Щуко Владимир Алексеевич
Щуко́ Влади́мир Алексе́евич (17.7.1878, Берлин – 17.1.1939, Москва), российский архитектор, сценограф; академик архитектуры (1911), действительный член Императорской Академии художеств (1914).
Родился в семье отставного военного, крещён 22 февраля (6 марта) 1879 г. в Саратове; вскоре семья переехала в Тамбов. В 1896 г. поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где учился у Л. Н. Бенуа. Во время обучения производил обмеры памятников древнерусской архитектуры в Новгороде, Пскове, Ростове Великом и других городах, участвовал в качестве художника в экспедиции Императорской Санкт-Петербургской Академии наук на о. Шпицберген, где написал серию пейзажей.
В 1904 г. за дипломный проект дворца Императорского наместника на Дальнем Востоке, исполненный в стилистике ампира, получил звание художника-архитектора и право на пенсионерскую поездку за границу. В 1905–1906 гг. побывал в Афинах, Стамбуле, Риме, в 1906–1907 гг. предпринял ещё одну поездку – по городам Италии (Виченца, Мантуя, Рим, Венеция), делал зарисовки и обмеры памятников, которые после его возвращения были представлены на выставке в Санкт-Петербурге. Тогда же Щуко начал работать как театральный художник в открытом Н. Н. Евреиновым петербургском Старинном театре, создал оформление постановки моралите «Нынешние братья» (1907) и драмы «Чистилище святого Патрика» П. Кальдерона (1911), в которых преобладали классические мотивы. С 1907 г. Щуко принимал участие в выставках объединения «Мир искусства», в 1910 г. вошёл в его состав.
Первыми постройками Щуко стали доходные дома К. В. Маркова на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге (дом 65, завершён в 1910; дом 63, 1910–1911) в стиле неоклассицизма, где колоссальный ордер задаёт ритм фасадов. В 1910 г. Щуко получил заказ на проектирование павильонов для Выставки изящных искусств в Риме и Международной торгово-экономической выставки в Турине (оба 1911; не сохранились). Выдержанные в стилистике русского ампира проекты принесли автору международное признание и звание академика архитектуры (1911).
После Октябрьской революции 1917 г. Щуко занимался оформлением мероприятий (праздник «К мировой коммуне» в честь II конгресса Коммунистического интернационала 19 июля 1920 в Петрограде, ныне Санкт-Петербург), работал как театральный художник, оформил в том числе постановки комедии «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1921, Большой драматический театр в Петрограде), оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди (1927, Государственный академический театр оперы и балета в Ленинграде, ныне Санкт-Петербург), трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина (1937, Государственный академический Малый театр в Москве).
С 1918 г. Щуко работал в соавторстве со своим учеником В. Г. Гельфрейхом. В стиле неоклассицизма они спроектировали пропилеи Смольного в Петрограде (1923–1925) – парадные ворота в виде парных пятиколонных портиков тосканского ордера. Под влиянием конструктивизма были созданы комплекс Иностранного отдела 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923, не сохранился), постамент памятника В. И. Ленину перед Финляндским вокзалом в Ленинграде (1925–1926, скульптор С. А. Евсеев). Кульминацией творческих поисков в этом направлении стало здание Театра драмы в Ростове-на-Дону (1930–1935, разрушено в 1943, восстановлено с изменениями в 1963). Оно включало театральный и концертный залы, библиотеку и музей; внешний облик определило сочетание остеклённых и облицованных светлым камнем поверхностей.
В 1928 г. Щуко и Гельфрейх выиграли конкурс на проект здания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина в Москве. Композиция библиотечного комплекса несёт черты конструктивизма, однако формально он выдержан в русле классицизирующего ар деко с использованием колоссального ордера и рельефных фризов и медальонов. Строительство основной части сооружений было завершено в 1941 г., книгохранилище сдано в эксплуатацию в 1958 г. (после смерти Щуко воплощением проекта занимался Гельфрейх).
В 1932 г. Щуко и Гельфрейх разработали версию в стиле ар деко для третьего тура конкурса на строительство Дворца Советов в Москве. После того, как был утверждён проект Б. М. Иофана, в 1933 г. они были также привлечены к работе над ним как соавторы, а с 1935 г. возглавляли мастерскую № 2 Моссовета, занимавшуюся реконструкцией центра столицы в связи со строительством Дворца Советов. Они работали над планировкой отрезка проспекта Дворца Советов вдоль западной стены Московского Кремля, площади Дворца Советов у его здания и площади Свердлова (ныне Театральная).
Архитекторы также спроектировали Большой Каменный мост в Москве (1935, совместно с архитектором М. А. Минкусом, инженером Н. Я. Калмыковым; реализован в 1936–1938). В 1938–1939 гг. по проекту Щуко и Гельфрейха в стиле ар деко выстроен главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (не сохранился).
Щуко преподавал в Санкт-Петербурге – Петрограде – Ленинграде: курс архитектуры на инженерно-строительном факультете Политехнического института (1907–1917), декоративную композицию и архитектурное рисование на Высших женских политехнических курсах (Женский политехнический институт; 1910–1917), с 1913 г. возглавлял Женские архитектурные курсы Е. Ф. Багаевой; в 1920–1929 гг. преподавал в Государственных свободных художественно-учебных мастерских (затем Вхутемас – Вхутеин).
Дети: Георгий (Юрий) Владимирович Щуко (1905–1960) – архитектор; Борис Владимирович Щуко (1906–1965) – театральный художник; Марина Владимировна Щуко (1915–1979) – актриса театра, народная артистка РСФСР; Татьяна Владимировна Щуко (1934–2016) – актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.