Болонья
Боло́нья (Bologna), город на севере Италии, административный центр и крупнейший город области Эмилия-Романья. С 2015 г. является метрополитенским городом, включающим всю территорию бывшей провинции Болонья и состоящим из 55 коммун (муниципальных образований).
Общие сведения
Площадь коммуны Болонья составляет 140,9 км2, метрополитенского города – 3,7 тыс. км² (2021).
Расположен в центре области Эмилия-Романья у подножия Тоскано-Эмилианских Апеннин, у выхода на Паданскую равнину реки Рено и её притока Савены.
Транспортный узел на пересечении путей, связывающих Северную и Центральную Италию. Вблизи Болоньи проложены «Автострада Солнца» (A-1, часть европейского маршрута E-35), «Адриатическое шоссе» Болонья – Таранто (A-14, часть европейского маршрута E-45) и трасса A-13, соединяющая Болонью с Падуей.
Один из важнейших железнодорожных узлов в Италии. Центральный вокзал (1871, количество железнодорожных путей – 33, четыре из них предназначены для скоростных поездов Frecciarossa – «Красная стрела») обслуживает 58 млн пассажиров в год (2020; 5-е место в стране) и является конечным пунктом многих линий (Милан – Болонья, Болонья – Флоренция, Верона – Болонья, Падуя – Болонья, Болонья – Анкона и др.). Станция принимает как обычные, так и высокоскоростные поезда. Кроме Центрального вокзала, в границах метрополитенского города расположены ещё 11 железнодорожных станций, 7 из них сооружены в 19 в., новейшая – Болонья-Сан-Витале – в 2014 г. С ноября 2018 г. между Болоньей и Казертой (область Кампания) курсирует первый в Италии высокоскоростной товарный поезд. Функционирует система пригородных поездов, управляемых компанией Trenitalia TPER Scarl.
Судоходным каналом Болонья соединена с рекой По. В пригороде Борго‑Панигале, в 6 км на северо-запад от центра города, находится международный аэропорт имени Гульельмо Маркони (1933; реконструкция в 2004), пассажиропоток – 9,5 млн человек (7-е место в Италии), в том числе около 80 % – международный (5-е место в стране); внутренний пассажирооборот – около 2 млн человек (2019). За 2005–2019 гг. пассажиропоток вырос в 2,5 раза.
Общественный транспорт представлен автобусами (67 маршрутов, в том числе 14 пригородных), троллейбусами (2012). С 1995 г. в процессе строительства находятся 8 линий лёгкого метро для сообщения с пригородами. Действует монорельс «Маркони Экспресс», курсирующий из центра города до аэропорта (2020; длина линии 5,1 км).
Население
Население метрополитенского города составляет 1021,5 тыс. человек, коммуны Болонья – 395,4 тыс. человек (2020; 393,2 тыс. в 2019). Плотность населения метрополитенского города 276 чел./км² (2020). Крупнейшими пригородами Болоньи являются (тыс. человек; 2020): Имола (66,2), Казалеккьо-ди-Рено (34,4), Вальсамоджа (30,9), Сан-Ладзаро-ди-Савена (30,0), Сан-Джованни-ин-Персичето (24,8), Сассо-Маркони (14,3).
Болонья многонациональна, в ней проживают представители более 150 национальностей.
Непосредственно в коммуне Болонья около 15 % населения – иностранцы (58,6 тыс. человек в 2020), в основном из европейских стран (42 %), 37 % – выходцы из стран Азии, 16 % – из Африки, 5 % – из Америки. Преобладают иммигранты из Румынии (16,6 %), Бангладеш (8,4 %), Филиппин (8,3 %), Пакистана (7,0 %), Китая (6,5 %), Украины (6,3 %), Марокко (6,0 %), Молдавии (5,7 %), Албании (4,4 %), Шри-Ланки (2,3 %), Перу (2,1 %) и Туниса (1,9 %). В метрополитенском городе Болонья 11,7 % населения – иностранцы (119,4 тыс. человек в 2020), преобладают мигранты из Румынии (22,2 %), Марокко (10,5 %), Пакистана (6,9 %), Албании (6,6 %), Украины (5,6 %), Китая (5,2 %), Молдавии (5,0 %), Бангладеш (4,9 %), Филиппин (4,9 %), Туниса (2,7 %), Польши (1,9 %), Шри-Ланки (1,6 %), Нигерии (1,6 %), Индии (1,2 %).
Кроме стандартного итальянского, в Болонье распространён болонский диалект (см. Диалекты Италии).
Религия
Доминирующей религиозной группой в Болонье являются католики. В Болонье находится архиепископская кафедра архиепархии Болоньи Римско-католической церкви. Статус кафедрального имеет собор Святого Петра. В Болонье есть православные приходы под юрисдикцией Константинопольской, Русской (церковь Святого Василия) и Румынской православных церквей. Из протестантских деноминаций в городе представлены англиканство, методизм, пятидесятничество и баптизм.
Болонья – один из регионов Италии с большим количеством мигрантов, значительная часть которых исповедует ислам. В Болонье действуют исламские культурные центры, которые используются в качестве мечетей. Проект сооружения полноценной мечети, поддержанный представителями власти, не был реализован из-за массовой негативной реакции итальянского населения. В Болонье есть небольшой индуистский храм и буддийские культурные центры.
