Миграция рабочей силы
Мигра́ция рабо́чей си́лы (трудовая миграция; англ. Labour migration), передвижение рабочей силы между границами государств (международная трудовая миграция) или административными границами в пределах страны (внутренняя трудовая миграция) с целью занятия оплачиваемой деятельностью. Маятниковые перемещения в связи с работой трудовой миграцией не считаются.
Общепринятого определения трудовой миграции не существует. Чаще всего термины «трудовой мигрант» и «трудовая миграция» в международном контексте даются в определении Конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принятой в 1990 г. Согласно Конвенции, «трудящийся-мигрант» – это лицо, «которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является» (п. 1 ст. 2). Конвенция выделяет подкатегории трудящихся-мигрантов, на которые распространяется её действие: приграничных работников, сезонных трудовых мигрантов, моряков на судах под иностранными флагами, работников стационарных морских установок под иностранной юрисдикцией, лиц, чья работа связана с международными переездами на короткие периоды, иностранцев, приглашённых или направленных в страну для выполнения конкретных проектов, а также работников целевого найма, прибывших для выполнения временных или краткосрочных работ и др. В отдельную группу выделяется трудовая миграция, связанная с внутрифирменными переводами: компании, у которых есть представительства или филиалы в стране назначения, в упрощённом порядке обеспечивают переезд своих сотрудников. В зависимости от правил законодательного регулирования конкретной страны трудовыми мигрантами могут считаться самозанятые и работающие по найму. Однако в России иностранцы могут быть самозанятыми, если только они являются гражданами одной из стран ЕАЭС. Не считается трудовой миграцией оплачиваемая работа иностранцев, являющихся инвесторами и предпринимателями, сотрудниками международных организаций, дипломатических миссий, учащихся и стажёров.
Международная трудовая миграция
Международную трудовую миграцию можно классифицировать по нескольким критериям. Длительность пребывания или проживания в стране назначения разделяет трудовую миграцию на постоянное жительство, временную (в том числе возвратную и циркулярную) и краткосрочную (в том числе сезонную) трудовую миграцию. Трудовыми мигрантами считаются иностранцы (занятые и безработные), входившие в состав рабочей силы страны проживания или пребывания на протяжении определённого периода наблюдения. Концепция смены места постоянного жительства выделяет трудовых мигрантов – резидентов страны (постоянных жителей) и нерезидентов, не меняющих страну постоянного проживания. Этот подход был принят в том числе для нужд статистики трудовой миграции (ILO 2018, 2021). Временная и краткосрочная трудовая миграция предполагает возвращение мигранта в страну происхождения после работы за границей.
Отдельный класс трудовой миграции представляет сезонная трудовая миграция, связанная с занятостью в отдельных секторах экономики. В 2000–2020-е гг. получила распространение циркулярная трудовая миграция, для которой характерны перемежающиеся периоды относительно длительной (до нескольких лет) работы за границей и последующего возвращения на родину. Временные формы трудовой миграции рассматриваются как предпочтительная альтернатива миграции на постоянное жительство, т. к., с одной стороны, такая миграция обеспечивает потребности местного рынка труда в квалифицированной рабочей силе, а с другой, приводит к формированию мигрантских анклавов и общин, поскольку семья мигранта остаётся на родине (Skeldon. 2010). Страны-доноры получают двойную выгоду: от денежных переводов, пока работники находятся за границей, а после их возвращения – от увеличения человеческого капитала (приобретение нового опыта и навыков рабочей силы) (Zimmermann. 2014).
Временная трудовая миграция может классифицироваться по уровню квалификации работников на квалифицированную и неквалифицированную миграцию, что учитывается при разработке миграционной политики. Как правило, миграция с правом постоянного проживания разрешается квалифицированным работникам. Помимо вида на жительство и права на долгосрочную работу они получают возможность привезти членов своей семьи и иные социальные гарантии. Преференции для таких мигрантов могут устанавливаться при заинтересованности принимающих стран в миграционном притоке для решения демографических проблем за счёт мигрантов с хорошим человеческим капиталом. Примером каналов долгосрочной миграции квалифицированной рабочей силы является система т. н. голубой карты для квалифицированных мигрантов из третьих стран, желающих работать в ЕС. В 2020 г. в Германии было выдано более 15 тыс. голубых карт (вполовину меньше, чем в 2019). Применяемые во многих странах льготы для выпускников местных вузов при получении права на проживание также могут рассматриваться как благоприятная политика в отношении квалифицированных мигрантов. В последние годы многие страны пересматривают подходы к регулированию трудовой миграции разного уровня квалификации средствами ограничения сроков проживания или прав на переезд с семьёй; получают распространение программы квалифицированной миграции без предоставления права на постоянное проживание. Доступ на рынок труда трудовой миграции, как правило, реализуется в двух вариантах, которые в практике отдельно взятой страны могут сочетаться.
