Гримм Давид Иванович
Гримм Дави́д Ива́нович [22.3(3.4).1823, Санкт-Петербург – 9(21).11.1898, там же], российский архитектор, теоретик и историк архитектуры, тайный советник (1873). Один из основоположников византийского стиля; академик архитектуры (1855), профессор (1860), ректор по архитектуре (1887–1892) и почётный член (1892) Императорской Академии художеств. Главный архитектор Высочайшего двора (1892).
Из немцев-лютеран. Окончил в Санкт-Петербурге Главное немецкое училище Святого Петра (Петришуле; 1834–1841), в 1841 г. поступил в Императорскую Академию художеств, где после подготовительного отделения учился в мастерской А. П. Брюллова. Получил малые серебряные (1843, 1845), большую серебряную (1845) и малую золотую (1846) медали за ученические проекты, выполненные преимущественно в духе классицизма. В 1847 г. был допущен к конкурсу на соискание большой золотой медали, однако награду получил лишь в 1848 г. – за проект «соборной церкви в русском стиле московских церквей» (Д. И. Гримм. 1898. С. 81). Революционное движение в Европе в 1848–1849 гг. помешало пенсионерской поездке, которая в 1850 г. была заменена путешествием на Кавказ, длившемся около года (посетил Грузию и Восточную Армению). В следующем году пришло разрешение отправиться в «покойные в политическом отношении государства» (Д. И. Гримм. 1898. С. 81): путешествовал по Нидерландам, Англии и Испании, затем по Малой Азии, посещал Константинополь и Афины, объехал Грецию, затем отправился в Германские земли, Бельгию, Англию, Италию, некоторое время жил в Риме.
По возвращении в Петербург в 1855 г. представил свои пенсионерские работы Совету Академии художеств и получил звание академика архитектуры, однако попросил продлить пенсионерское содержание ещё на два года для подготовки и издания чертежей церквей Грузии и Армении, «надеясь, что труд сей принесёт некоторую пользу по части византийской архитектуры, которая теперь в нашем отечестве начала развиваться» (Российский государственный исторический архив. Ф. 789. Оп. 2. Д. 117. Л. 1). Издание «Памятники византийской архитектуры Грузии и Армении» (1859) обеспечило Гримму авторитет знатока византийской архитектуры, благодаря которому он получил свой первый императорский заказ.
В 1858 г. по желанию императрицы Марии Александровны Гримму было поручено строительство храма в Херсонесе на месте остатков обнаруженного плантером (садоводом) Черноморского департамента Корпуса корабельных инженеров подпоручиком К. Крузе в 1827 г. древнего храма, где по одной из версий мог быть крещён равноапостольный князь Владимир Святославич (подробнее см. Виноградов. 2017. С. 64–67). Проект собора Святого Владимира (1859) принёс Гримму звание профессора архитектуры (1860). В 1861 г. состоялась торжественная закладка храма с участием императора Александра II. Собор освящён в 1891 г. (сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, восстановлен в 1998–2004).
Включение византийского фундамента в новую постройку определило её план. Обнаруженный при раскопках храм – крестообразный в плане, с двумя ячейками у северо-восточного рукава креста.
Юго-западный рукав креста Гримм вписал в выступ паперти. Во втором ярусе это привело к появлению изолированных угловых ячеек на северо-востоке. Галереи, окружающие собор с трёх сторон, не дополняют его до прямоугольника в плане: на западной стороне они огибают рукав креста, смыкаясь на выступающей паперти. Пирамидальность и иерархичность композиции, достигаемая за счёт ярусности и усиленная галереями, свойственны средневизантийским крестово‑купольным храмам. Выраженность рукавов креста и использование щипцов отсылают к средневековым грузинским и армянским церквям, как и общее преобладание в силуэте собора не круглящихся, а прямых линий. Несмотря на то, что проект, ввиду его индивидуальных композиционных особенностей (продолжение западного рукава креста трёхъярусной папертью, а восточного – трёхъярусной апсидой, смыкание галерей на выступающей паперти) не вызвал позднейших подражаний, он оказал влияние на развитие архитектуры византийского стиля в России, потому что воспринимался как образцовый пример храма в этом стиле. Так, Александр II сформулировал своё желание видеть часовню в Ницце в византийском стиле именно через образ Владимирского собора: «в том характере, в котором строился храм в Херсонесе» (Д. И. Гримм. 1898. С. 83). Применённые здесь рельефные кресты позже использовались и другими архитекторами (церковь Андрея Блаженного при Доме призрения А. И. Тименкова и В. А. Фролова в Санкт-Петербурге, 1871–1877, архитектор К. К. Вергейм, не сохранилась; Вознесенский войсковой собор в Новочеркасске, 1891–1905, архитектор А. А. Ященко, и др.). Владимирский собор в Херсонесе – самое значительное произведение Гримма.
