Кваренги Джакомо
Кваре́нги Джа́комо, Джакомо Антонио Доменико Кваренги (Гваренги, Гуаренги, Куаренги; Giacomo Antonio Domenico Quarenghi) [20 или 21.9.1744, Рота-Фуори, Венецианская республика, ныне Рота д’Иманья, провинция Бергамо – 18.2(2.3).1817, Санкт-Петербург], итальянский архитектор. В России работал в 1780 – 1810-е гг., при императрице Екатерине II, императорах Павле I и Александре I; почётный вольный общник Императорской Академии художеств (1805). Крупный представитель палладианского направления в классицизме 2-й половины 18 – начала 19 вв., постройки которого во многом определили образ столицы Российской империи – Санкт-Петербурга.
Кваренги родился в семье нотариуса Джакомо Антонио Кваренги (1709–1787) и Марии Орсолы Рота (1723–1795). Род Кваренги принадлежал к числу старинных и знатных. Детство будущего архитектора прошло в г. Бергамо, где он получил первоначальное образование в местном коллегиуме Мариано (Collegio Mariano). Духовной или юридической карьере, традиционной для второго сына в семье, предпочёл занятия искусством. Учился рисунку в студии местных художников Дж. Раджи и П. В. Бономини, последователей Дж. Б. Тьеполо. В 1763 г. отправился в Рим, где продолжил заниматься в мастерской известного живописца, теоретика классицизма А. Р. Менгса. После отъезда последнего в Мадрид перешёл в студию С. Поцци, где познакомился с В. Бренной, увлёкся архитектурой. Занимался в мастерских архитекторов П. Пози, А. Деризе, Н. Джансимони. После знакомства с трактатом А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» Кваренги стал убеждённым последователем идей великого зодчего, начал изучать и зарисовывать античные памятники Рима. Совершил ряд поездок по Италии для изучения лучших образцов архитектуры, в том числе посетил Виченцу и Венецию, где сохранились постройки Палладио. Был знаком и вёл переписку с архитекторами-палладианцами в Венеции – Т. Теманцей и Дж. Сельвой. Начал получать заказы на проекты частных домов, дворцовых и церковных интерьеров. Самой значительной ранней работой Кваренги в Италии стало внутреннее оформление церкви Санта-Сколастика одноимённого бенедектинского монастыря в Субиако (1770–1777), в основу которого легли впечатления от интерьера венецианской церкви Иль-Реденторе Палладио. В сентябре 1779 г. при содействии Ф. М. фон Гримма и И. Ф. Рейфенштейна, художественных агентов Екатерины II, получил приглашение на работу при дворе императрицы. Заключённый на три года контракт продлился до конца жизни архитектора.
По приезде в Россию в конце 1779 г. Кваренги развернул активную творческую деятельность. Уже в первые пять лет своего пребывания он создал более 30 проектов зданий самого разного назначения, большинство из которых вскоре было осуществлено. В первую очередь он приступил к заказам Екатерины II в области дворцового строительства. Его первая постройка в России – Английский дворец в Петергофе (строился в 1781–1796 с перерывом в 1787–1792; разрушен в 1941 во время Великой Отечественной войны), возведённый в новой, пейзажной части парка, – стала декларацией творческого кредо мастера: лаконичный прямоугольный блок дома с гладкими стенами, с широкой лестницей, ведущей к портику второго этажа на лицевом фасаде, и лоджией на противоположном, – в духе палладианских вилл.