История
Первое поселение на территории Болоньи относится к неолиту. В 9–8 вв. до н. э. Болонья – один из центров культуры Вилланова. С 6 в. до н. э. называлась «Фельсина» и являлась столицей этрусков. Во 2-й трети 4 в. до н. э. завоёвана кельтским племенем бойев, от которых получила название. С 189 г. до н. э. римская колония Бонония. В 53 г. до н. э. сильно пострадала от пожара. Около 400 г. в Болонье учреждено епископство. В 493 г. захвачена остготами. После вторжения в Северную Италию в 568 г. лангобардов перешла под власть Равеннского экзархата. В 727–728 гг. захвачена лангобардами, в 774 г. завоёвана франками. С конца 8 в. находилась под патронатом папы Римского. К началу 11 в. Болонья – одна из крупнейших средневековых итальянских коммун, хотя правами городской коммуны располагала лишь с 1116 г. В 1158 г. получила особые привилегии от императора Священной Римской империи. С 1167 г. в составе Ломбардской лиги. В 1256 г. в Болонье освобождены крепостные (сервы). В 13 в. стала торговым и ремесленным центром европейского значения и вошла в число 10 крупнейших городов Европы. В 1327–1336, 1361–1375 гг. находилась под властью папы Римского, в 1337–1349 гг. – под властью семейства Пеполи, в 1350–1360 гг. – семейства Висконти. В 1376–1400 гг. Болонья – независимая республика. В 1401–1506 гг. управлялась семейством Бентивольо. В 1512 г. присоединена к Папскому государству; оставалась в его составе до 1860 г., за исключением 1797–1815 гг., когда входила в созданные Наполеоном в Северной Италии государства (Цизальпинская республика, Итальянская республика, Итальянское королевство), зависимые от Франции. В 1831, 1846 и 1849 гг. Болонья – центр восстаний под лозунгами объединения Италии и образования демократической республики. 18 марта 1860 г. вошла в состав единого итальянского государства. В годы Второй мировой войны оккупирована Германией (сентябрь 1943), стала важным центром движения Сопротивления. В период 1943–1945 гг. неоднократно подвергалась бомбардировкам ВВС Великобритании и США. Освобождена в ходе Апрельского восстания 1945 г.
Архитектура
Исторический центр Болоньи значительно реконструирован: на рубеже 19 и 20 вв. архитектором и реставратором А. Руббиани при участии историка искусства Ф. Малагуцци-Валери, а также после бомбардировок 1943 г. Его ядро с античной регулярной сеткой улиц по типу римского каструма окружено средневековой застройкой с радиально-кольцевой планировкой. Сохранились фрагменты трёх колец средневековых укреплений. «Селенитовые» стены (3/4–8 вв., около 1,7 км) охватывали позднеантичный город (примерно по улице Риццоли на севере, улице Кастильоне на востоке, улице Фарини на юге). К 8 в. относится «расширение» эпохи лангобардов на востоке за пределами «селенитовых» стен (современная площадь Порта‑Равеньяна). От стен 12 в. (около 3,5 км, имели 18 ворот) сохранились четыре проездных башни с воротами («торресотти»: Сан-Витале, Виа‑Кастильоне, Порта-Нова, Порта-Говезе). Круг стен 13 в. (т. н. Ла-Чиркла, 1226–1227) соответствует границам исторического центра современной Болоньи (около 7,6 км; из 12 проездных ворот облик 13 в. сохранили Порта‑Маджоре и Порта-Сан-Витале). В 12 в. появилась сеть каналов (отведены от рек Рено на востоке и Савена на западе, большинство заключены в трубы в 20 в., сохранились на улицах Обердан, Пиелла, Мальконтенти).
К северо-западу от современных площадей Пьяцца Маджоре и Пьяцца дель-Неттуно возле пересечения главных осей кардо (ныне улицы Виа-Галльера и Виа-Валь-д’Апоза) и декумануса (фрагмент Виа-Эмилия, ныне улицы Виа-Уго Басси и Виа-Риццоли) находился античный форум: два храма, рынок, базилика (1 в. до н. э.) и другие сооружения. Фрагменты фундаментов и вымостки (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.) сохранились в археологической зоне у площади Пьяцца-дель-Неттуно (публичная библиотека Салаборса). Подземный канал 2–1 вв. до н. э. скрыл русло реки Апоза (пересекает Болонью с севера на юг в районе улицы Виа-Риццоли). В южной части античного города – фундаменты театра (1 в. до н. э., улица Виа-де-Карбонези).
На месте древнеримского святилища Исиды (1 в.) расположен древнейший болонский культовый комплекс Санто-Стефано (5–12 вв.), элементы которого символически воспроизводят священную топографию Иерусалима: основанная святым Петронием церковь Сан-Сеполькро (построена по образцу храма Гроба Господня в 5 в., перестроена в 8–12 вв.); церкви Распятия (Иоанна Крестителя; 8 в. с криптой, 1019, и пресбитерием 17 в.), Святых Виталия и Агриколы (4–12 вв.); церковь Троицы (13 в., в интерьере деревянная скульптурная группа «Поклонение волхвов», конец 13 в.) и Двор Пилата (8 в.) перед ней; клуатр (середина 12 в.) и капелла Ленты Богоматери (17 в.). В романском стиле – крипта Сан-Дзама (11 в., выстроена на месте дома 4 в. с использованием его фрагментов). Особенность городского пейзажа Болоньи – средневековые башни болонской аристократии «торре» (сохранилось около 20), совмещавшие жилые, фортификационные, репрезентативные функции. Самые высокие – Азинелли (97 м) и Гаризенда (48 м, не достроена из-за проседания почв; обе на Пьяцца ди-Порта-Равеньяна, начало 12 в.).
