Новейшая теория внешней торговли
Нове́йшая тео́рия вне́шней торго́вли (англ. «new» new international trade theory), одна из современных теорий международной торговли. Обосновывает источники возникновения внешней торговли и анализирует последствия участия в ней стран с товарными рынками, структура которых характеризуется монополистической конкуренцией; участниками рынка выступают гетерогенные фирмы (неоднородные по своим производственным возможностям и эффективности функционирования). Автором новейшей теории внешней торговли, сформулировавшим в начале 2000-х гг. её основные положения, считается американский экономист М. Дж. Мелиц (род. 1968) (Melitz. 2003). Значительную роль в популяризации данной теории в 2000-е гг. и позднее сыграли такие исследователи, как Э. Хелпман (Helpman. 2004), С. Р. Япл (Yeaple. 2005), Э. Б. Бернард (Plants and productivity in international trade. 2003) и др.
Отличие от новой теории внешней торговли
Новейшая теория внешней торговли продолжает анализ международных торговых отношений, проведённый в рамках новой теории внешней торговли (оформилась на рубеже 1970–1980-х гг.), с учётом практики международного бизнеса, характерной для 2000–2020-х гг. Предпосылки новой теории внешней торговли: реализация на отраслевых рынках внутренней экономии от масштаба, производство фирмами дифференцированных в рамках отрасли благ, монополистическая конкуренция. Важной предпосылкой анализа выступала «симметричность» фирм – участников рынка, их гомогенность (однородность), в том числе по критерию производительности. Считалось, что все такие фирмы не отличаются по критерию способности к внешнеэкономической деятельности и могут экспортировать свою продукцию на зарубежные рынки или осуществлять прямые инвестиции в зарубежные экономики. На специфических издержках, характерных для внешнеторговых операций или инвестирования за рубеж, которые несут соответствующие фирмы, внимание исследователей не акцентировалось, либо упрощённо предполагалось отсутствие подобных издержек.
В теоретических построениях новейшей теории внешней торговли М. Мелиц и его коллеги использовали указанные выше базовые предпосылки за исключением допущения об однородности (гомогенности) фирм на отраслевом рынке. Ориентируясь на практику бизнеса, они предположили неоднородность (гетерогенность) фирм, которые отличаются друг от друга по уровню своей производительности. В новейшей теории внешней торговли специфические издержки внешнеэкономической деятельности считаются важным фактором, оказывающим влияние на возможности реализации фирмой различных стратегий выхода на зарубежные рынки (путём экспорта своей продукции или посредством вложения прямых инвестиций с целью организации производства за рубежом).
Модель Хелпмана – Мелица – Япла
В рамках новейшей теории внешней торговли предложена модель обоснования выбора гетерогенными фирмами различных стратегий поведения на рынке, получившая название модели Хелпмана – Мелица – Япла (Helpman. 2004). Графическая иллюстрация модели приведена на рисунке.
В виде кривых представлены 3 функциональные зависимости между уровнем производительности (эффективности) фирмы и величиной получаемой прибыли или убытков: , и . Первая характерна для фирмы, которая ограничивает свои операции (производство и продажу товара) внутренним рынком; вторая – для фирмы, которая производит товар в стране своего базирования, но экспортирует его за рубеж, третья – для фирмы, которая приняла решение не только продавать товар за рубежом, но и перенести его выпуск в зарубежные страны. Все 3 случая рассматриваются отдельно. (Понятно, что на практике компания, получающая прибыть от продаж на отечественном рынке, не будет отказываться от этого рынка сбыта при организации продаж своей продукции в зарубежных странах или при выпуске продукции за рубежом, т. е. для такой компании будут актуальными сразу две функциональные зависимости.)
Все 3 кривые исходят из точек на вертикальной оси, обозначенных как , и . Длины отрезков от начала координат до этих точек характеризуют величину постоянных издержек, не зависящих от объёма выпуска фирмы. Эти издержки имеются и при нулевом объёме производства, т. е. при нулевой производительности, определяемой как выпуск в расчёте на единицу затрат ресурсов, именно они ответственны за соответствующие убытки фирмы.