Работы в Зимнем дворце
В Санкт-Петербурге Кваренги выполнил ряд работ, связанных с Зимним дворцом, в результате которых внутренний облик барочной императорской резиденции был существенно изменён в пользу классицистической стилистики – благодаря новому оформлению парадных интерьеров и дополнительных построек. Он спроектировал и построил придворный Эрмитажный театр на месте старого Зимнего дворца Петра I, адаптировав для более камерного формата композицию античных театров и «Театро Олимпико» в Виченце (архитекторы А. Палладио, В. Скамоцци) – с полукружием ступеней-скамей для зрителей и усовершенствованной сценой со сменными кулисными декорациями (строительство шло в 1783–1789, хотя спектакли здесь ставили уже с 1785). Кваренги пристроил в 1783–1792 гг. к Зимнему дворцу корпус Лоджий Рафаэля для размещения копий фресок из одноимённой галереи Ватиканского дворца, заказанных Екатериной II (позднее Лоджии были включены в здание Нового Эрмитажа).
Архитектор неоднократно занимался отделкой залов Зимнего дворца. В 1787–1795 гг. к восточному фасаду был пристроен корпус с парадными Большим тронным (Георгиевским) и Аполлоновым залами; в 1791–1793 гг. вдоль фасада, выходящего окнами на Неву, на месте пяти неоконченных «антикамер» Б. Ф. Растрелли, Кваренги создал парадную Невскую анфиладу из трёх залов: Аванзала, Большой галереи (Большого зала) и Концертного зала. Занимавшая центральное положение Галерея площадью 1200 м2 была самым просторным залом дворца; о ней мастер с гордостью писал своему другу Л. Маркези, что она «…по окончании может посчитаться самой богатой галлереей всего Севера» (Земцов. 1934. С. 65). За проект Георгиевского зала архитектор был в 1796 г. избран членом Флорентийской академии. Интерьеры Кваренги погибли при пожаре 1837 г., восстановлены В. П. Стасовым с изменениями.
Императрица также привлекла мастера к достройке своего московского Екатерининского дворца в Лефортове, где он занимался отделкой фасадов и интерьеров. Уличный фасад главного корпуса он оформил лоджией, включающей 16 коринфских колонн гигантского ордера из «дикого камня».
Царское Село
Значительный круг работ Кваренги связан с загородной императорской резиденцией Царское Село (ныне в г. Пушкин). В Екатерининском парке, на острове посреди пруда, по его проекту были возведены павильон «Концертный зал» (1782–1788) и «Кухня-руина» (1784–1786). Позднее им для старшего внука императрицы, великого князя Александра Павловича (будущего Александра I), был построен царскосельский Александровский дворец (1792–1796), ставший крупнейшей дворцовой постройкой в творчестве мастера и одним из выдающихся произведений архитектуры классицизма. В композиции здания П-образной конфигурации Кваренги применил эффектный ордерный мотив – свободно стоящую двойную коринфскую колоннаду, протянувшуюся между выступами малых ризалитов и отделившую полуоткрытый двор-атриум от большого парадного двора. Центр паркового фасада отмечен выступом экседры с полукуполом, стены разбиты трёхчастными «итальянскими» окнами. В этом сооружении в полной мере проявились характерные для стиля мастера черты: горизонтальная ориентация здания, минимализм декора, опора на ордер как главное средство выразительности, приём группировки свободно стоящих колонн, выявление объёмов и плоскости стены.
В Царском Селе Кваренги в 1782 г. был выделен участок, на котором он создал небольшую усадьбу с садом, мастерской и домом, где проживал вместе с семьёй в первые годы своего пребывания в России (владел ей до конца жизни; ныне утрачена). По окончании строительства Эрмитажного театра архитектор получил в новом здании квартиру, в которой прожил до конца своих дней.
Круг проектов Кваренги для частного жилого строительства, городского и загородного, достаточно широк. Он проектировал и строил по заказу виднейших представителей российского нобилитета – Н. Б. Юсупова, А. А. Безбородко, Н. П. Шереметева, П. В. Завадовского и др. Одна из наиболее известных работ архитектора в этой области – перестройка Юсуповского дворца на реке Фонтанка в Санкт-Петербурге (1789 – начало 1790-х гг.; ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I). Своей деятельностью мастер во многом способствовал утверждению образа палладианской виллы в отечественном усадебном строительстве (Ляличи, ныне в Брянской области).