Следующей крупной постройкой архитектора в византийском стиле стал Александро-Невский военный собор в Тифлисе (ныне Тбилиси; проект – 1865–1866, совместно с Р. А. Гёдике, изменён по настоянию великого князя Михаила Николаевича в сторону большей компактности в 1870, строительство – 1890-е гг., освящён в 1897; разрушен в 1930, на его месте построен Дом правительства Грузинской ССР, 1932–1938, 1946–1953, архитекторы В. Д. Кокорин, Г. И. Лежава). Проект получил вторую премию на конкурсе (первая была присуждена предложению В. А. Шрётера и А. Л. Гуна), однако из-за стеснённости в средствах (основная их часть ассигновалась из государственной казны, с добавлением добровольных пожертвований, в том числе Александра II) осуществлён как более скромный был именно он. Оригинальное соединение тетраконха с крестово-купольной композицией, применённое авторами, в дальнейшем было использовано многими архитекторами византийского стиля (часто у В. А. Косякова, например, храм Божией Матери Милующей в Санкт-Петербурге, 1888–1898). В отличие от Херсонесского собора, Тифлисский намного ближе византийской архитектуре. Гримм спроектировал полукруглые купола на гладких многооконных барабанах, а наличие полукуполов очевидно отсылало к Софии Константинопольской. Снова использованы разнообразные рельефные кресты на фасадах, введены оформленные дентикулами фасадные ниши, которые применялись архитектором в дальнейших постройках.
В византийском стиле Гримм также спроектировал часовню Николая Чудотворца на месте смерти наследника престола цесаревича Николая Александровича в Ницце (построена в 1866–1867) и создал ряд нереализованных проектов (церковь на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, 1861; церковь на 3 тыс. человек в Рыбинске, 1868; часовня над захоронением К. В. Чевкина на кладбище в Ницце, 1875–1876; часовня в Ливадии, 1887).
В 1860-х гг. Гримм обратился к русскому стилю. При этом он использовал в основном два типа церквей: бесстолпный четверик, квадратный в плане и окружённый галереей (церковь Святой Ольги в Михайловке в Петергофе, 1861–1864; Крестовоздвиженская церковь в Женеве, 1862–1864; церковь Марии Магдалины в Гефсиманском монастыре в Иерусалиме, 1885–1888; церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Гатчине, 1885–1888, совместно с И. А. Стефаницем), и базилику с западным фасадом, завершённым щипцом с тремя ступенями, на которых помещены небольшие луковичные главки (церковь в селе Старожилово Рязанской губернии, 1872; собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте – пятинефная базилика, 1875–1879, совместно с архитектором Х. И. Грейфаном; церковь Александра Невского в Копенгагене, 1881–1883).
В этом стиле Гримм исполнил проект часовни для П. Г. фон Дервиза в Лугано (1872–1873, предположительно при участии А. Крочи и Б. Мариани), нереализованные проекты церквей в Нью-Йорке (1864–1865) и Баден-Бадене (1880). Участвовал в конкурсе на проект храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, затем входил в комиссию по его сооружению, руководил доработкой проекта в 1883–1887 гг.
Обращался к наследию средневековой западноевропейской архитектуры, проектируя протестантские церкви: евангелическую церковь Святой Анны в Мустьяле на о. Эзель (ныне о. Сааремаа, Эстония; 1863), англиканскую церковь для Таммерфорса (ныне Тампере, Финляндия; 1859, проект не реализован), реформатскую церковь для Бессарабии (1862–1864).
Руководил возведением немецкой реформатской церкви в Санкт-Петербурге (проект Г. А. фон Боссе, 1861; строительство в 1862–1865; в 1932–1939 полностью перестроена в здание Дворца культуры работников связи по проекту архитекторов П. М. Гринберга и Г. С. Райца).