Производство и продажа товара на внутреннем рынке
Фирма в силу наличия у неё постоянных издержек для безубыточности своих операций должна достичь или превысить пороговый уровень производительности, при котором прибыль окажется нулевой. Такой пороговый уровень производительности соответствует точке . Фирмы, не достигающие данного уровня в долгосрочном периоде и не субсидируемые кем-либо на постоянной основе, будут вынуждены свернуть свою деятельность и уйти с рынка.
Производство товара в стране базирования фирмы и его экспорт за рубеж
У фирмы возникают дополнительные постоянные и новые переменные издержки, которых не было раньше. При экспорте потребуются затраты на создание торговых представительств в зарубежных странах, на приспособление своего продукта к регулятивным особенностям зарубежных рынков (обеспечение соответствия техническим стандартам, проведение сертификации и др.) и к специфике вкусов и предпочтений зарубежных потребителей (для нового для них товара необходимо организовать ознакомление с ним). Всё это увеличивает постоянные издержки при реализации фирмой стратегии экспорта, поэтому точка на вертикальной оси графика расположена ниже, чем точка .
Новыми переменными издержками, величина которых зависит от объёма зарубежных продаж, выступают транспортные расходы и оплата таможенных пошлин (экспортных и импортных). Из-за их наличия при одинаковом приросте производительности фирмы, работающей только на внутреннем рынке, и фирмы-экспортёра прибыль последней будет увеличиваться более низкими темпами. На графике данное обстоятельство соответствует более пологой кривой по сравнению с кривой . Пороговый уровень производительности, обеспечивающий достижение нулевой прибыли компании-экспортёра, соответствует точке .
Производство и продажа товара за рубежом
При производстве товара за рубежом дополнительные постоянные издержки выше, чем при экспорте: к затратам на приспособление продукта к требованиям зарубежных рынков, на первоначальное ознакомление с ним потребителей из других стран добавляются единовременные капитальные затраты (инвестиции) на приобретение или создание «с нуля» производственных активов за рубежом, т. е. в данной модели в качестве постоянных издержек рассматриваются необходимые для подобного переноса производства прямые инвестиции в зарубежные экономики. Такие вложения существенно выше специфических постоянных издержек, обусловленных экспортом, поэтому на графике для фирмы – инвестора за рубеж отрезок от начала координат до точки больше, чем соответствующий отрезок до точки для фирмы-экспортёра.
В то же время в данном случае у фирмы не возникают переменные издержки, характерные для экспорта, – транспортные расходы и оплата таможенных пошлин. В результате угол наклона кривой будет таким же, как и угол наклона кривой , кривая окажется менее пологой, чем . Кривые и неизбежно пересекутся, проекция точки пересечения на горизонтальную ось обозначена на графике как уровень производительности фирмы . Это именно тот пороговый уровень производительности, при достижении которого рациональным стратегическим выбором фирмы станет отказ от экспорта своей продукции за рубеж в пользу инвестиционной стратегии переноса производства за рубеж, поскольку такой выбор обеспечит для фирмы бо́льшую прибыль в долгосрочном периоде.
Выводы
Фирмы с производительностью ниже в долгосрочном периоде покинут отраслевой рынок; фирмы с производительностью от до ограничат свою деятельность внутренним рынком страны базирования; фирмы с производительностью от до смогут экспортировать свою продукцию за рубеж (наряду с продажами на внутреннем рынке); фирмы с производительностью выше выбирают стратегию переноса производства за рубеж вместо экспорта продукции, произведённой в своей стране, и осуществляют для этого прямые инвестиции в зарубежные экономики (наряду с продажами на внутреннем рынке). На зарубежный рынок выходят (посредством экспорта или вложения прямых иностранных инвестиций) компании, отличающиеся более высокой производительностью, вытесняющие местные наименее производительные фирмы. Инвестиционную стратегию зарубежной экспансии реализуют наиболее производительные компании в отрасли.
Международная торговля и международное движение предпринимательского капитала, осуществляемые гетерогенными фирмами, функционирующими на отраслевых рынках монополистической конкуренции, позволяют повышать эффективность национальных экономик и мировой экономики в целом. Новейшая теория внешней торговли объясняет причины установления международной торговли с участием указанных фирм, прямого иностранного инвестирования, а также возникновения и развития транснациональных корпораций (многонациональных предприятий), являющихся результатом таких инвестиций.