Первая модель основана на спросе со стороны работодателя и предполагает предварительное приглашение (спонсируемая миграция); вторая – на предложении со стороны трудовых мигрантов (независимый канал миграции). Работодатели, желающие нанять иностранца, должны подтвердить потребность в конкретном работнике, отсутствие подходящих предложений со стороны местной рабочей силы и свою способность оплачивать труд мигранта. Спонсорская поддержка рассматривается как гарантия востребованности определённых компетенций и квалификаций. Власти дают разрешение на приглашение и наём мигранта. Функцией государства в рамках этой модели является проверка обоснованности привлечения иностранной рабочей силы и соблюдения условий найма с целью обеспечения защиты внутреннего рынка труда, установление более широких критериев найма, включая пороговый уровень заработной платы, квалификации, опыта работы и др., количественных квот, сроков пребывания. Примером такой формы привлечения является система трудовой сертификации, применяемая в США. Организованные формы миграции могут считаться разновидностью миграции по приглашению работодателя.
Независимая трудовая миграция предполагает свободную конкуренцию между иностранными работниками в поиске вакансий в принимающей стране. В отношении таких работников (часто имеющих намерение переезда на постоянное место жительства) принимающие страны могут применять методы довыездной оценки и отбора потенциальных иммигрантов. Примером являются балльные системы Австралии, Канады и Великобритании, позволяющие оценить комплекс характеристик потенциальных мигрантов (возраст, опыт работы, знание языка и пр.) и выбрать лучших. Несмотря на очевидные преимущества балльной системы – объективность критериев и прозрачность процедуры отбора (Papademetriou. 2011), она не даёт гарантий трудоустройства, что может вызывать безработицу среди мигрантов или недоиспользование их квалификаций (Reitz. 2005).
Масштабы международной трудовой миграции значительны. Глобальные потоки трудовой миграции невозможно оценить из-за различий в методологии учёта в отдельных странах, в используемых источниках данных и из-за трудностей дифференциации постоянных и временных трудовых мигрантов. Можно предположить, что речь идёт о миллионах человек, ежегодно покидающих свои страны для работы за рубежом. Количественные оценки относятся к потокам (flows) за период и контингентам (накопленной численности) (stocks) трудовых мигрантов, постоянно проживающих вне страны своего рождения и в том числе уже получивших гражданство страны проживания. Согласно данным ООН и её агентств (МОТ, МОМ), в 2019 г. численность трудовых мигрантов в мире достигла 169 млн человек. Это составило 2/3 от общей численности международных мигрантов (273 млн) и около 70 % мигрантов в возрасте от 15 лет и старше (ILO 2021). В 2020 г. общая численность международных мигрантов выросла до 281 млн (World Migration Report 2022). В 2019 г. почти четверть всех трудовых мигрантов (24,2 %) проживали в странах Западной, Северной и Южной Европы, 8 % – в странах Восточной Европы, 22,1 % – в государствах Северной Америки, 14,3 % – в арабских странах (ILO 2021). По расчётам МОМ, в 2019 г. 67 % (или около 113,9 млн человек) всех трудовых мигрантов жили в странах с высоким уровнем дохода, 29 % (49 млн) – в странах со средним уровнем дохода и только 3,6 % (6,1 млн) – в странах с низким уровнем дохода (World Migration Report 2022). Доля женщин среди трудовых мигрантов в среднем составила 41 % и существенно разнилась по регионам мира. В Южной Азии и арабских странах она не превышала 20 %, в странах Африки и Латинской Америки находилась в пределах 30–40 %, в Европе и Северной Америке приближалась к 50 %. Большинство трудовых мигрантов в 2019 г. были заняты в сфере услуг (66,2 %), промышленности (26,7 %) и сельском хозяйстве (7,1 %) (ILO 2021).