Городские постройки
Кваренги с начала своего пребывания в России был вовлечён в сферу масштабного городского строительства, инициированного Екатериной II. Он разработал ряд проектов для построек общественного назначения, причём некоторые из них не встречались ранее в российской архитектуре. Разрабатывая эти сооружения, Кваренги проявил себя как новатор, задавший облик и стиль административных, учебных, больничных, торговых зданий, воспринятый далеко за пределами столицы и сохранявший актуальность на протяжении долгого времени. Практически одновременно в 1780-е гг. он проектировал для столицы здания Ассигнационного банка, Коллегии иностранных дел, Императорской Академии наук, Биржи, торговых рядов.
На участке между Садовой улицей и Екатерининским каналом Кваренги создал комплекс Ассигнационного банка (1783–1790; ныне Санкт-Петербургский государственный экономический университет): трёхэтажный главный – операционный – корпус, расположен в центре и связан через галереи с подковообразным зданием кладовых, огибающим и замыкающим всю композицию. В организации вида здания со стороны парадного двора, обращённого к Садовой, Кваренги использовал трёхчастную палладианскую композицию усадебного типа, широко применявшуюся мастерами классицизма в постройках разного назначения, в том числе в общественных сооружениях. Главная ось акцентирована шестиколонным коринфским портиком с фронтоном, поставленным на рустованную аркаду цокольного этажа, фланги – монументальными тосканскими лоджиями-караульнями в торцах служебного корпуса, выходящими на красную линию улицы.
В это же время в непосредственной близости от банка создавался ансамбль строений для торговли и хранения товаров. Рядом с Большим гостиным двором вдоль Невского проспекта по проекту Кваренги были построены двухэтажные Серебряные ряды (1784–1786). Тот же проект был использован для возведения на соседнем участке здания Городской Думы (1799–1801, перестроено в 1847–1852 и в 1910-е гг.), оформившего угол Невского проспекта и Гостиной улицы (позднее – Думской). В её конце расположился Малый Гостиный двор (1790-е гг.), фасады которого выходили также на Чернышёв переулок и Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Образовавшийся торговый городок был дополнен в 1800-е гг. линией Перинных рядов. К теме торговых построек Кваренги обращался неоднократно, проектируя их и для других российских городов: торговые ряды на Красной площади (не сохранились) и Гостиный двор в Китай-городе в Москве (оба сооружения – 1790-е гг.), ансамбль строений Курской Коренной ярмарки (1793–1812; не сохранилась).
На Васильевском острове в Санкт-Петербурге по его проекту возведено здание Императорской Академии наук (1783–1789), первоначально предназначавшееся для размещения типографии, магазина и квартир, но со временем ставшее главным зданием академии. В 1784 г. началось строительство Биржи на стрелке острова. Здание для торговых сделок Кваренги решил как гигантский двухъярусный овальный павильон с усложнёнными портиками по сторонам. Но когда постройка уже была доведена до уровня кровли, работы были остановлены; оставшееся незавершённым здание разобрали, чтобы освободить место для новой Биржи по проекту Ж.-Ф. Тома де Томона (строилась с 1805). Причиной этой единственной в своём роде неудачи Кваренги исследователи видят в том, что здание Биржи было задумано мастером как самостоятельная единица, без учёта прилегающей застройки. Отсутствие ансамблевого решения преодолел в своём проекте Тома де Томон.
В 1-е десятилетие 19 в. в столице появились новые монументальные общественные здания авторства Кваренги: Мариинская больница (1803–1805), Конногвардейский манеж (1804–1807; ныне Центральный выставочный зал «Манеж»), здания Екатерининского института (1804–1807; ныне корпус Российской национальной библиотеки) и Смольного института (1806–1808), Императорского Кабинета (1803–1809). Проект первой в Петербурге больницы для бедных на Литейном проспекте, основанной вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной как подарок к 100-летию города, послужил впоследствии образцом для аналогичного учреждения в Москве (1-я Градская больница по проекту О. И. Бове, 1830-е гг.).
