Экономическая география
Экономи́ческая геогра́фия, раздел социально-экономической географии, иногда понимаемый как её синоним. Изучает формы, структуры, процессы и закономерности территориальной организации экономической деятельности на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях. В традиционной экономической географии выделяют общую (теории размещения производства, экономическое районирование и др.), отраслевую (география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география торговли, география природных ресурсов и др.) и региональную (география мирового хозяйства, экономическая география Европы, Южной Америки, США, Китая, России, Московского региона и т. д.). За рубежом и в меньшей степени в России получили также развитие эволюционная, институциональная и поведенческая экономическая география.
Становление экономической географии как особой ветви географии связано с развитием общественного производства и территориального разделения труда. Первые национальные школы экономической географии возникли в Европе в 18 в. (немецкая камеральная статистика, французская коммерческая география). Позднее большое влияние на экономическую географию оказали классические теории размещения сельского хозяйства, промышленности, транспорта И. Г. фон Тюнена, И. Г. Коля, В. Лаунхардта, А. Вебера, А. Лёша.
Термин «экономическая география» впервые ввёл М. В. Ломоносов (1760). Формирование экономической географии как самостоятельной дисциплины в России произошло в конце 19 – начале 20 вв. и связано с работами по экономическому районированию (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Д. И. Менделеев, В. П. Семёнов-Тян-Шанский и др.) и с созданием В. Э. Деном первой отечественной научной школы экономической географии – отраслево-статистической. В советский период экономическая география развивалась преимущественно в рамках районной школы (Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский и др.), в которой разрабатывались оригинальные методы анализа территориальной организации хозяйства с использованием понятий и концепций экономического района и экономического районирования, энергопроизводственного цикла и территориально-производственного комплекса, учений о территориальной структуре хозяйства (И. М. Маергойз) и экономико-географическом положении (Баранский, Маергойз и др.). С 1970-х гг. традиционная экономическая география стала терять лидирующие позиции в связи с активным развитием региональной экономики, а также социальной, культурной и политической географии.
В современной экономической географии развиваются новые направления: география инноваций и инвестиций, конкуренции и конкурентоспособности, деловых и рядовых рыночных и социальных услуг, международной экономической интеграции, центров глобальной экономики, систем «центр – периферия», миграции технологий, труда и капитала, корпоративная география и др. В условиях постиндустриальной экономики экономическая география всё чаще занимается проблемами возникновения новых и трансформации существующих рынков товаров и услуг, размещением не столько предприятий, сколько филиалов, производств, технологий, сетей логистики, маркетинга и их географических сочетаний (т. н. теория кластеров, потеснившая своего предшественника – советскую теорию территориально-производственных комплексов) на сложившемся экономическом каркасе территории. На стыке экономической и социальной географии возникли география потребления и география занятости, с культурной географией − география экономических культур и т. н. культурных индустрий.
С региональной экономикой экономическая география не только взаимодействует, но и конкурирует, особенно при выполнении прикладных разработок. Учёт в теоретическом анализе экономики пространственного фактора привёл в конце 20 – начале 21 в. к формированию «новой экономической географии», или геоэкономики (П. Кругман, Фудзита Масахиса и др.) – уже как направления экономической науки.