Ломбардское и заальпийское влияния обусловили исключительную для Италии длительность периода готики в архитектуре Болоньи (13 – конец 15 вв.), когда широкое использование кирпича и терракотового декора определило характерный колорит города. Среди памятников этого времени: церкви Сан-Джакомо-Маджоре (1267–1315 с башней 1336–1471; перестроена в 15 в. при Бентивольо: внешний портик работы Т. Ф. да Вариньяна и Л. да Вариньяна, 1477–1481; пониженные купола центрального нефа, 1493–1498; ренессансная капелла Бентивольо, 1463–1468, с кенотафом Аннибале I Бентивольо, 1458, фресками Л. Коста, 1490, и живописным алтарным образом «Мадонна со святыми» Ф. Франчи, около 1493; при церкви ораторий Святой Цецилии с росписями Ф. Франчи и А. Аспертини, 1504–1506); Санта-Мария-деи-Серви (1346–1396, 1425–1545; портик слева от церкви – 1393, архитектор А. ди Винченцо, достроен по периметру двора перед церковью в 1492, 1515–1521, 19 в.), Сан-Мартино (с 1227; в интерьере фреска «Поклонение Младенцу» П. Уччелло, 1430-е гг.), Сан-Доменико (с 1228, перестройка 18 в; гробница святого Доминика, 13–15 вв., скульпторы Никола Пизано, Арнольфо ди Камбио, Никколо дель Арка, Микеланджело). Возле церквей Сан-Доменико и Сан-Франческо (1236–1263, с венцом капелл и аркбутанами, не характерными для готики в Италии; кампанила – 1397–1402; архитектор А. ди Винченцо) – свободно стоящие надгробия преподавателей Болонского университета (glossatori – «комментаторы» римского права, периодически доминировавшие в политической и культурной жизни Болоньи 13–14 вв.): О. Денари (1268), Р. деи-Романци (1285), Ф. Аккурсио (1290), Э. Фоскерари (1293) и Р. деи-Пассаджери (1300). Готическое Палаццо делла-Мерканция (здание таможни и торговых корпораций; 1384–1391, архитекторы А. ди Винченцо и Л. да Баньомарино; реставрировался в 1887 и в 1949; фасадные скульптуры Правосудия и шести святых заменены на копии, оригиналы 14 в. в манере, близкой скульптору П. далле Масенье, хранятся в Музее средневекового искусства).
Несмотря на то что кафедра архиепископа неизменно располагалась в соборе Святого Петра (основан в 10 в.; возведение здания в стиле барокко начато в 1605; фасад – 1743–1747, архитектор А. Торриджани; в интерьере – романское живописное «Распятие» 12 в., терракотовая скульптурная группа «Оплакивание Христа» А. Ломбарди, начало 16 в.), фактическим светским и религиозным центром Болоньи стала площадь Пьяцца Маджоре с базиликой Сан-Петронио (основана в 1390, архитектор А. ди Винченцо при участии А. да Фаэнци; строилась до 1663; ренессансные рельефы центрального портала – 1425–1438, скульптор Я. делла Кверча; в интерьере живописные произведения Дж. да Модены, Ф. Франчи) и дворцами Ре-Энцо [1244–1246; реконструирован в 1905–1913 при участии А. Руббиани; «Зал Треченто» (городской архив) – 1386, А. ди Винченцо], Подеста (cтарый коммунальный дворец, основан около 1200; башня дель-Аренго, 1259; реконструирован в ренессансных формах в 1484–1496 по инициативе Джованни II Бентивольо при участии архитектора А. Фиораванти; между Палаццо дель-Подеста и дель-Ре-Энцо крытый переход), Палаццо дель-Капитано-дель-Пополо (13 в.), Палаццо Комунале (Аккурсио, или Апостолико; 12–13 вв.; перестроен в 1425–1428 Ф. Фиораванти, во 2-й половине 15 в. – А. Фиораванти, в 16 в. при участии Д. Браманте, Дж. да Виньолы, Г. Алесси, Д. Тибальди и др.; в 1883–1886 двор с садом лечебных растений перекрыт стеклянным сводом на чугунном каркасе, реконструирован в 1922–1925 по проекту архитектора Ф. Тассони в формах неоренессанса, с 2001 публичная библиотека Салаборса; башня – 12 в., надстроена в 1444 и 1492, фонарик – архитектор Дж. да Бренса; часы – 1773, мастера Дж. Тадолини и Ф. Гандольфи; на фасаде терракотовая скульптура «Мадонна с Младенцем» работы Никколо дель Арка, 1478; статуя Григория XIII – 1580, скульпторы А. Менганти и А. Ченсори) и Нотариусов (состоит из двух домов 13 в., перестроен в конце 14 в. архитекторами Б. Каваллетто, Л. да Баньомарино и А. ди Винченцо; в 1442 – Б. Фиораванти; реконструирован А. Руббиани в 1908). В 16 в. Дж. да Виньола оформил площадь Пьяцца Маджоре с восточной стороны: в Палаццо деи-Банки (1565–1568) проявляются черты нового, «римского» этапа в архитектуре Ренессанса: колоссальный ордер, мотив триумфальной арки. На площади Пьяцца дель-Неттуно – «Фонтан Нептуна» в формах маньеризма (1566, скульптор Джамболонья).