В здании, предназначенном для института благородных девиц (ныне Смольный), Кваренги повторил уже апробированную композицию «покоем» – с вытянутым по горизонтали основным корпусом и выступающими крыльями, где центр и торцы акцентированы ионическими портиками с фронтонами, поставленными на цоколь – рустованную аркаду. В правом крыле архитектор создал Белый танцевальный зал, украшенный свободно стоящими колоннами коринфского ордера.
Храмовое строительство
Одной из важнейших областей деятельности Кваренги было храмовое строительство. В числе первых проектов, осуществлённых архитектором в России, была Госпитальная церковь Марии Магдалины в Павловске (1781–1784) и четыре церкви, построенные в сёлах на пути следования императрицы из Петербурга в Царское Село: Преображения Господня в Московской Славянке, Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове, Благовещения Пресвятой Богородицы в Кузьмине, Вознесения Господня в Фёдоровском Посаде (1781–1785, разрушены во время Великой Отечественной войны; воссоздана Смоленская церковь в Пулкове). Близкие по своему решению церкви Павловского госпиталя, храмы в Славянке и Пулкове имели простую продольную композицию: к четырёхугольному бесстолпному объёму, перекрытому цилиндрическим или крестовым сводом, примыкало полукружие апсиды с востока и западный фасад-притвор с одной или двумя башнями-колокольнями. В Кузьмине и Фёдоровском Посаде центральная часть (кубическая и восьмигранная соответственно) была перекрыта невысоким куполом. Для освещения использовались термальные и простые прямоугольные окна без наличников. Переработав характерную для отечественного храмостроения осевую композицию в сторону большей компактности и цельности, применяя универсальные мотивы классической архитектуры, Кваренги создал новый образ храма строгого классицизма, органично вписавшийся в местный ландшафт.
Тема мемориальных построек, хорошо известная Кваренги по позднеантичным и раннехристианским образцам, была воплощена им в мавзолее А. Д. Ланского из рода Ланских (церкви Казанской иконы Божией Матери) на царскосельском Казанском кладбище (1785–1790) – центрической купольной постройке в форме равноконечного креста с экседрами, перекрытыми конхами, в его внутренних углах.
Начавшаяся в 1780-е гг. эпоха «Греческого проекта» Екатерины II стимулировала интерес архитекторов классицизма к освоению образцов восточнохристианской и древнерусской архитектуры. Кваренги был одним из активных участников этого процесса. Среди его проектов и построек рубежа столетий – крупные монастырские и городские соборы: Спасо-Преображенский в Новгороде-Северском (1791–1806), Успенский в Кременчуге (проект – 1790-е гг., построен с изменениями в 1803–1816, разрушен в 1943), проект Казанского собора в Петербурге (1799) и другие работы, представлявшие собой новую интерпретацию темы крестово-купольного храма в формах ордерной классики. К этому же кругу относится храм Живоначальной Троицы Странноприимного дома графа Н. П. Шереметева в Москве (1792–1810; ныне Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского), достроенный по проекту архитектора в начале 19 в. По желанию заказчика Кваренги внёс в проект Е. С. Назарова, по которому изначально велось строительство, изменения, усилившие монументальность и выразительность больничного ансамбля у Сухаревской площади. Кваренги полностью принадлежит оформление интерьера Троицкой церкви этого комплекса, ставшей самым масштабным из домовых храмов своего времени; главную ось с церковным корпусом со стороны парадного двора мастер акцентировал полукруглым портиком-ротондой, ставшим визитной карточкой ансамбля.
