Обелиск
Обели́ск (греч. ὀβελίσκος, буквально – небольшой вертел, клинок), монумент в виде четырёхгранного суживающегося кверху столба с пирамидальным завершением.
Обелиски появились в Древнем Египте в эпоху Древнего царства. Предположительно обелиски происходят от священного камня «бенбен» пирамидальной формы, хранившегося в Гелиополе (Гелиополис; близ современного Каира); согласно космогоническим мифам, он был первым земным предметом, который осветили солнечные лучи при первом восходе. Невысокие массивные обелиски, возведённые из известняковых блоков, помещались в центре открытых храмов солнечного культа V династии (например, в храме фараона Ниусерра в Абу-Гурабе, близ Каира). Предполагается, что пирамидальная верхушка обелиска (пирамидион), часто облицованная листами золота или бронзы, отражая лучи солнца, символизировала присутствие бога солнца в храме. Гранитные монолитные обелиски вытянутых пропорций возводили с периода Среднего царства (древнейший – обелиск Сенусерта I в Гелиополе). Как правило, они помещались перед пилонами храмов, нередко в честь юбилея правления фараона; обелиски обозначали связь царя с солнечным богом. Большинство обелисков было воздвигнуто в эпоху Нового царства (обелиски Тутмоса I и царицы Хатшепсут в Карнаке, Рамсеса II в Луксоре и многие др.), а также при XXVI династии и Птолемеях.
После завоевания Египта римлянами многие обелиски оттуда были увезены в Рим (крупнейший – бывший обелиск Тутмоса III в Карнаке, ныне – перед базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано, высота 32 м; установлен в 1588). С распространением в Риме культа Исиды, преимущественно во 2-й половине 1 в. – 1-й половине 2 в., там начали изготавливать обелиски (например, обелиск, ныне входящий в состав фонтана Четырёх рек на римской Пьяцца Навона, 1648–1651, скульптор Дж. Л. Бернини). В средние века почти все римские обелиски были демонтированы, но воздвигнуты вновь в конце 16 – конце 18 вв., отмечая ключевые градостроительные точки Рима эпохи барокко (на площади перед собором Святого Петра, установлен в 1586; на площади Пьяцца-дель-Пополо, установлен в 1589, и др.).
Также в эпоху Нового времени в Европе и Америке распространились мемориальные сооружения (надгробия и монументы) в форме обелисков – обелиск генерала Вулфа в усадьбе Стоу, графство Бакингемшир (около 1760), Чесменский обелиск в парке Гатчины (1770-е гг., предположительно архитектор А. Ринальди), Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге (1798–1799, архитектор В. Бренна), став особенно популярными после Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798–1801 гг. и окончательного сложения египетского стиля. В 19 в. из Египта вновь вывозились древнеегипетские обелиски: обелиск из Луксора установлен в 1836 г. на площади Согласия в Париже; обелиски Тутмоса III из Гелиополя помещены на набережной Виктории в Лондоне (1878) и в нью-йоркском Центральном парке (1881). Среди обелисков конца 19 – 20 вв. – памятник Дж. Вашингтону в Вашингтоне (1848–1884, архитектор Р. Миллс; высота 169 м), памятник Вечной Славы на Могиле Неизвестного Солдата в Киеве (1957, скульптор И. Г. Першудчев, архитектор А. М. Милецкий и др.), «Москва – город-герой» (1977, скульптор А. Д. Щербаков, архитекторы Г. А. Захаров, З. С. Чернышёва). Образ обелиска используется в современном искусстве («Надломленный обелиск», 1963–1969, скульптор Б. Ньюмен).