В жилой архитектуре готики наряду с домами башенного типа (т. н. казаторре: Каталани, 13 в., Коношенти, 14 в., и др.) и дворцами с выраженным крепостным обликом (Палаццо Пеполи-Веккьо, 14 в.; ныне музей истории Болоньи) появился тип палаццо с деревянным портиком вдоль первого этажа (возведение портиков законодательно закреплено в 1288; Каза д'Изолани, Грасси, Сераккьоли, Бонкомпаньи, все 13 в.). Главные площади и улицы Болоньи эпохи Бентивольо в 15 в. (Галльера, Маджоре, Сан-Донато, Санто-Стефано и др.) оформлены палаццо с кирпичными портиками. Дворцы начала и середины 15 в. (Беккаделли, после 1429, архитектор Ф. Фиораванти; Поэти, 1465, архитектор А. Фиораванти, при участии Г. Нади) имеют компактные фасады. Во 2-й половине 15 в. под влиянием палаццо правителей города из рода Бентивольо (1460–1507, начат архитектором П. ди Лапо Портиджани, разрушен в 1507 после изгнания Бентивольо) сложился тип кирпичного двухэтажного дворца с внутренним двором и протяжённым фасадом, преимущественно с портиком и мезонином, а также изысканным терракотовым декором в стиле Раннего Возрождения: Палаццо Болоньини-Изолани (1450-е гг., архитектор П. ди Лапо Портиджани), Палаццо Гизиларди-Фава (1480–1491, архитектор Э. Монтанари, известный как мастер Дзилио; росписи Агостино и Аннибале Карраччи, 1584; ныне Музей средневекового искусства, 1985), Паллавичини-Фиббиа (Феличини, около 1497), Болоньини-Аморини-Салина (1517–1525, проект архитектора А. да Формиджине), Мальвецци-Кампеджи (1549–1560). Менее распространены тип дворца «во флорентийском духе» со сплошным рустованным фасадом и обширным двором (дворцы Санути-Бевильаква-дельи-Ариости, 1477–1482/1484, при участии скульптора Т. Ф. да Вариньяна; Альбергати, 1519; Фантуцци, около 1525; Бокки, 1545, приписывается Дж. да Виньоле; новый дворец Бентивольо, 1551–1552, и др.) и тип дворца с фасадом на кронштейнах (дворец Карраччи, начало 16 в.). В формах Возрождения также возведены Палаццо дельи-Страццароли [Палаццо деи-Драппьери, цеха шерстянщиков, 1486–1496, с использованием проекта Дж. Пиччинини да Комо при участии Ф. Франчи (?); балкон 17 в.], ораторий Спирито-Санто (1481–1497), церковь Делла-Санта (Тела Христова; 1455–1476, декор Сперандио Савелли, 1481), все выстроены из кирпича с терракотовыми скульптурными элементами. В аналогичных формах, но в камне построена церковь Санта-Мария-ди-Галлиера (около 1481, архитектор Э. Монтанари). В 1562 г. начато возведение собственного здания для Университета (дворец Аркиджинназио, архитектор А. Моранди; анатомический театр – 1637, архитектор А. Паолуччи, автор декора А. Леванти).
В стиле барокко – церкви Сан-Паоло-Маджоре (1607–1636, архитектор Дж. А. Мадзента, фасад – архитектор Э. Фики), Санта-Мария-делла-Вита (1687–1690, Дж. Б. Бергонцони; купол – 1767, фасад начала 20 в.; в интерьере – терракотовые группы «Оплакивание Христа», 1463, скульптор Никколо дель Арка, и «Вознесение Богоматери», 1522, скульптор А. Ломбарди), храмовый комплекс Мадонна-ди-Сан-Лука (1723–1765, архитектор К. Ф. Дотти), Палаццо Пеполи-Кампогранде (середина 17 в., архитекторы Дж. Б. Альбертони и Дж. А. Торри; в интерьере росписи Дж. М. Креспи, Д. М. Канути и других художников болонской школы). Палаццо Альдрованди-Монтанари в формах рококо (1725–1752, архитекторы Ф. Анджеллини, А. Торреджани; в интерьере росписи В. М. Бигари, декор С. Орланди). Классицистическое Палаццо Эрколани (1785, архитектор А. Вентуроли).
В формах неоренессанса построен Центральный железнодорожный вокзал (1871, архитектор Г. Ратти; новый терминал для высокоскоростных поездов – 2009–2015, архитекторы Исодзаки Арата и А. Маффеи), в стиле либерти – резиденции Палаццина Креспи (1905–1907, архитектор Дж. Марковиджи), Палаццина Маяни (1908, архитектор А. Седзанне), дом Альберани (1909, архитекторы Э. Ламбертини, П. Грациани), парфюмерный магазин Гозелли (1913–1915, приписывается архитектору П. Сирони), монумент Дж. Кардуччи (1908–1928, скульптор Л. Бистольфи). В 1930-х гг. проложена улица Виа-Гульельмо-Маркони (1932–1936) с жилыми и конторскими зданиями в духе рационализма, возведены здания инженерного факультета (1931–1935, архитектор Дж. Ваккаро), научного лицея А. Риги (1937–1940), стадион «Литториале» (1925–1927, архитектор Дж. У. Арата, инженер У. Костанцини; ныне «Ренато даль-Ара»).
В послевоенный период город интенсивно развивался: строились новые жилые районы на окраинах – малоэтажная застройка по схеме «города-сада» (1949–1963, архитекторы Л. Беневоло, Дж. Ваккаро, М. Витторини, А. Леорати, Ф. Сантини и др.), выставочный комплекс (с 1964, архитекторы Л. Беневоло, Т. Дж. Лонги, К. Мелограни, в 1972–2011 расширен архитектором Тангэ Кэндзо, в 1977 построена копия павильона Ле Корбюзье «L’Esprit Nouveau» на парижской Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925). Здания фонда MAST (2006–2013, архитектурное бюро Labics; фотогалерея и выставка инноваций), фонд М. Голинелли (2016–2017; архитектор М. Кучинелла).
Наука. Образование
Болонья – важный центр науки и образования. Здесь сосредоточено значительное число научно-исследовательских учреждений, за что город часто называют Итальянской кремниевой долиной.
Действует несколько академий: наук Института Болоньи (Болонская академия наук, 1714), изящных искусств «Клементина» (1710–1796; воссоздана в 1931 как научное общество), изящных искусств (ABABO; 1802), Сельскохозяйственная (ANA; 1807), Итальянская академия экономики (AIDEA; 1813).
В городе расположено Болонское отделение Национального института ядерной физики (1953; INFN, ему принадлежит астрофизическая обсерватория в пригороде Лойано, в черте метрополитенского города Болонья). Под эгидой Национального исследовательского совета Италии (CNR) работают Институт наук об атмосфере и климате (ISAC), Институт органического синтеза и фотореактивности (ISOF); региональные отделения институтов: электроники, компьютерной и телекоммуникационной инженерии (IEIIT; 2001), молекулярной генетики (IGM), морских наук (ISMAR; 1968), полярных исследований (ISP; 2019), биоэкономики (IBE; 2019), микроэлектроники и микросистем (IMM; 2000), наноструктурных материалов (ISMN; 2000), правовой информатики и судебных систем (ISGS; 2019). Многие из этих институтов расположены на специально созданной Болонской научно-исследовательской территории.