В царствование императора Павла I, взявшего под своё покровительство рыцарей Мальтийского ордена (госпитальеров), Кваренги создал со стороны паркового фасада петербургского Воронцовского дворца Мальтийскую капеллу (1798–1800) – католический храм для членов ордена. Одновременно в самом дворце, отданном под резиденцию мальтийцев, в число которых вошли и российские подданные, архитектор оформил зальную православную церковь Рождества Иоанна Предтечи (1800–1801). Интерьеры обоих храмов относятся к числу лучших произведений Кваренги, показывающих свободное владение ордерными построениями (в Мальтийской капелле продольные колоннады коринфского ордера отделяют главный неф от узких боковых с хорами и продолжаются в обходе грандиозной открытой экседры алтарной части), виртуозную прорисовку архитектурных деталей и декора, тонкость колористического решения. По завершении этих работ архитектор стал кавалером ордена Святого Иоанна Иерусалимского 3-й степени (Мальтийского ордена; 1800). Награждён орденом Святого Владимира 4-й степени [31 декабря 1805 (12 января 1806)].
К числу последних работ Кваренги относятся проекты храма-памятника в Москве (конкурс проходил в 1813–1815), посвящённого героям Отечественной войны 1812 г., который был задуман им в формах римского Пантеона, и деревянных Нарвских триумфальных ворот для встречи отечественных войск из Парижа (1814; перестроены как постоянное сооружение В. П. Стасовым в 1827–1834). Архитектор, посетивший Бергамо в последний раз в 1811 г., отказался покинуть Россию после начала военных действий, несмотря на бонапартистский правительственный указ от 8 февраля 1812 г., предписывавший итальянским подданным вернуться на родину.
Дж. Кваренги оказал значительное влияние на современников и последователей в период стиля ампир: например, в первом альбоме образцовых проектов церквей (1824) некоторые прямо восходят к церквам авторства Кваренги под Санкт-Петербургом.
Графика
Отдельную ценность представляет обширное графическое наследие Кваренги, насчитывающее порядка 1500 листов; примерно 600 из них находится в российских собраниях (самый большой корпус работ мастера, около 500 листов, собран в Государственном Эрмитаже и Музее истории Санкт-Петербурга), в Италии 761 рисунок Кваренги хранится в Городской библиотеке имени Анджело Мая в г. Бергамо. Это прежде всего проектные чертежи собственных построек, копии чертежей других архитекторов, архитектурные пейзажи – виды разных парков и городов с их строениями.
Обладая высоким уровнем графического мастерства, Кваренги всегда выполнял планы и чертежи своих построек самостоятельно. Он использовал перо, кисть, тушь, иногда акварель, применяя технику отмывки для тональной и светотеневой разработки изображения, что обеспечивало убедительную, реалистичную визуализацию проекта. Ряд чертежей особо ценимых мастером построек был подготовлен им для гравирования и издания. При жизни архитектора вышли альбомы чертежей: Эрмитажного театра (1787), Ассигнационного банка (1791), Георгиевского зала (1796), Странноприимного дома (1800-е гг.). Позднее два издания проектов Кваренги осуществил его сын Джулио – в 1821 и 1843–1844 гг.
Среди многочисленных пейзажных рисунков мастера, отличающихся уверенной, сложившейся изобразительной манерой, особо выделяются серии видов Царского Села и Москвы. Это ценные произведения изобразительного искусства конца 18 – начала 19 вв., демонстрирующие развитие жанра архитектурного пейзажа, и одновременно исторические документы, зафиксировавшие облик сооружений, часть которых позднее была перестроена или утрачена.
Дж. Кваренги были трижды женат. Первый брак, с Марией Фортунатой Маццолени, был заключён ещё до отъезда в Россию, в 1775 г., и продлился до 1793 г., когда она умерла родами. В 1800 г. (по другим данным, в 1796) архитектор вступил в брак с Анной Катериной Конради в Санкт-Петербурге. Третий брак, с Марией Бьянкой Соттоказа, был заключён в Бергамо в 1811 г. Сын от первого брака, Джулио Кваренги (1790–1874), стал помощником отца, хранителем и издателем его наследия.
Дж. Кваренги был похоронен на петербургском Волковском кладбище; в 1967 г., в канун 150-летия со дня смерти архитектора, его останки перенесены в некрополь Александро-Невской лавры.