Гравитационная модель внешней торговли
Гравитацио́нная моде́ль вне́шней торго́вли (англ. gravity international trade model), экономико-математическая модель, позволяющая анализировать торговые потоки между странами. Автором подхода, в рамках которого гравитационная модель нашла применение в экономических исследованиях, считается голландский экономист, физик и математик по образованию Я. Тинберген. В своей работе 1962 г. он предложил базовую версию данной модели (Tinbergen. 1962). Значительный вклад в развитие и дополнение гравитационной модели внешней торговли внесли последователи Тинбергена Э. Лимер (Leamer. 1974), Дж. Андерсон (Anderson. 1979), Дж. Маккаллум (McCallum. 1995) и др.
В базовой (исходной) версии основная идея гравитационной модели заключается в следующем: при прочих равных условиях экспорт из одной страны в другую либо внешнеторговый оборот в целом между двумя национальными экономиками тем выше, чем больше их валовый выпуск (либо национальный доход или иной показатель объёма экономической активности, отражающий производственные возможности стран и размер их рынков), и тем ниже, чем больше расстояние между странами. При увеличении расстояния возрастают издержки международной транспортировки товаров, выступающие ограничением для развития торговых операций. Идея гравитационной модели в приложении к торговым связям между национальными экономиками – аналогия физического закона всемирного тяготения И. Ньютона: два тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
Гравитационная модель внешней торговли в своей наиболее простой версии может быть представлена следующим образом:
,
где – объём экспорта из -й в -ю страну (он же импорт -й страны из -й) либо величина внешнеторгового оборота между ними, и – размеры ВВП одной и второй страны соответственно, – расстояние между ними (обычно трактуется как расстояние между основными центрами производства или логистическими узлами), – оцениваемые коэффициенты эластичности, отражающие чувствительность объёмов внешней торговли к изменениям выпуска двух стран и к значению фактора расстояния между ними, и – константы для данных уравнений, – остаточная величина (случайная ошибка).
Для практических целей экономического анализа обычно применяют линеаризированную форму уравнения, полученную в результате логарифмирования исходного уравнения:
.
В рамках последующих исследований экономисты представили многочисленные модификации исходной версии гравитационной модели. Было предложено трактовать переменную (расстояние между странами) как обобщение всех возможных издержек международной торговли, т. е. не только транспортных, напрямую зависящих от физического расстояния между странами, но и издержек, связанных с преодолением различных торговых барьеров (в виде уплаты участниками внешнеторговых операций таможенных пошлин, затрат на преодоление нетарифных ограничений и др.). Также, согласно исследованию профессора Ноттингемского университета С. Боуиса с соавторами (Bougheas. 1999), прямое влияние на торговые издержки оказывает фактор развитости транспортной, логистической и телекоммуникационной инфраструктуры рассматриваемых стран.
Экономисты Национального бюро экономических исследований Дж. Андерсон и Э. ван Винкуп (Anderson. 2003) дополнили гравитационную модель новой объясняющей переменной , названной ими «многосторонним сопротивлением» (или «отдалённостью покупателя»). Содержательная интерпретация данного регрессора следующая: чем в большей мере затруднена торговля каждой из рассматриваемых стран (-й и -й) с другими регионами мира (например, из-за их географической удалённости от основных центров международной торговли и мировой экономической активности или из-за политических барьеров, препятствующих развитию торговых отношений), тем при прочих равных будет больше объём взаимной торговли между -й и -й странами. Действительно, чем больше затруднены для них альтернативные возможности организации сбыта своей продукции на зарубежных рынках, чем выше издержки и барьеры, препятствующие таким продажам, тем больше стимулов создаётся для взаимной торговли двух рассматриваемых стран.
Были предложены дополнительные переменные, которые можно включать в модель и оценивать их значимость: участие стран в одних и тех же международных интеграционных объединениях (зонах свободной торговли, таможенных союзах и т. д.); политическая дружественность или враждебность стран; наличие общей границы и приграничной торговли; владение населением рассматриваемых стран одним и тем же языком делового общения, наличие или отсутствие барьеров для обмена информацией; использование в странах одной и той же валюты; наличие или отсутствие выхода к морю; этническая и культурная близость населения стран либо наличие на их территории диаспор из стран-партнёров; историческая общность стран (нахождение в прошлом в составе одного государства); качество институциональной среды рыночной экономики в анализируемых странах, включая эффективность государственного регулирования, величину трансакционных издержек, политическую стабильность, распространённость коррупции и др.
Преимущества применения в экономических исследованиях гравитационной модели несомненны: она является удобным инструментом прикладного анализа внешнеторговых отношений отдельных стран, в том числе их географической структуры, позволяет учитывать необходимое количество факторов, влияющих на внешнюю торговлю, оценивать их воздействие, подбирать коэффициенты эластичности, прогнозировать товарные потоки и т. д. Известны попытки использования гравитационной модели для анализа и прогнозирования не только объёмов внешней торговли товарами и услугами между странами, но и движения между ними иных потоков экономических ресурсов – прямых и портфельных иностранных инвестиций и даже трудовых ресурсов (трудовой миграции).
В исследовании Тинбергена 1962 г. и ряде других работ 1960–1970-х гг. теоретическое обоснование гравитационного уравнения – в привязке к конкретным теориям международной торговли – отсутствовало, что дало повод для критических замечаний в адрес данной модели из-за её «нетеоретичности». Однако с середины 1970-х гг. стали появляться исследования (Leamer. 1974; Anderson. 1979; Bergstrand. 1990; Chaney. 2008 и др.), выводящие зависимость гравитационного типа из предпосылок наиболее известных в экономической науке теоретических парадигм, объясняющих международную торговлю: её классической теории (концепции сравнительных преимуществ Д. Рикардо), неоклассической теории факторной обеспеченности стран Хекшера – Улина, новой теории внешней торговли (подхода П. Кругмана, проанализировавшего установление внешнеторговых отношений в условиях выпуска дифференцированных в рамках отрасли благ на рынке монополистической конкуренции) и новейшей теории международной торговли (её анализа с позиций участия в торговых отношениях гетерогенных фирм, различающихся по уровню производительности). Таким образом, гравитационное уравнение внешней торговли оказалось возможным использовать для её изучения и моделирования в рамках различных парадигм экономической теории.