Главным и наиболее известным научно-образовательным учреждением города является Болонский университет, старейший в Европе (1088; 87,6 тыс. студентов, в том числе 2,3 тыс. иностранных студентов, 2019/2020 учебный год; 32 факультета, объединённых в 5 школ; филиалы в Римини, Чезене, Форли, Равенне). Работает частный Высший институт физической культуры (ISEF; 1952). Открыты филиалы частных американских университетов: Джонса Хопкинса (SAIS; в Болонье с 1955, 26 тыс. студентов, 2019), Брауна, Индианы, Калифорнии, колледжа Дикинсона. В городе расположена консерватория имени Д. Б. Мартини (1804, государственная с 1942).
Библиотеки
В городе свыше 200 библиотек, в том числе библиотека Кардуччи (1907), Сан-Доменико (1218), Музея современного искусства, имени Н. Гинзбург, при консерватории (фонд включает рукописи 9–12 вв., инкунабулы; в 1959 преобразована в Городской музыкально-библиографический музей), городская библиотека Дель-Аркиджинназио (1801, одна из крупнейших городских библиотек Италии), публичная Салаборса, Архиепископская (1500), при Музее истории Рисорджименто (1893), городские районные библиотеки и др. При Болонском университете действует сеть, насчитывающая 93 библиотеки (старейшая из них создана в 1712).
Музеи
В Болонье расположено множество музеев, в том числе исторические: городской археологический (1881), средневекового искусства (1985), истории Рисорджименто (1893), истории Болоньи (2012), Сопротивления Болоньи (посвящён борьбе против фашистской власти), мемориальный свободы (2000; события Второй мировой войны); городских изменений Болоньи (2018).
Большинство научных музеев относятся к музейной сети Болонского университета (университетский, студентов университета, палеонтологический, зоологический, сравнительной анатомии, антропологический, минералогический, анатомии и патологической гистологии, коллекции оборудования для физических опытов, коллекция анатомических восковых фигур, астрономический), кроме того, действует выставочный зал «Старт-Лабораторио-ди-Культуре-Креативе» (2010), посвящённый науке и искусству.
Открыты промышленные музеи: мотоциклов компании «Дукати» (1998), связи (1989; экспозиция радио, фотоаппаратов и музыкальных механических машин 18 и 19 вв.), индустриального наследия (1997).
Среди домов-музеев наиболее знамениты Дж. Моранди (2012) и Дж. Кардуччи (1921). Из церковных музеев – кафедральный собор Святого Петра, базилика Сан-Петронио, культовый комплекс Санто-Стефано.
Среди прочих музеев: миссионерский китайского искусства и памятников (1964), еврейский (1999), памяти авиакатастрофы близ Устики (2007), игрушечных солдатиков (1973), гобеленов (1990), пчеловодства (1997), Международный музыкальный музей-библиотека (2004), фресок и музыкальных инструментов в церкви Санта-Мария-дель-Орационе (16 в.).
Крупные художественные: Национальная пинакотека Болоньи (1762, открыта в 1802, работы художников Центральной Италии 13–18 вв.); Художественный музей в Палаццо Комунале (Аккурсио, или Апостолико; 1936); коллекция банка UniCredit в Палаццо Маньяни (2009; живопись с 16 в.); современного искусства (MAMbo; 2007); дворец-музей Давиа-Барджеллини (1658, статус музея с 1924; интерьеры дворца, декоративно-прикладное искусство 14–16 вв. и картинная галерея).
Галереи: ASP Città di Bologna (2016; живопись болонской школы 16–18 вв.), Куадрерия-Дзамбеккари (филиал Национальной пинакотеки Болоньи – Палаццо Пемполи-Кампогранде; 1884; картины из коллекции Дзамбеккари), Де'Фузари, Фондатико-ди-Тициана-Сассоли (1992; живопись эмилианской школы 16–18 вв.), Каминетто (1966), Маурицио-Нобиле (1987, предметы искусства 16–20 вв.), Антикита-Санторно (1978, антикварная мебель и предметы интерьера, в основном в стиле неоклассицизма), тактильный музей древнего и современного искусства (1999; рельефные копии известных произведений живописи и графики), Боттегантика (1986, специализация на итальянском искусстве 19 – начала 20 вв.), Кальдарезе (изобразительное искусство с 19 в.), Студио Санто-Стефано (1990-е гг., работы И. Димитрова). Широко представлены галереи современного искусства: Бонджованни (1990), Ди-Паоло-Арте (2003; искусство модернизма и современное искусство), Энрико-Астуни (1992), Форни (1967), Фрик-Андо (1987; специализация на антикварной мебели), Чинкуантасей (1980; искусство 20 – начала 21 вв.), Маджоре (1978), Сант-Исаия (1976), Раккольта-Леркаро (1971; преимущественно искусство 20 в.), BT’F, Экс-Брун-Фарнеспацио.
Действует крупный выставочный центр «Палаццо Фава» площадью свыше 2,6 тыс. м2, где проводятся выставки государственных и частных коллекций.
Музыкальная жизнь
Самый ранний сохранившийся музыкальный памятник – рукописный градуал (около 1029–1039; хранится в Библиотеке Анджелика в Риме, RoA 123) из собора Святого Петра (с 16 в. – кафедральный собор Болоньи).
В 13 в. францисканским и доминиканским орденами были учреждены школы для мальчиков-певчих. К этому же периоду относится трактат «Ars musice», авторство которого приписывается правоведу и музыкальному теоретику Г. Фабе (до 1190 – около 1250; в 1225–1240 преподавал риторику в Болонском университете).
