Этническая общность
Этни́ческая о́бщность, группа людей (народ), обладающих общим самосознанием (этнической идентичностью), а также обычно общими языком и чертами культуры. Наличие этнической идентичности считается главным признаком этнической общности, на основе которого складывается сама общность и отличающие её те или иные характеристики (этничность). В мире насчитывается свыше 5 тыс. этнических общностей численностью от нескольких сотен (ижора, караимы, сету, энцы и др. в России) до 100 и более млн человек (русские, ханьцы, хиндустанцы и др.). Целостность этнической общности поддерживается характером расселения и численностью народа, внутригрупповой брачностью (эндогамией), а также социальным и общественно-политическим статусом членов. Её размыванию и даже исчезновению способствуют различные формы культурного доминирования (ассимиляция), а также прямое или косвенное насилие в отношении её членов (этноцид). Этнические общности могут сближаться с другими типами общностей: их признаки приобретают группы, объединённые общностью религии (этноконфессиональные общности, например кряшены, езиды, копты), расовой отличительностью (этнорасовые общности, например афроамериканцы), социально-профессиональным статусом (касты). Этнические общности отличны от гражданских наций, однако наличие у нации культурной отличительности сближает её с этнической общностью.
Понятие «этническая общность» в поздней советской науке заменила группу понятий, связанных с термином «этнос». В 1983 г. Ю. В. Бромлей предложил классификацию этнических общностей по уровням и типам [этнос, метаэтническая (или надэтническая) общность, субэтническая группа, этнографическая группа; ЭСО – этносоциальный организм и этникос], где коренное понятие «этнос» трактовалось в традициях примордиализма. Такая схема устанавливала неравенство между типами этнических общностей, они разделялись на условно «основные» и «второстепенные». В 1990-х гг. российские учёные и общественные деятели для избегания подобной искусственной иерархизации стали использовать более нейтральные понятия «этническая общность» или «народ», «национальность», а в мировой науке и общественной практике широко используются понятия «этническая группа», «этнии» и др. В 2000-х гг. классификация Ю. В. Бромлея была признана устаревшей.
С 1960-х гг. за рубежом (Ф. Барт, Р. Брубейкер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум), а с 2000-х гг. в России (В. А. Тишков, С. В. Соколовский) активно критикуется само эссенциалистское (примордиалистское) понимание этнических общностей. При анализе они часто оказываются социально-политическими и интеллектуальными конструктами, результатом политических и культуртрегерских проектов, элитных предписаний (конструктивизм), а носители этнической идентичности обладают сложным и подвижным самосознанием. В РФ в науке и в общественной практике в данном случае чаще используются понятия «народ», «национальность», «нация» (последнее – в этнокультурном, а не в гражданско-политическом смысле).