Новая теория внешней торговли
Но́вая тео́рия вне́шней торго́вли (англ. new international trade theory), одна из современных теорий международной торговли. Обосновывает источники возникновения внешней торговли и анализирует последствия участия в ней стран с товарными рынками, структура которых характеризуется монополистической конкуренцией. Автором новой теории внешней торговли считается американский экономист П. Кругман (Krugman. 1979; Krugman. 1980), развивший и дополнивший на рубеже 1970–1980-х гг. модель монополистической конкуренции на товарном (отраслевом) рынке, предложенную несколькими годами ранее А. Дикситом (род. 1944) и Дж. Стиглицем (Dixit. 1977). Значительную роль в популяризации новой теории международной торговли в 1980-е гг. и позднее сыграли такие исследователи, как Э. Хелпман (Helpman. 1981), В. Норман, Фудзита Масахиса, Э. Венейблс и др.
Появлению новой теории внешней торговли предшествовало усиление сомнений среди экономистов в том, что разработанная в 1920–1960-х гг. и доминировавшая в тот период времени неоклассическая теория международной торговли (теория факторной обеспеченности стран Хекшера – Улина) способна достоверно объяснить все международные торговые потоки. Источником внешней торговли в рамках теории Хекшера – Улина считалась различная наделённость стран производственными факторами. Поэтому с её позиций было затруднительно объяснить развитие т. н. внутриотраслевой торговли (англ. intra-industry trade) – обмена между странами продукцией одной и той же отрасли, для изготовления которой были задействованы одни и те же или схожие факторы производства. Кроме того, теория Хекшера – Улина не могла объяснить рост внешней торговли между странами с развитой экономикой, обеспеченность которых факторами производства не очень сильно отличается (в схожих по этому критерию странах). Например, по данным одной из организаций в системе ООН – Конференции ООН по торговле и развитию, к 2020 г. в Европейском союзе (ЕС), страны которого в существенно меньшей степени различаются между собой по критерию обеспеченности производственными факторами по сравнению с другими регионами мира, доля внутрирегиональной (между странами ЕС) внешней торговли товарами достигла показателя примерно 60 % (Доклад о торговле и развитии. 2023. С. 138).
Наиболее значительным достижением в ходе поиска в 1970–1980-х гг. новых источников международной торговли, альтернативных факторной обеспеченности стран, стал отказ от характерных для неоклассической теории предпосылок о неизменности отдачи от масштаба производства и о совершенной конкуренции на товарных рынках. В противоположность прежнему подходу в новой теории внешней торговли предполагается, что в анализируемой отрасли реализуется экономия от масштаба (эффект возрастающей отдачи от масштаба выпуска, или положительный эффект масштаба), причём речь идёт о внутренней экономии от масштаба, когда эффект снижения средних издержек в расчёте на единицу производимого товара проявляется в рамках отдельной фирмы, наращивающей объёмы своего выпуска. Вместе с допущениями о производстве дифференцированных в рамках отрасли благ (модификаций одного и того же товара, которые отличаются по фирме-изготовителю, бренду, техническим характеристикам, качеству, долговечности и др.) и об отсутствии барьеров (либо умеренных барьерах) для входа новых фирм на рынок структура этого отраслевого рынка характеризуется монополистической конкуренцией, являющейся разновидностью несовершенной конкуренции.
Важной предпосылкой анализа в рамках новой теории внешней торговли выступает «симметричность» (гомогенность, однородность) всех фирм в рассматриваемой отрасли, для каждой из которых идентичны функции спроса и издержек. Считается, что каждая такая фирма выпускает свою разновидность базового товара данной отрасли, являющуюся неполным субститутом любой другой разновидности этого товара.
Долгосрочное равновесие для фирмы на рынке монополистической конкуренции в условиях автаркии страны
Положение фирмы в ситуации долгосрочного равновесия на отраслевом рынке монополистической конкуренции в экономике страны, находящейся в условиях автаркии (неучастия в международных экономических отношениях), представлено на рис. 1.