С середины 13 в. встречаются сведения о городских музыкантах, сопровождавших фанфарами оглашение указов. К началу 15 в. образовался ансамбль Il concerto palatino della Signoria («Дворцовый ансамбль Его Сиятельства»), состоявший из исполнителей на духовых и ударных инструментах, который до конца 18 в. принимал участие в официальных городских мероприятиях, религиозных процессиях и концертах.
На рубеже 14–15 вв. в городе работали Якопо и Бартоломео Болонские. В 1426–1428 гг. в Болонье жил Г. Дюфаи, к этому периоду относятся его мотеты «Juvenis qui puellam» и «Rite majorem Jacobum», месса «Sancti Jacobi».
15 в. характеризуется подъёмом в области теории музыки, которую начинают изучать в Болонском университете. В 1472–1482 гг. в Болонье жил Б. Рамос де Пареха, опубликовавший здесь свой единственный сохранившийся труд «Musica practica» (1482). Здесь же увидел свет трактат его оппонента Н. Бурцио «Florum libellus» (1487). Традиции Рамоса де Парехи продолжил его ученик Дж. Спатаро, который также жил в Болонье.
Одна из важнейших в истории музыки полемик была развёрнута на рубеже 16–17 вв. болонским каноником Дж. М. Артузи, который на страницах своего трактата «Delle imperfettioni della moderna musica» («О несовершенстве современной музыки», 1600) подверг резкой критике мадригалы К. Монтеверди.
Музыкальными центрами Болоньи служили капеллы церквей и монастырей, самой значительной из которых была капелла базилики Сан-Петронио. В 1657 г. капельмейстером здесь стал М. Каццати. К 1661 г. в штате капеллы числилось 33 инструменталиста, и это количество сохранялось до 1671 г., когда Каццати покинул пост капельмейстера. Среди крупных музыкантов, работавших в капелле, – Дж. Б. Витали, Дж. Торелли. В 1696 г. инструментальная часть капеллы была распущена.
В 1615 г. в Болонье появилась конгрегация ораторианцев. С 1618 г. церковь Мадонна-ди-Галльера, где проходили её собрания, была главным местом исполнения ораторий. В последние десятилетия 17 в. в Болонье сложился свой стиль ораториального письма, связанный прежде всего с развитостью инструментального сопровождения; среди представителей: Дж. Б. Витали, А. Ариости, Д. Габриели.
Музыкальная жизнь Болоньи 17 в. характеризуется созданием музыкальных «академий». Первой болонской академией, полностью сосредоточившейся на музыкальном искусстве, была Accademia dei Floridi (1615), основанная А. Банкьери. Объединение существовало до начала 1620-х гг., а в 1622 г. возобновило свою деятельность под названием Accademia dei Filomusi (до 1630). В 1633 г. была образована Accademia dei Filaschisi, функционировавшая до 1666 г., когда большинство её членов присоединились к Болонской филармонической академии, существующей поныне.
Активное развитие нотопечатания в Болонье также относится к 17 в. В 1639 г. открылась типография Джаккомо Монти, самая значительная в городе (с 1667 Монти сотрудничал с нотоиздателем Марино Сильвани, впоследствии ставшим его зятем и возглавившим типографию в 1685; совместная продукция Монти и Сильвани могла выпускаться под разными названиями типографий).
С 1610 г. оперные представления проводились в Публичном театре (также известен как «Театро делла Сала» или «Сала дель Паллоне»). В 1636 г. был открыт «Театро Формальяри», где в 1640 г. (после премьеры в Венеции в карнавальном сезоне 1639–1640) исполнялось «Возвращение Улисса на родину» К. Монтеверди. Театр был перестроен в 1776 г., а в 1802 г. сгорел.
В 1653 г. открылся «Театро Мальвецци», которому отдавала предпочтение болонская аристократия. Его репертуар включал произведения лучших местных композиторов (Д. Габриэлли, А. Ариости, Дж. А. Перти, Дж. Альдровандини). В спектаклях часто использовались декорации, созданные членами семьи Галли-Биббиена. На сцене «Театро Мальвецци» выступали прославленные певцы 17–18 вв.: Д. М. Скарабелли и Ф. А. Пистокки и др. Театр сгорел в 1745 г.
В 18 в. Болонья приобрела широкую известность как место подготовки оперных певцов. В 1723 г. здесь был опубликован один из важнейших трактатов того времени, посвящённых пению, – «Opinione de' cantori antichi e moderni» («Взгляды старинных и современных певцов») П. Ф. Този.
В 1763 г. премьерой оперы К. В. Глюка «Триумф Клелии» под управлением автора открылся новый «Театро Комунале» (архитектор А. Галли-Биббиена). Он успешно функционировал до пожара в 1931 г. и затем возобновил свою деятельность в 1935 г.; поныне остаётся одним из ведущих итальянских оперных театров.
В 1805 г. в присутствии Наполеона премьерой оперы Ф. Паэра «Софонисба» был открыт «Театро дель Корсо» (на месте сгоревшего «Театро Формальяри»). Здесь также давались концерты, в 1818 г. выступил Н. Паганини, в 1835 г. – М. Малибран. Театр разрушен в 1944 г. в результате бомбардировки.
В 1814 г. открылся «Театро Контавалли», в котором с 1815 по 1826 гг., а затем в 1840-х гг. часто руководил постановками своих произведений Дж. Россини. В 1938 г. здание «Театро Контавалли» было превращено в кинотеатр.
В 1853 г. деятельность Болонской филармонической академии, пришедшей в упадок в 1-й половине столетия, возобновилась серией публичных концертов камерной музыки (проводились до 1864, затем с 1880). Программы включали струнные квартеты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. С 1877 г. маркиз Камилло Пиццарди организовывал в своём имении камерные концерты, что привело к созданию в Болонье Квартетного общества. Оно функционировало до 1937 г. и затем продолжило работу после Второй мировой войны как Болонское общество камерной музыки.
