогда же было положено начало созданию митрополичьего двора на территории, выделенной в Кремле Иваном I Даниловичем.
Согласно 1-й редакции жития, перед смертью передал московскому тысяцкому Протасию (родоначальнику рода Вельяминовых) скопленные им денежные средства «на устроение церкви и на поминание своея памяти, и прочая домы церковныя приказа» (Клосс. 2001. С. 30), а также нарёк московского архимандрита (главу городского чёрного духовенства) Феодора, бывшего ставленником московского великого князя, в качестве своего преемника на митрополию (кандидатура, вероятно, не была одобрена в Константинополе; по мнению ряда дореволюционных исследователей, в том числе А. С. Павлова и П. П. Соколова, отождествляется с поставленным в 1328 епископом Галицким).
Согласно недошедшей грамоте (о её содержании известно по грамоте митрополита всея Руси Феогноста: Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. Москва, 2008. № 94. С. 302), признал Червлёный Яр (степная местность на Дону) владением Рязанской епархии.
Письменное наследие Петра остаётся слабо выявленным и малоизученным. Автор поучений и посланий духовенству по вопросам проведения Великого поста, положения вдового духовенства, соблюдения христианских норм (всего сохранилось 6 текстов, которые с большим или меньшим основанием приписываются Петру).
Иконописец. Написал икону, которую подарил митрополиту Максиму; икону для Успенского Собора Московского Кремля.
Похоронен в алтарной части (жертвеннике) недостроенного Успенского собора Московского Кремля.
Канонизация
Канонизирован РПЦ. Дни памяти: 21 декабря ст. ст. (первоначально приходился на 20 декабря, по крайней мере с начала 16 в. перенесён на 21 число), 24 августа ст. ст., в Соборах Московских святителей (5 октября ст. ст.), Волынских святых (10 октября ст. ст.), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).
Почитание митрополита Петра стало развиваться сразу после его кончины. Вскоре было составлено его житие. Традиционно выделяются две редакции памятника 14 в. Авторство т. н. Первоначальной редакции приписывается епископу Ростовскому Прохору (Седова. 1993. С. 27); анонимному московскому книжнику (вероятно, клирику Успенского собора Московского Кремля), близкому митрополиту Петру, князю Ивану I Даниловичу и московскому тысяцкому Протасию (Кучкин. 1962. С. 66–67); анонимному книжнику из окружения архимандрита Феодора (Клосс. 2001. С. 18). Вторая редакция жития была составлена митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном.
Рано начавшееся почитание Петра и его первые посмертные чудеса, зафиксированные в 1-й редакции жития (Клосс. 2001. С. 30) и летописании (уже в день погребения митрополита «прости трие человеци болящии»: ПСРЛ. Т. 25. С. 168) послужили основанием для его канонизации. Владимирский собор 1327 г. или 1328 г. положил начало местной канонизации; общерусское почитание утверждено в июле 1339 г. митрополитом Феогностом с благословения Константинопольского патриарха Иоанна XIV Калеки.
С течением времени к культу Петра как хранителя Москвы не позднее 3-й трети 15 в. присоединилось почитание митрополитов всея Руси святителей Алексия и Ионы. Культ Петра, Алексия и Ионы, возникший как местный московский, приобрёл общероссийский характер; празднование трём московским святителям было установлено в 1595 г.