Зона свободной торговли
Зо́на свобо́дной торго́вли, группа из двух или более таможенных территорий (пространств, где в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны), на которых отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли в отношении практически всей взаимной торговли, происходящей на этих территориях. Классические международные соглашения о свободной торговле предполагают устранение тарифных и нетарифных, прежде всего количественных, барьеров во взаимной торговле товарами, тогда как каждая из стран-участниц сохраняет собственную систему регулирования торговли с третьими странами. Создание зон свободной торговли – первый этап процесса интеграции в экономике.
В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. В некоторых случаях она может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы.
Период с середины 1990-х гг. характеризуется значительным ростом количества региональных торговых соглашений. Это объясняется сравнительной лёгкостью переговоров по созданию зон свободной торговли: требуется частичная координация внешнеторговой политики, сохраняется независимость стран в формировании таможенной политики в отношении третьих стран, вопросы членства регулируются в рамках таможенных и валютных союзов либо более простых форм международной интеграции.
Создание зон свободной торговли способствует решению вопросов доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнёров необязательна, в отличие от более сложных форм международной интеграции, предполагающих наличие общих границ.
Договорённости в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (с 1995 – Всемирная торговая организация; ВТО) сформировали многостороннюю систему нижеследующих основных требований к созданию и функционированию зон свободной торговли.
Создание таких зон ВТО разрешает в порядке исключения из режима наибольшего благоприятствования (наряду с образованием таможенных союзов, ведением приграничной торговли, торговыми преференциями для менее развитых стран). В этих случаях страны – участницы ВТО имеют более благоприятные условия для развития взаимной торговли по сравнению с условиями для третьих стран.
В принципе такие соглашения члены ВТО должны заключать лишь с другими странами-членами, тогда как с прочими странами – лишь в порядке исключения, хотя на практике это требование не всегда исполняется.
Создание зон свободной торговли должно не только стимулировать торговлю между данными странами, но и не создавать дополнительных барьеров для третьих стран. Региональные соглашения призваны дополнять принципы формирования многосторонней торговой системы в рамках ВТО, а не противопоставляться ей.
Свободная торговля товарами должна быть взаимной и охватывать бо́льшую часть товарооборота между сторонами, включая основные секторы экономической деятельности. Торговля услугами также должна охватывать многие секторы, включая все способы оказания услуг.
Переход к зоне свободной торговли должен осуществляться в течение разумного периода времени, который может превышать 10 лет лишь в исключительных случаях. Считается, что это достаточный срок, чтобы подавляющее большинство национальных производителей адаптировались к новым условиям конкуренции.
Зоны свободной торговли различаются между собой: по количеству стран-участниц; сравнительным размерам национальных экономик стран; уровню экономического развития; количеству охваченных отраслей и товаров; характеру влияния на национальную экономику; продолжительности периода перехода к свободной торговле; степени реальной экономической взаимозависимости стран; роли политического фактора; традициям, ценностям, нормам регионального интеграционного процесса.
Наиболее известны следующие зоны свободной торговли.
Европейское экономическое пространство (European Economic Area, EEA) создано 1 января 1994 г. и предусматривает свободное перемещение товаров, капитала, услуг и людей в рамках Европейского единого рынка (внутреннего рынка ЕС), созданного 1 января 1993 г. и включающего в себя 27 государств – членов Европейского союза, а также – с определенными исключениями, установленными Соглашением о EEA, – охватывающего территории Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии. В Таможенный союз ЕС входят все страны – члены ЕС, а также кандидат в члены ЕС Турция и карликовые государства, граничащие с ЕС (Андорра, Монако и Сан-Марино). Таможенные сборы на грузы в рамках Таможенного союза ЕС не взимаются. Члены Таможенного союза используют общие внешние тарифы на все товары, ввозимые в ЕС; в свою очередь, ЕС должен вести переговоры в международных торговых сделках и организациях, таких как ВТО, исключительно как единое целое. Великобритания, несмотря на состоявшийся 31 января 2020 г. выход из ЕС, тем не менее сохраняет частичное членство в Таможенном союзе на условиях временного участия территории Северной Ирландии. Кроме того, ЕС и Великобританию связывает подписанное в 2020 г. соглашение о свободной торговле и сотрудничестве, согласно которому указанная территория сохраняет двусторонний статус как в едином рынке ЕС, так и на внутреннем рынке Великобритании.
Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение (Comprehensive Economic and Trade Agreement, CETA) – соглашение о свободной торговле между Канадой и Европейским союзом, подписанное участниками в октябре 2016 г. и предусматривавшее отмену 99 % таможенных пошлин между сторонами. Для Евросоюза CETA стало первым торговым соглашением с государством, входящим в G7. Большинство положений CETA применяются на временной основе уже с сентября 2017 г. Остальные части соглашения подлежат ратификации национальными законодательными органами. Тем не менее соглашение до сих пор не вступило в силу. Ряд экспертов связывают многолетнюю задержку с тем, что изначально соглашение СЕТА рассматривалось как прототип для гораздо более масштабного договора о свободной торговле между ЕС и США – Трансатлантического торгового партнерства (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP). Соответствующие переговоры активно велись в 2013–2016 гг., однако сторонам предполагаемого партнерства не удалось добиться согласия. В связи с выходом Великобритании из ЕС соглашение CETA с 1 января 2021 г. перестало на неё распространяться. В свою очередь, Великобритания в октябре 2020 г. заключила двустороннее соглашение о свободной торговле с Японией, а в ноябре 2020 г. – временное соглашение о свободной торговле с Канадой.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был создан на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и действует с 1 января 2015 г. Членами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия и Киргизия. Соглашения о создании зон свободной торговли подписаны ЕАЭС с Вьетнамом, Ираном, Сингапуром, Сербией.
Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN), одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. В ноябре 2020 г. страны ASEAN и их торговые партнеры заключили соглашение о зоне свободной торговли «Всестороннее региональное экономическое партнерство» (ВРЭП, или RCEP). Соглашение вступило в силу с 1 января 2022 г., среди его участников отсутствуют США и Россия. В ряду его участников – 15 стран Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Бруней, Камбоджа, Индонезия, Малайзия, Лаос, Мьянма, Филиппины, Таиланд, Вьетнам, Сингапур, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия и Австралия. К середине 2022 г. документ ратифицировали 10 из 15 стран – ожидается, что остальные государства присоединятся к договору в ближайшие месяцы. ВРЭП станет крупнейшим торговым соглашением в мире. Оно охватывает территорию, на которую приходится около трети населения планеты и почти треть (30,5 %) мирового ВВП. Для сравнения, на долю двух других крупных региональных торговых соглашений – USMCA (соглашение между США, Мексикой и Канадой) и EEA – приходится 28 % и 17,9 % мирового валового внутреннего продукта соответственно. Договор о зоне свободной торговли призван устранить более 90 % торговых тарифов среди стран-участниц. По оценкам Brookings Institution, ВРЭП может принести дополнительно 209 млрд долл. США к общемировым доходам ежегодно и 500 млрд к объёмам мировой торговли к 2030 г. ВРЭП, по мнению его участников, представляет собой альтернативу соглашению о Транстихоокеанском торговом партнерстве (ТТП), которое было заключено в феврале 2016 г. В ТТП должны были входить 12 стран – США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу. Планировалось, что в рамках ТТП будут объединены 800 млн человек и 40 % мирового ВВП. Также предполагалось, что в рамках ТТП будет создана зона свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В январе 2017 г. президент США Д. Трамп подписал меморандум о выходе страны из проекта ТТП. Соответственно, в марте 2018 г. 11 министров торговли государств ТТП договорились о сотрудничестве без участия США.
Северо-Американская зона свободной торговли (North American Free Trade Agreement, NAFTA), соглашение между США, Канадой и Мексикой (USMCA), вступившее в силу с 1994 г.; предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами.
МЕРКОСУР (Mercado Común del Sur), общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой (последняя временно приостановила свое членство). Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Гайана и Суринам в настоящее время имеют статус ассоциированных членов; Боливия – в процессе присоединения. Создан 26 марта 1991 г. на основании Асунсьонского договора, предусматривающего в качестве целей МЕРКОСУР свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы; установление единых ставок таможенного тарифа в торговле с другими государствами и осуществление в их отношении единой торговой политики; координацию макроэкономической и секторальной политики государств-членов в сферах внешней торговли, валютных систем, движения капиталов, услуг, транспорта.
Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.
Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой – соглашение, подписанное в 1992 г.
Бангкокское соглашение между Бангладеш, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланкой, подписанное в 1993 г. Его цель – содействие развитию торговли между странами-участницами путём выработки системы взаимных тарифных преференций.