В 1887 г. Дж. Мартуччи основал в Болонье Вагнеровское общество. В 1888 г. он дирижировал итальянской премьерой «Тристана и Изольды» Р. Вагнера в «Театро Комунале».
В 1804 г. в бывшем монастыре Сан-Джакомо был открыт Музыкальный лицей, получивший в распоряжение музыкальные архивы ликвидированных в результате секуляризации религиозных орденов. В 1839 г. Дж. Россини стал «бессрочным консультантом» (consulente perpetuo) лицея и в последующие годы принимал участие в его жизни. Среди руководителей лицея – крупные итальянские музыканты: Дж. Мартуччи (1886–1902), М. Э. Босси (1902–1911), Ф. Бузони (1913–1914). В 1925 г. лицей стал Консерваторией имени Дж. Б. Мартини (с 1942 – государственная). Её богатейшая библиотека в 1959 г. была превращена в Городской музыкально-библиографический музей.
С 1936 г. Болонский университет готовит музыковедов. В Болонье выпускаются специализированные периодические издания – Quadrivium (с 1956) и Il Saggiatore musicale (с 1994). В городе работает музыкальное издательство Bongiovanni (1905), с 1970-х гг. выпускающее в том числе аудиозаписи (прежде всего оперы).
В 2008 г. на основе оркестра «Театро Комунале» создан Болонский филармонический оркестр (с 2022 художественный руководитель Р. Аббадо), с которым выступали Г. Кремер, М. В. Плетнёв, И. Погорелич, Д. О. Трифонов и др. Камерный оркестр «Моцарт» был создан при Болонской филармонической академии в 2004 г., а его художественным руководителем до конца жизни был К. Аббадо; с 2019 г. оркестром руководит Д. Гатти. Коллектив сотрудничал со всемирно известными солистами, среди них: М. Аргерих, Н. Г. Гутман, В. В. Репин, Й. Кауфман. Молодёжный оркестр Senzaspine (2013) включает более 400 музыкантов в возрасте до 35 лет.
Действуют хоровые коллективы: Euridice (основан около 1880 как любительский хор, часто привлекался к постановкам «Театро Комунале»; в 20 в. превратился в профессиональный коллектив); Stelutis (1947, репертуар основан на обработках народных песен Эмилии-Романьи и Северной Италии).
В 2006 г. Болонья была объявлена ЮНЕСКО городом музыки.
Театральная жизнь
В Болонье открыт ряд театров, среди них: драматический Театро Дузе (с 17 в. – театр «Сан-Саверио» при школьном иезуитском колледже, 1898 – театр назван в честь итальянской актрисы Э. Дузе; 999 мест), «Театро делле-Челебрациони» (1950, 966 мест), «Л’арена дель-Соле» (1810 – театр под открытым небом, 1949 – переоборудован в кинотеатр, с 1984 возобновились театральные постановки, художественный руководитель Ю. П. Любимов, с 2006 в составе объединения «Эмилия-Романья Театро Фондационе»), «Театро делле-Молине» (1973, с 2006 в составе объединения «Эмилия-Романья Театро Фондационе»).
Действует Болонская театральная школа имени Алессандры Галанте Гарроне (1976).
Фестивали
В Болонье проводятся многочисленные фестивали, в частности биографического кино Biografilm, юмористический BilBolBul, современного уличного танца Danza Urbana, Неделя искусств Live Arts Week (2012), Human Rights Nights (кино и музыка; 2001) и др. В пригородном парке «Норд» проводятся концерты, традиционный праздник газеты L’Unita и др.
Болонья – место проведения крупных музыкальных фестивалей. Болонский джазовый фестиваль, на котором выступали выдающиеся джазмены 20 в. (Д. Эллингтон, Би Би Кинг, М. Дейвис и др.), проводился в 1958–1975 гг.; возобновлён в 2006 г. C 1961 г. проводится международный телевизионный конкурс-фестиваль детской песни Zecchino d'Oro («Золотые блёстки»). В 2008 г. он был удостоен памятного знака ЮНЕСКО в рамках Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001–2010). В 1981 г. был основан Болонский фестиваль классической музыки, состоящий из нескольких блоков: классико-романтический репертуар, старинная и современная музыка, детские программы. С 2008 г. ежегодно проходит международный фестиваль электронной музыки и изобразительного искусства RoBOt, включающий концерты, диджейские сеты, инсталляции и семинары.
Парки
Парки Болоньи в основном расположены за пределами бывших городских стен. Наиболее известны сады Маргариты (19 в.), Лунетты Гамберини, парки «Монтаньола», «Дополаворо Ферровьярио», памяти 11 сентября 2001 г., «Дон Боско» и др.
Разбит Университетский ботанический сад (1568, один из старейших в Европе, четвёртый по времени создания после ботанических садов Пизы, Падуи и Флоренции; площадь 2 га, 5 тыс. видов растений).
В Болонье расположен тематический фудпарк FICO Eataly World, где посетители могут ознакомиться с кулинарным разнообразием города и области Эмилия-Романья.
Достопримечательности
Важнейшими католическими реликвиями Болоньи являются икона Пресвятой Богородицы с Младенцем (список западноевропейского мастера 12 в. с византийской иконы; по преданию, написана евангелистом Лукой) в храмовом комплексе Мадонна-ди-Сан-Лука, лента Богоматери (в капелле делла-Бенда храмового комплекса Санто-Стефано), мощи святого Петрония – покровителя города (разделены между комплексом Санто-Стефано и базиликой Сан-Петронио), основателя доминиканского ордена святого Доминика де Гусмана (в церкви Сан-Доменико) и святой Екатерины Болонской (в основанном ею монастыре клариссинок Корпус-Домини).
