Трансакционные издержки
Трансакцио́нные изде́ржки (англ. transaction costs), затраты денежных, временных и других ресурсов на поиск партнёров, ведение переговоров, сбор и анализ информации, подготовку, проведение, юридическое сопровождение, контроль и защиту сделок на рынке или внутри фирмы. Они представляют собой часть издержек производства наряду с трансформационными издержками. Трансформационные издержки – это затраты на факторы производства с целью физически преобразовать их в готовый продукт или услугу.
Происхождение и экономическое содержание трансакционных издержек
Содержание понятия «трансакционные издержки» с развитием экономической науки менялось и расширялось (Рисунок). Трансакционные издержки в экономике похожи на силу трения в физике – они ограничивают движение системы, при этом обеспечивая её функционирование. Трансакционные издержки – это «издержки эксплуатации экономической системы» (К. Эрроу, 1993). Любые действия в экономике (принятие решений, выработка или изменение планов, ведение переговоров, пересмотр условий сделки, разрешение спорных вопросов, контроль за соблюдением достигнутых договорённостей и т. п.) имеют взаимообязывающий характер, затрагивая всех участников взаимодействия (Р. Коуз). Большинство взаимодействий в рыночной экономике сводится к обмену, добровольному и взаимовыгодному. Достижение приемлемых для всех участников обмена условий требует от них определенных затрат усилий или ресурсов.
В институциональной экономике обмен получил название трансакции (от английского transaction – сделка; J. Commons, 1931). Трансакция – это не только и не столько передача товара (или услуги) и оплата его покупателем. Она также представляет собой взаимовыгодный обмен правомочий или прав собственности между участниками сделки на основе определенных правил, для обеспечения которого необходимы затраты ресурсов – трансакционные издержки.
Экономическое содержание трансакционных издержек «восходит» к понятию, известному в микроэкономике как альтернативные или неявные издержки. Экономическое действие или экономическое решение отдельного хозяйствующего субъекта по существу представляет собой экономический выбор между альтернативными вариантами использования ограниченных ресурсов. Выгода отвергнутого варианта и составляет альтернативные издержки, или цену выбранного способа использования ресурсов. Иными словами, трансакционные издержки часто выступают в неявном виде и не учитываются ни при исчислении бухгалтерских издержек, ни в цене товара. При этом они оказывают значительное влияние на распределение ресурсов и их эффективное использование.
Признание затратности обмена, а значит, наличия трансакционных издержек пришло в экономическую науку и практику с развитием капитализма и рыночной экономики. Родоначальником теории трансакционных издержек считается Р. Коуз, соответствующая работа была написана в 1937 г. и доступна для чтения на русском языке (Коуз Р. Фирма, рынок и право – С. 33–53.). Р. Коуз противопоставлял два разных способа осуществления трансакций: на рынке (на основе ценового механизма) и внутри фирмы (на основе управленческих решений и административного контроля). За счет иерархической структуры фирмы трансакции внутри нее имеют ряд экономических преимуществ в виде экономии времени и других ресурсов на поиски партнеров, ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение и контроль его выполнения. До Р. Коуза считалось, что издержки на принятие решений в условиях совершенной конкуренции равны нулю; беспрепятственность и бесплатность обмена, «автоматическое» действие рыночного механизма – это одно из допущений неоклассической экономической теории. После Р. Коуза экономическая наука стала различать положительные (ненулевые) издержки рыночных и внутрифирменных трансакций.
Если Р. Коуз считал, что основное содержание трансакционных издержек – это затраты на информацию об участниках, объекте и характере сделки и ее возможных последствиях, то Д. Норт уже признавал, что сущность трансакционных издержек заключается в затратах на оценку всех параметров сделки (полезные свойства товара, его цена, характеристики поведения тех, кто вступает в обмен) и на принуждение участников к выполнению ее условий. Здесь нет видимого противоречия. С углублением разделения труда и специализации, усложнением экономических взаимодействий и расширением сферы обмена усложнилось само понятие экономического блага (товара или услуги). Оно приобрело многосторонний и многозначный характер: одно и то же благо используется по-разному, имеет различную полезность и ценность для разных потребителей; благо порождает «поток услуг» (послепродажное и гарантийное обслуживание, страхование при покупке автомобиля, сложной бытовой техники; обращение к услугам врача, частной школы для детей или туристической фирмы). Растет производство и потребление символических, виртуальных благ, неявно требующих от участников трансакций затрат на их оценку. В процессе принятия экономических решений информация о степени проявления полезных свойств товара или услуги, о покупателях и продавцах становится товаром, а затраты на ее «приобретение» становятся издержками.