Если анализируемая фирма в краткосрочном периоде будет получать экономическую прибыль, то при низких барьерах для входа на рынок или их отсутствии это приведёт к появлению на нём новых фирм – монополистических конкурентов, способных производить свои разновидности базового товара, что понизит спрос на продукцию рассматриваемой фирмы (кривая ) до уровня средних издержек (кривая ). В результате долгосрочное равновесие установится в точке , в которой экономическая прибыль у фирмы отсутствует, цена единицы продукции окажется равной средним издержкам, а объём выпуска и продаж составит .
Долгосрочное равновесие для фирмы на рынке монополистической конкуренции при установлении свободной внешней торговли
Если страна откажется от политики автаркии и вступит в международные торговые отношения, свободные от каких-либо ограничительных мер внешнеторговой политики, фирма сможет продавать свою разновидность базового товара не только на отечественном рынке, но и за рубежом. Теперь спрос на её продукцию будут предъявлять не только отечественные, но и зарубежные потребители из всех стран, участвующих в международной торговле.
Новая кривая объединённого мирового спроса на продукцию фирмы обозначена как (см. рис. 2). Для покупателей на мировом рынке доступен больший потребительский выбор из большего набора разновидностей базового товара, производимого фирмами из различных стран, чем для отечественных потребителей на рынке одной лишь страны в условиях её автаркии, т. е. спрос на каждую отдельную разновидность товара (продукцию каждой отдельной фирмы) характеризуется большей эластичностью (по цене). Поэтому кривая спроса на графике мирового рынка будет более пологой, чем кривая спроса на графике национального рынка в ситуации автаркии. Предполагается также, что анализируемая фирма выдержит более интенсивную конкуренцию с участием соперников из различных стран мира и не покинет данный отраслевой рынок.
В связи с возможностью входа на данный мировой рынок новых производителей модификаций базового товара в долгосрочном периоде равновесие установится в точке , где экономическая прибыль у фирмы отсутствует, цена её продукции равна средним издержкам, а объём выпуска и продаж достигает величины .
Анализ вступления страны с отраслевым рынком монополистической конкуренции в свободную международную торговлю, проведённый с позиций определения места на рынке одной фирмы, приводит к следующим выводам: цена единицы выпускаемой продукции сокращается (с до ), объём выпуска каждого производителя, не покинувшего рынок, растёт (с до ), при этом для мировых покупателей товара расширяется потребительский выбор.
Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции в условиях автаркии страны
Другой уровень анализа заключается в рассмотрении состояния отраслевого рынка в целом с учётом функциональных зависимостей между количеством фирм, действующих на нём, и цены, а также средних издержек выпуска единицы продукции. Используются указанные выше предпосылки о «симметричности» всех фирм на рынке в любой стране мира (при этом каждая из фирм производит свою разновидность товара в условиях проявления внутренней экономии от масштаба), об отсутствии или низких барьерах для входа новых фирм на рынок. Применяется также важное допущение о неизменности величины предельных издержек при изменении объёма выпуска. Графическое представление данного рынка в состоянии долгосрочного равновесия в стране, находящейся в условиях автаркии, приведено на рис. 3.
Из двух функциональных зависимостей одна формализуется в рамках рассматриваемой модели следующим образом:
,
где – количество фирм на рынке; – предельные издержки; – параметр, отражающий чувствительность рыночной доли продаж фирмы к устанавливаемой цене продукции (являющийся константой).
Зависимость (1) и соответствующая ей кривая на рис. 3 отражает связь между числом фирм (или модификаций товара) в отрасли и ценой, устанавливаемой за единицу товара. Содержание данной зависимости следующее: чем больше фирм действуют на отраслевом рынке, тем интенсивнее конкуренция между ними и, следовательно, тем ниже цена, которую каждая фирма может запросить за свой товар.
Для другой зависимости в новой теории внешней торговли предложена следующая формализация:
,
где – количество фирм на рынке; – объём продаж отрасли в целом (в физическом выражении); – постоянные издержки; – предельные издержки.