Измерение трудовой миграции, так же как и других её форм, может выражаться в потоках мигрантов или миграций за период и контингентах (накопленной численности) мигрантов в стране на конкретную дату. В принимающих странах для измерения трудовой миграции широко используются административные данные о разрешениях на работу, въездных рабочих визах, видах на жительство с целью работы. В 2020 г. в странах ЕС 17 % контингента иностранцев с действительными видами на жительство получили его в связи с работой, уступая только миграции по линии воссоединения семей (Employment of immigrants). Члены семей трудовых мигрантов, которым разрешён переезд вместе с основным заявителем, также отражаются в статистике трудовой миграции, т. к. получают разрешительные документы того же класса. Хотя административные источники дают представление о численности иностранцев с действительными разрешениями на работу или видами на жительство на конкретную дату, статистика контингентов трудовой миграции чаще всего основана на материалах выборочных обследований домашних хозяйств, таких как обследования рабочей силы, бюджетов домохозяйств или уровня жизни, с модулем вопросов по трудовой миграции. Обследования компенсируют отсутствующие в административной статистике сведения о мигрантах из стран, входящих в зону свободного перемещения рабочей силы. Например, консолидированное обследование рабочей силы ЕС показало, что в 2020 г. почти 9,5 млн человек (3,3 % населения трудоспособного возраста ЕС) проживали в стране ЕС, отличной от страны их гражданства (Who are the most mobile EU citizens?). В то же время в ЕС были заняты 8,6 млн граждан третьих стран (Overall figures of immigrants in European society). В странах происхождения мигрантов выборочные обследования рабочей силы, уровня жизни, бюджетов домохозяйств и т. п. служат основным источником сведений о трудовой миграции. В анкету включаются вопросы о наличии в составе домохозяйств мигрантов, в том числе уже вернувшихся домой. Подобные обследования позволяют оценить масштабы трудовой миграции и изучить её влияние на благосостояние домохозяйств. Большой опыт таких обследований накоплен в странах Центральной Азии, в Молдавии, на Украине.
Политика в сфере трудовой миграции формализуется в национальном законодательстве и международных договорах – двусторонних или коллективных, а её характер зависит от приоритетов страны. Принимающие государства используют разные подходы к трудовым мигрантам в зависимости от уровня квалификации и с учётом потребностей страны. Предпринимаемые меры должны обеспечить относительное соответствие между предложением иностранной рабочей силы и спросом на неё. Основными инструментами миграционной политики является выдача разрешительных документов иностранным работникам – рабочих виз, разрешений на работу или видов на жительство соответствующего класса, лицензирование или сертификация работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, отбор мигрантов с помощью балльной системы или иных методов и пр. Для решения дефицита трудовых ресурсов в отдельных профессиях, видах экономической деятельности или регионах страны устанавливаются преференции и создаются специальные программы трудовой миграции. Такая практика осуществляется в Австралии, Канаде и ряде других государств. Разнообразие каналов трудовой миграции повышает эффективность миграционной политики, позволяет более успешно сочетать специфические потребности рынка труда принимающей страны и возможности мигрантов, желающих приехать на работу. Например, в Австралии существует около 20 типов виз для разных классов трудовой миграции, включая краткосрочную, временную и с правом постоянного проживания. Особые условия устанавливаются для выпускников австралийских вузов, носителей отдельных профессий, лиц, желающих работать в особых регионах страны. Примеры оформленной миграционной политики стран-доноров трудовых мигрантов встречаются реже, а возможности регулировать потоки выбывающих ограничены. Положительным и наиболее известным примером считается опыт Филиппин, стимулирующих трудовую миграцию, где со стороны государства осуществляется системная довыездная помощь в профессиональной подготовке, поиске работы и заключении контрактов, что существенно упрощает положение тысяч граждан этой страны, в том числе с точки зрения защиты их прав за рубежом. При сильном государственном контроле над выбытиями, редком в современном мире, могут применяться формы организованного набора и ротации работников на основе двусторонних соглашений. В условиях единого рынка труда и свободного перемещения рабочей силы, свойственных межгосударственным интеграционным объединениям, международные трудовые мигранты, имеющие гражданство одной из стран-участниц, получают допуск на рынок труда на тех же основаниях, что и граждане государства назначения, а регуляторы привлечения иностранной рабочей силы относятся только к гражданам третьих стран.
Внутренняя трудовая миграция
Внутренняя трудовая миграция имеет общие черты с международной в части факторов выталкивания и притяжения. Классификация внутренней трудовой миграции возможна по принципу времени или сезонности, при этом также можно выделить переезды с целью работы, связанные с переменой места постоянного жительства. В пределах страны́ могут применяться механизмы межрегионального перераспределения рабочей силы – преимущественно в форме экономических стимулов для потенциальных работников, специальных программ привлечения трудовой миграции для реализации конкретных проектов. Внутренняя трудовая миграция является важнейшим механизмом процесса урбанизации. Измерение внутренней трудовой миграции чаще всего основано на материалах переписей и обследований рабочей силы; вопросы о месте постоянного жительства и месте нахождения работы показывают масштабы межрегиональной трудовой миграции.