Автор светских зданий: виллы «Вальроз» для П. Г. фон Дервиза в Ницце (проект 1866, строительство 1868–1870, совместно с Ф. О. Ботта, по другим данным – при участии А. Крочи и Б. Мариани), доходного дома Башмакова в Санкт-Петербурге (1868–1869). Реконструировал Конногвардейский манеж Дж. Кваренги (1872–1873; ныне петербургский Центральный выставочный зал «Манеж»), добавив в центре боковых фасадов дорические колонны.
Гримму приписываются собор Николая Чудотворца в Брестской крепости (1874–1876; перестраивался после Первой мировой войны, сильно пострадал во Вторую мировую войну, восстановлен в 1994 – 2010-е гг.) и церковь Святого Михаила Архангела при 17-м Туркестанском стрелковом полку в Ашхабаде (1888–1893, не сохранилась).
Выполнял проекты интерьеров: как своих построек (для собора Святого Владимира в Херсонесе, 1883, исполнен с изменениями; для часовни в Лугано, 1873), так и сооружений других архитекторов (для церкви в Ореанде под Ялтой, 1886). Исполнил отделку залов библиотеки Императорской Академии художеств (1868, совместно с Р. А. Гёдике).
Подготовил альбом эскизов (1875–1876) церковной утвари для домовой церкви великой княгини Марии Александровны (в замужестве герцогини Эдинбургской) во дворце Кларенс-хаус в Лондоне (изготовлены фирмой «Никольс и Плинке», 1876–1877; см.: Гуревич. 2019. С. 110).
Участвовал в создании нескольких монументов: Петру I в Воронеже (1859, эскиз статуи и пьедестал – работы Гримма, реализация статуи – скульптора А. Е. Шварца, пьедестала – архитектора А. А. Кюи; статуя не сохранилась, воссоздана в 1956), памятника в честь побед в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. на Измайловском плацу в Санкт-Петербурге (т. н. «Колонна славы», 1885–1886, фигура Славы выполнена скульптором П. И. Шварцем; памятник демонтирован в 1930, воссоздан в 2005), в начале 1870‑х гг. совместно с В. А. Шрётером дорабатывал архитектурную часть проекта памятника Екатерине II на Александринской площади (ныне площади Островского) в Санкт-Петербурге (скульптор М. О. Микешин и др., памятник открыт в 1873). В 1884 г. разработал проект памятника графу Э. И. Тотлебену на Братском (Северном) кладбище в Севастополе.
Гримм состоял на службе в Министерстве путей сообщения (с 1858 в Департаменте проектов и смет, в 1865–1892 в Департаменте водяных сообщений) и при Техническом комитете Главного инженерного управления Военного ведомства (1862–1898), где руководил строительными программами, например, возведением воинских храмов (разработал серию типовых проектов) и строительством сооружений для конно‑железных дорог (в 1870-х гг. возведено 48 зданий на Петербургской стороне и Васильевском о-ве в Санкт-Петербурге). В 1872–1886 гг. состоял председателем правления Моршанско-Сызранской железной дороги.
Последними работами Гримма стали Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости в стиле необарокко (проект 1887, строилась с 1896 под руководством А. О. Томишко и председательством Гримма, а после кончины Гримма – Томишко самостоятельно, в 1901–1908 – Л. Н. Бенуа) и проект колокольни для Владимирского собора в Херсонесе (1898; не осуществлён).
Преподавал в петербургском Строительном училище (1856–1863) и в Императорской Академии художеств (1859–1894), где в 1887–1892 гг. занимал должность ректора по архитектуре, сменив на этом посту А. И. Резанова, и участвовал в подготовке нового устава Академии, начатой ещё при Резанове.
Член редколлегии журнала «Зодчий» (1870-е гг.). Член-учредитель (1864), старшина (1870–1888), председатель (1888–1890), почётный член (с 1890) Петербургского общества архитекторов. Член Общества древнерусского искусства и Московского архитектурного общества (оба – с 1869).
Награждён орденами Святого Станислава 1-й степени (1873), Святой Анны 1-й степени (1877), Святого Владимира 2-й степени (1880), Белого Орла (1884) и др., датским орденом Даннеброг Большого Креста (1883).
Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.
Сыновья – юрист Давид Давидович Гримм, архитектор Герман Давидович Гримм, внук – историк искусства, музейный деятель, Герман Германович Гримм.