Зависимость (2) и соответствующая ей кривая на графике отражает связь между числом фирм (или модификаций товара) в отрасли и средними издержками на производство единицы продукции одной фирмы. Логическое содержание этой зависимости напрямую связано с проявлением в отрасли эффекта возрастающей отдачи от масштаба: чем больше фирм действуют на рынке, тем при прочих равных условиях (в том числе при неизменном суммарном объёме продаж на рынке) меньше величина выпуска и продаж каждой из них и, следовательно, тем выше средние издержки в расчёте на единицу продукции.
В точке , в которой установится долгосрочное равновесие (когда экономическая прибыль каждого отдельного производителя снизится до нуля), количество фирм, действующих на рынке, составит величину , а цена единицы товара достигнет уровня .
Долгосрочное равновесие на мировом рынке монополистической конкуренции при установлении свободной внешней торговли
Если страна откроет свой рынок для свободной от ограничений международной торговли, то изменится предмет анализа: теперь это не отраслевой рынок отдельной страны, находящейся в условиях автаркии, а мировой рынок данной отрасли, на котором взаимодействуют производители и потребители дифференцированных благ из всех стран, участвующих в международной торговле. На мировом рынке рассматриваемого товара суммарная величина продаж (размер, или ёмкость, рынка), естественно, больше, чем в каждой отдельной стране в ситуации её автаркии (см. рис. 4).
Положение кривой , отражающей функциональную зависимость (1), остаётся таким же, как на рис. 3, поскольку размер рынка не является фактором, определяющим связь между количеством фирм на нём и ценой единицы продукции.
Иначе обстоит дело с кривой , отражающей зависимость средних издержек от числа фирм на рынке. В уравнении (2) присутствует параметр , представляющий именно размер рынка – объём продаж на нём. Увеличение параметра приводит к сдвигу вправо – вниз кривой (рис. 4). Действительно, для любого неизменного количества фирм при увеличении ёмкости рынка объём продаж, приходящийся на каждую отдельную фирму, будет больше и средние издержки выпуска единицы продукции окажутся ниже, чем для случая с меньшим размером рынка (рынком одной страны в условиях её автаркии).
Выводы
Установление свободной внешней торговли на отраслевом рынке монополистической конкуренции приводит к снижению цены товара (с до ) и средних издержек выпуска единицы продукции. Увеличивается также число фирм, представленных на рынке, а следовательно, становится больше число модификаций базового товара, доступных для потребителей. Увеличение числа фирм означает, что на всём мировом рынке будут функционировать фирм различной национальной принадлежности и это количество больше, чем фирм на закрытом от международной торговли рынке отдельной страны. При этом в каждой отдельной стране, вступающей во внешнеторговые отношения, количество национальных фирм в данной отрасли может сократиться, поскольку часть из них не выдержит более интенсивной конкуренции на мировом рынке.
И при анализе положения отдельной фирмы на рынке, и при рассмотрении рынка в целом эффекты вступления страны в международную торговлю оказываются схожими: снижается цена продукта, расширяется потребительский выбор, повышается полезность для потребителей. В каждой отдельной стране открытие своего рынка для внешней торговли не предполагает значительного негативного влияния на объём выпуска и занятости в отрасли, поскольку уход с рынка отечественных фирм, не выдержавших международной конкуренции, может быть компенсирован расширением выпуска и занятости у других, более эффективных национальных компаний.
Новая теория внешней торговли предполагает более оптимистические социальные последствия установления международной торговли в отличие от неоклассической теории Хекшера – Улина. Согласно последней, для основной массы населения – наёмных работников – от вступления страны во внешнеторговые отношения возможны серьёзные негативные эффекты, проявляющиеся в виде снижения среднего уровня реальной оплаты труда, если в данной стране изначально (до установления международной торговли) труд был относительно дефицитным в сравнении с ситуацией в странах – торговых партнёрах.