Ценность акта обмена для тех, кто в нем участвует, состоит в ценности полезных свойств благ и услуг, которые они создают. В свою очередь, ценность самих благ и услуг на практике определяется ценностью прав, передаваемых в ходе трансакции. Права собственности в институциональной экономике существуют в виде пучка правомочий (право на использование, право на распоряжение, право на доход и т. п.). От объема правомочий, связанных с объектом сделки и передаваемых экономическими агентами друг другу, зависит ценность этого объекта для каждого из них, причем для разных людей она может быть разной. При этом оценка правомочий и их защита, которая состоит в принуждении к выполнению условий трансакции, требуют издержек. По существу, трансакционные издержки – это издержки по обмену правами собственности. В передаче правомочий в ходе трансакций как на открытом рынке, так и внутри фирмы концентрируется вся совокупность действий и операций экономических агентов, но обмен не сводится к ней. Трансакцию обеспечивают множество других действий: сбор информации о ценах, качестве товара или услуги, торг (достижение договоренности) об ее условиях, контроль добросовестного выполнения договоренности партнерами, предотвращение влияния на сделку третьих лиц и т. д. Возникает, таким образом, множество разновидностей трансакционных издержек.
Виды трансакционных издержек и способы их минимизации
В экономической науке отсутствует общепринятая классификация трансакционных издержек, но есть определенная последовательность их возникновения в процессе подготовки, заключения сделки (ex ante), а также в период после заключения сделки (ex post) (Д. Норт, Т. Эггертссон, О. И. Уильямсон).
Издержки поиска информации состоят из затрат времени, а также денежных и других ресурсов на поиск информации о потенциальных покупателях и продавцах, а также информации о ценах. Ввиду несовершенства и неполноты информации, а также вследствие ограниченной рациональности могут возникнуть потери, которые включаются в трансакционные издержки данного вида. На рынках потребительских товаров это затраты и производителей с продавцами (изучение спроса, маркетинг, реклама, демонстрация качества товара), и покупателей (изучение рекламных проспектов, предложений компаний, посещение магазинов или интернет-сайтов, знакомство с отзывами в социальных сетях, наём посредников при покупке недвижимости).
Издержки ведения переговоров – это затраты на торг об условиях сделки, издержки выявления резервной цены (предельной цены, на которую может согласиться партнер, – Т. Эггертссон. 2001); затраты на заключение и оформление контрактов. Нарушения в оформлении контракта и ненадежность его защиты требуют повторных затрат и увеличивают трансакционные издержки этого вида. Также в процессе переговоров стороны могут пытаться переложить издержки достижения соглашения друг на друга. Средством минимизации здесь может быть образование фирмы как альтернативы сделке на открытом рынке (управленческие решения и административный контроль исключают затраты на ведение переговоров) или следование нормам рационального поведения (признание взаимовыгодности сделки, честность, доверие).
Издержки измерения – составная часть оценки полезных свойств экономического блага и характеристик участников обмена. Здесь издержки измерения – это все затраты времени и ресурсов потребителя-покупателя, в первую очередь связанные с оценкой блага. Измерения затратны, способами их минимизации выступают формы деловой практики, включая послепродажное обслуживание и гарантийный ремонт; фирменные ярлыки или торговые марки, которые сигнализируют о репутации фирмы; потребительские ассоциации. С целью минимизации издержек измерения возникли следующие институты: стандарты мер и весов, правила международной торговли (англ. International Commercial Terms, INCOTERMS), правила биржевой торговли, аукционов, профессиональные кодексы и другие соглашения.
Издержки спецификации и защиты прав собственности образуют ядро трансакционных издержек и служат показателем степени взаимовыгодности и добровольности экономического взаимодействия людей. Спецификация прав собственности – это установление границ, в которых индивиды могут действовать, преследуя свои интересы. Издержки спецификации здесь – самая затратная часть, хотя они и существуют в форме неявных издержек, в отличие от затрат на содержание судов, арбитража, государственных органов правопорядка, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав собственности. Высокие издержки спецификации и защиты прав собственности блокируют стимулы к предпринимательству, ограничивают формы деловой активности, что характерно для стран с развивающимися рынками или для трансформационной экономики, где не сформировалась «идеология консенсуса» (Д. Норт). Такая ситуация означает, что общество еще не достигло согласия по поводу неприкосновенности прав собственности и необходимости соблюдения формализованных, юридических правил. В этом случае высоки издержки физического контроля прав собственности: высокие заборы, содержание охраны и видеонаблюдения и другие подобные меры.
Издержки оппортунистического поведения (термин «оппортунистическое поведение» введен О. И. Уильямсоном в 1985) представляют собой разновидность издержек измерения, которые связаны с процедурой оценки поведения контрагентов в ходе трансакции и по ее завершении. Оппортунистическое поведение – действия, нарушающие условия сделки с целью получения односторонней выгоды. Это могут быть ложь, обман, сокрытие информации, невыполнение обязательств и другие действия, наносящие ущерб партнеру и нарушающие его права собственности. Основные формы оппортунистического поведения – неблагоприятный отбор (англ. adverse selection), риск недобросовестного поведения (англ. moral hazard) (оба термина ввел Ф. Найт, 1921) и вымогательство (англ. hold-up). Причина оппортунистического поведения в трансакциях или контрактах – неравномерное распределение информации (асимметрия информации) между участниками сделки, когда одна сторона полагается на другую, но получение информации о намерениях и действии другой стороны сопряжено с высокими издержками. Если речь идет о «скрытых характеристиках» (hidden characteristics), неизвестных покупателю качественных характеристиках товара (например, на рынке подержанных автомобилей; Дж. Акерлоф, 1970), то возникают издержки неблагоприятного отбора. Риск неблагоприятного отбора существует до совершения сделки, риск недобросовестного поведения возникает после совершения сделки.
