Логистика
Логи́стика, управленческая деятельность, включающая планирование, организацию и контроль внутренних и внешних потоков материалов, товаров, финансов, информации с целью оптимального удовлетворения требований потребителей. Современная логистика включает, наряду с традиционными задачами (снабжение, транспортные операции), управление запасами и материальными потоками в производстве, процессами по складированию в сети распределения, сервисными потоками в туристическом и гостиничном бизнесе и др. В логистическую стратегию входят: планирование транспортных схем движения потоков; оптимизация уровня запасов товаров в звеньях цепочки поставок; формирование планов поставок и закупок; обеспечение эффективности внутрипроизводственных потоков; оценка и принятие решений по выбору конкретных участников цепочки поставок с учётом различных факторов; риски менеджмента, систем безопасности и надёжности цепочки поставок; создание новых видов тары и упаковки; системная интеграция программного обеспечения, выбор информационной технологии, связывающей участников цепочки поставок и оптимизацию информационных потоков; формирование комплексной системы ключевых параметров оценки эффективности логистического управления.
На основе последовательного объединения в единую сеть стратегически главных партнёров при движении материальных и связанных с ними финансовых и информационных потоков развивается современное направление логистики – управление цепочками поставок (УЦП; Supply Chain Management, SCM), позволяющее обеспечить высокий уровень сервиса, надёжность, оптимизацию уровня материальных, товарных, финансовых и иных ресурсов и сокращение времени их оборота. Формирование и управление цепочкой поставок предполагает, с одной стороны, гибкость и снижение совокупных затрат в целом в цепочке, а с другой – рост затрат по созданию современных складских комплексов, увеличению указанных ресурсов в отдельных звеньях цепочки, по переналадке производства, на обучение и подготовку персонала и др.
В условиях глобализации рыночных отношений возникают новые системы логистики, например «Сделать или купить» (Make or buy), в которых стратегической задачей является межстрановая интеграция и кооперация в цепочках поставок, в увязке с развитием аутсорсинга и логистической интеграции различных хозяйственных структур на базе единой информационной системы управления потоками. В рамках системы «Сделать или купить» оценивается целесообразность собственного производства отдельных видов комплектующих или видов продукции с учётом регионального или странового аспекта, количества поставщиков и их потенциальных производственно-технологических возможностей, внутренних и внешних рисков. Решение данной задачи связано с оценкой целесообразности передачи некоторых видов деятельности, функций на аутсорсинг.
Система «Точно в срок» (Just in time) решает задачу, в которой определённая часть деталей и узлов, необходимых для производства конечной продукции, поставляется от производителя комплектующих (или дистрибьюторных центров) в соответствии с чётко заданным графиком производства, а другая часть обеспечивает непрерывность производственного процесса на основе содержания текущих и страховых запасов на складе производителя конечной продукции.
Ныне интенсивно развивается система ТPL-провайдеров (Third Party Logistics – логистика третьей стороны), которые предоставляют и выполняют различные логистические услуги добавленной стоимости (погрузочно-разгрузочные работы, размещение и хранение продукции на складе, ассортиментная комплектация и другие складские услуги, управление запасами, транспортировка, таможенные операции, консалтинг по логистике и т. д.). Последовательное развитие логистических услуг TPL-провайдеров, а в дальнейшем и развитие FPL-провайдеров (Fourth Party Logistics – логистические интеграторы полного цикла), т. е. системных интеграторов в цепочках поставок, выдвигает ряд сложных задач по формированию новой стратегии взаимодействия участников в цепочке поставок и в логистической системе управления потоками.