Таможенный союз
Тамо́женный сою́з (англ. customs union), тип международной экономической интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами такого союза таможенных тарифов между собой и введение общего таможенного тарифа в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории; унификацию таможенного законодательства; единые меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Участники таможенного союза проводят единую внешнеторговую политику; для её реализации, как правило, создаётся наднациональный орган, которому делегируются полномочия тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в отношении третьих стран.
Таможенные союзы: история и современность
Одним из первых масштабных таможенных союзов стал Германский таможенный союз, объединивший 18 немецких государств 19 в. с населением около 26 млн человек. Эти государства отменили все таможенные преграды между собой, а пошлины, взимаемые на границах территории союза, распределяли между членами союза пропорционально числу жителей. Соглашения о Германском таможенном союзе вступили в силу с 1 января 1834 г. В течение первых 10 лет таможенные поступления всех участвующих стран выросли вдвое, одновременно снизились в два раза расходы на содержание таможни – в первую очередь в связи с сокращением длины таможенных границ. Таможенный союз в значительной мере способствовал промышленной революции в германских землях.
Из ныне действующих старейшим считается Южноафриканский таможенный союз (в него входят ЮАР, Ботсвана, Лесото, Намибия и Эсватини); соответствующий межгосударственный договор был подписан в 1910 г. В союзе действуют единый внешний тариф, поощряется свободное движение товаров внутри союза, а также установлена общая формула для распределения доходов от сбора таможенных и акцизных пошлин.
25 марта 1957 г. Бельгией, ФРГ, Францией, Италией, Нидерландами и Люксембургом было подписано соглашение об учреждении Европейского экономического сообщества, в рамках которого 1 июля 1968 г. был создан таможенный союз. По состоянию на конец 2022 г. его членами являлись 27 стран Европейского союза (ЕС), а также Турция, Андорра, Монако и Сан-Марино.
В 1967 г. Кенией, Угандой и Танзанией было создано Восточноафриканское сообщество, однако, просуществовав 10 лет, оно прекратило своё действие, возродившись лишь в 2000 г. В конце 2022 г. участниками Восточноафриканского таможенного союза были Кения, Танзания, Уганда, Бурунди, Руанда, Южный Судан и Демократическая Республика Конго.
В Центральной Африке таможенный союз со свободной торговлей между членами и общим внешним тарифом на импорт из других стран де-факто начал действовать с 1966 г.; официальный договор о создании Экономического сообщества государств Центральной Африки был подписан в 1994 г.
В 1969 г. был подписан Договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (изначально туда входили Аргентина, Бразилия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили и Уругвай); в 1994 г. для участников был введён единый внешний таможенный тариф.
С 1973 г. действует таможенный союз в рамках Карибского сообщества (15 государств бассейна Карибского моря), с 1991 г. введён единый таможенный тариф на импортные товары из третьих стран, вместо системы квот.
В 1991 г. был подписан договор о создании Общего рынка государств Южной Америки (МЕРКОСУР); соответствующий таможенный союз действует с 1995 г. (в его составе – Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай).
С 1 января 2003 г. приступили к формированию таможенного союза Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар, Кувейт и Бахрейн).
В 1993–1994 гг. была предпринята попытка интегрировать страны СНГ в экономический союз путём поэтапного формирования межгосударственной зоны свободной торговли, таможенного союза, общего экономического пространства под эгидой Российской Федерации. В январе 1995 г. Россия, Белоруссия и Казахстан предприняли попытку интеграционного сближения уже в более узком составе, подписав Соглашение о таможенном союзе. Киргизия присоединилась к соглашению в марте 1996 г., а Таджикистан – в феврале 1999 г. Однако изначально стран-участниц таможенного союза отличала низкая исполнительская дисциплина в части выполнения согласованных решений, в силу чего расходы на поддержание этого союза несла в первую очередь Россия. Осложняло формирование таможенного союза также отсутствие согласованных действий в отношениях с внешним миром. В конечном счёте стороны отказались от планов форсированного создания таможенного союза на основе унификации таможенной политики, и в октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан в октябре 2007 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном. В 2009 г. были приняты и ратифицированы международные договоры, составившие основу функционирования таможенного союза. В январе 2010 г. вступил в силу единый таможенный тариф трёх стран. С июля 2010 г. на территории России, Белоруссии и Казахстана вступил в силу единый таможенный кодекс. С апреля 2011 г. был отменён транспортный контроль на границе России и Белоруссии; с июля 2011 г. весь таможенный контроль был вынесен на внешний контур границ таможенного союза. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль. Одновременно со вступлением в Евразийский экономический союз, который начал функционировать с 2015 г., странами-участницами таможенного союза стали Армения (2 января 2015) и Киргизия (12 августа 2015). В 2013 г. о намерении вступить в Таможенный союз объявила Сирия, а в январе 2015 г. – Тунис.
По данным Всемирной торговой организации (ВТО) по состоянию на середину 2022 г., во всём мире действовало 16 таможенных союзов.
Таможенные союзы в экономической науке
Бум формирования таможенных союзов пришелся на середину 20 в.; тогда же появились и основные теоретические работы по этой теме. Согласно модели, созданной известным венгерским экономистом, профессором Университета Джонса Хопкинса консультантом Всемирного банка Б. Балашшой в 1961 г., экономическая интеграция, как модель европейской интеграции представляет собой пятиступенчатый процесс: 1) свободная торговля; 2) таможенный союз; 3) общий рынок; 4) экономический союз; 5) экономический и валютный союз. Теоретический вклад Балашши в разработку проекта европейской интеграции большинство экономистов считают наиболее значимым.
Американский экономист Дж. Вайнер (1892–1970), также известный своим вкладом в теорию торговой интеграции, фокусировался в своих работах, в отличие от Балашши, на последствиях формирования таможенных союзов и эффектах от беспошлинной торговли. Вайнер отмечал, что беспошлинная торговля между партнёрами по таможенному союзу снижает цены, вытесняя национальных производителей и увеличивая внутренний спрос; в результате производство товара в стране-участнице таможенного союза падает и вытесняется более дешёвой продукцией из стран-торговых партнёров.
Работы Дж. Вайнера придали импульс последующим исследованиям, направленным на выяснение условий, при которых региональные торговые соглашения либо улучшают, либо ухудшают благосостояние стран-участниц. Так, англо-канадский экономист Р. Липси представил новый подход к изучению этой проблемы, основанный на исследовании корреляции между условиями торговли и объёмами торговли. По мнению Липси, об эффективности регионального торгового соглашения можно судить по его влиянию как на условия торговли, выражающиеся в уровне цен, так и на её объёмы. Также Липси подчёркивал, что роль таможенного союза в формировании благосостояния стран-участниц в значительной мере зависит от того, как его функционирование влияет на торговые барьеры между его участниками и третьими странами.
Американский экономист А. Крюгер (род. 1934) подчёркивала, что успешность таможенного союза в плане объёма товарооборота, доступности цен и повышения благосостояния граждан стран-участниц может быть в существенной мере предопределена эффектом масштаба крупного рынка, обеспечивающим снижение издержек. Заметную роль в общем успехе могут играть также инвестиции, привлечённые в рамках таможенного союза.