В случае, когда асимметрия информации принимает вид «скрытых действий» (hidden action) или «скрытой информации» (hidden information) (понятия введены К. Эрроу), появляются издержки недобросовестного поведения. Еще одной разновидностью издержек, связанных с недобросовестным поведением, является отлынивание (англ. shirking) – работа с меньшей отдачей и ответственностью, чем необходимо по договору. Такая ситуация возникает, когда сделка предполагает совместную деятельность группы людей, или работу командой (А. Алчиан, Г. Демсец описали данный вид издержек в 1972), а оценка личного вклада каждого в общий результат невозможна или затруднена, что порождает проблему отрицательных стимулов и слабую связь вознаграждения с действительной производительностью работника. Отлынивание – частный случай проблемы отношений принципал – агент. Минимизировать издержки отлынивания можно ужесточением контроля за деятельностью агента (создание внутри компании специальных контролирующих подразделений); использованием акционерами фондового рынка и рынка слияний и поглощений с целью контроля за деятельностью наемных менеджеров; созданием системы стимулов, которая сводит к минимуму расхождение интересов агентов и интересов принципала (менеджеры владеют акциями, им выплачиваются бонусы).
Если асимметрия информации проявляется как «скрытые намерения» (hidden intentions), а сделка связана с инвестициями в специфические ресурсы (понятие введено Г. Беккером в связи с исследованием инвестиций в человеческий капитал в 1964), то возникают издержки вымогательства. Специфическим называется ресурс или актив, который в рамках данной сделки или контракта имеет наивысшую производительность и максимальную ценность; однако за пределами сделки его ценность будет незначительной. Речь идет о таких активах, как место для строительства электростанции; расстояние между молочной фермой и молокозаводом (оно важно для производства скоропортящейся продукции); уникальные знания и навыки работника, необходимые только в данном производстве. Владение специфическими активами делает участников трансакции незаменимыми. Эта ситуация получила название двусторонней монополии, когда дополнительная прибыль – квазирента (А. Маршалл) – распределяется между сторонами сделки и служит объектом потенциального вымогательства. Расторжение сделки означает потерю капитала, воплощенного в таких активах. Возникает соблазн шантажа (уволить или уволиться с работы в случае невыполнения условий по величине заработной платы, расторгнуть арендный договор в случае несогласия с изменением арендной платы), в целях вымогательства – присвоения всей квазиренты или ее большей части. Основная составная часть издержек вымогательства – потери, обусловленные отказом инвестировать в долгосрочные активы и проекты (образование и повышение квалификации работника, отказ от строительства крупных промышленных объектов, зависящих от источников сырья или логистики, и продвижения готовой продукции на рынок, если это не будет застраховано от издержек вымогательства). Средством минимизации издержек вымогательства являются долгосрочные контракты, создание фирмы как способа интеграции взаимозависимых ресурсов в качестве единого объекта собственности или формирование отношений, основанных на честности, доверии, эмпатии.
Экономическое значение трансакционных издержек
Трансакционные издержки сигнализируют экономическим агентам о необходимости изменить способ распределения или использования ограниченных ресурсов (формы деловой практики, тип предприятия) или технологию производства. Высокие издержки спецификации, защиты прав собственности и оппортунистического поведения вынуждают владельца ресурсов отказаться от долгосрочных инвестиций в наукоемкие технологии в пользу краткосрочных вложений, например в трудоёмкие технологии, что блокирует инновации. Трансакционные издержки формируют или ослабляют стимулы к экономическому взаимодействию и оптимальному использованию ресурсов.
Трансакционные издержки «создают» или меняют институты – правила и нормы поведения экономических агентов, а также механизмы контроля за их выполнением. Исторически рост издержек обмена привел к созданию системы институтов рынка, минимизирующих эти издержки (своды правил торговли, заключения сделок и защиты прав собственности, банки, биржи, финансовый рынок, адвокатские и нотариальные конторы, информационные бюро и пр.). Институты в свою очередь меняют структуру и величину трансакционных издержек. Например, институт административных барьеров или институт коррупции в экономике увеличивают все виды трансакционных издержек, что уменьшает выгоды экономического взаимодействия для ее участников.
Вопрос о количественном измерении трансакционных издержек является дискуссионным (Г. Демсец, 1968; J. Wallis, D. North, 1986). Выделение О. И. Уильямсоном трансакционных издержек ex ante и ex post позволяет давать им количественную оценку либо в денежной форме, либо в виде затрат времени. Можно отслеживать количественные изменения трансакционных издержек на микроуровне – путем суммирования прямых денежных затрат на сделку и затрат времени, помноженных на среднюю почасовую заработную плату; или на макроуровне экономики – путем анализа доходов фирм, которые занимаются сопровождением трансакций, защитой прав собственности, контролем за соблюдением условий сделок. Деятельность таких компаний порождает «трансакционные услуги» и образует в экономике «трансакционный сектор» (J. Wallis, D. North, 1986).