Здравоохранение
Ведущие больничные организации Болоньи: Главная больница «Карло Альберто Пиццарди», больницы «Беллариа Карло Альберто Пиццарди», Святой Урсулы Мальпиги (16 в.) Школы медицины и хирургии Болонского университета.
В городе работают Ортопедический институт «Риццоли» – научно-исследовательское лечебное учреждение (1896), Болонский научно-исследовательский институт нейробиологии.
Подготовка кадров осуществляется Школой медицины и хирургии Болонского университета.
Спорт
Болонья – крупный спортивный центр. Благодаря победным традициям на национальной и международной арене баскетбольных клубов «Виртус» и «Фортитудо» город имеет прозвище «Баскет-Сити». В Болонье находится штаб-квартира Итальянской баскетбольной лиги. Баскетбольный клуб «Виртус» (основан в 1929) – 15-кратный чемпион Италии (1946–2021), 8-кратный обладатель Кубка Италии (1972–2002), 2-кратный чемпион Евролиги (1998, 2001), победитель Лиги чемпионов ФИБА (2019); принимает соперников на «Виртус Сегафредо Арена» (2019; около 10 тыс. мест). Баскетбольная команда «Фортитудо» (1932–2012, с 2013) – 2-кратный чемпион Италии (2000, 2005), обладатель Кубка Италии (1998), финалист Евролиги (2004); выступает на «Унипол Арена» (1993, реконструирован в 2008–2009; 11 тыс. мест).
Старейший спортивный и главный футбольный клуб города «Болонья» (1909) – 7-кратный чемпион Италии (1925–1964) и 2-кратный обладатель Кубка Италии (1970, 1974); принимает соперников на многофункциональном стадионе «Ренато Даль-Ара» (1927, свыше 31 тыс. мест; реконструирован в 2015; известен ранее как «Литториале» в 1927–1945 и «Комунале» в 1945–1983), где проходили матчи Второго чемпионата мира по футболу (1934) и Четырнадцатого чемпионата мира по футболу (1990). На стадионе периодически выступает сборная Италии по регби и сборная Сан-Марино по футболу.
В 1928 г. в Болонье был основан первый в истории Италии регбийный клуб «Регби Болонья» – многократный призёр чемпионатов страны. С 1953 г. функционирует «Фортитудо бейсбол Болонья» –победитель 13 чемпионатов Италии и обладатель 6 европейских кубков; выступает на бейсбольном стадионе «Джанни Фальчи», где проходили игры Кубка мира по бейсболу (1978, 1988, 1998, 2009). В 1972 г. в крупном городском спортивном клубе «Юнионе Спортива Зинелла» была основана волейбольная секция, а через 12 лет мужская команда «Зинелла Волли» стала известна не только в Италии (выиграла кубок Италии в 1984 и чемпионат страны в 1985), но и в Европе (выиграла Кубок обладателей кубков по волейболу в 1987).
В Болонье выходит ежемесячный футбольный журнал Guerin Sportivo (с 1990-х гг.; первоначально с 1912 издавался в Турине); пользуется популярностью его официальный веб-сайт (с 2017), который основное внимание уделяет анализу футбола, баскетбола и «Формулы-1».
Хозяйство
Валовой региональный продукт метрополитенского города Болонья составляет 37,4 млрд евро (2018; 35 млрд в 2017). По доходу на душу населения – 36,9 тыс. евро (2018; 34,3 тыс. в 2017) – Болонья стоит на 3-м месте в стране после Милана и Больцано. Доля лиц, занятых в сфере услуг, – 71,5 %, в промышленности – 26 %, в сельском хозяйстве – 2,5 % (2018). Уровень занятости среди лиц 20–74 лет составляет 78,3 %, среди молодёжи (15–29 лет) – 38,9 %; уровень безработицы среди лиц 15–64 лет – 4,5 %, среди молодёжи – 11,9 % (2019).
Важным сектором сферы услуг являются туризм и связанные с ним гостиничный бизнес и система общественного питания. Число туристов, посещающих Болонью, превышает 1,5 млн человек, а количество ночёвок – 3,2 млн (2019). Наиболее распространены культурно-познавательный, религиозный, событийный и деловой виды туризма.
Итальянские и зарубежные коммерческие банки имеют свои отделения в Болонье, в том числе Intesa Sanpaolo, UniCredit, Banca di Bologna, немецкие Deutsche Bank, Allianz Bank и др. В городе размещены торгово-промышленная палата и палата труда.
Среди других секторов сферы услуг представлены административный, транспортно-логистический (компании Unilog, R.L.A., Agrilogistica, Sinelog и др.), оптовая и розничная торговля (торговые сети IKEA, Lidl, Spar и др.), издательское дело (крупные издательства – Zanichelli, Il Mulino, Monrif Group) и др.
В городе расположено командование авиационной бригады «Фриули», 6-й отдел инфраструктуры Командования оперативных сил Севера, 121-й зенитный артиллерийский полк «Равенна», 2-й армейский авиационный полк поддержки «Орион».
Проводятся многочисленные международные ярмарки и выставки (в том числе крупная сельскохозяйственная ярмарка в июне; ярмарка детской книги в марте).
Для развития промышленности в пределах метрополитенского города созданы четыре индустриальные площадки (каждая более 10 тыс. м2), где работают преимущественно мелкие и средние фирмы, специализирующиеся на изготовлении продукции, торговле ею и логистике: Imola (свыше 1 тыс. компаний; производство упаковочных материалов, деревообработка), San Carlo [около 250 компаний; металлообработка, химическая промышленность (производство пластиковых и резиновых изделий)], Martignone [около 175 компаний, машиностроение и металлообработка, химическая (в частности, изготовление волокон для щёток и мётел)], Altedo (около 110 компаний).
В городе расположены штаб-квартиры и заводы всемирно известных компаний транспортного машиностроения, в частности автомобильной «Ламборгини» (1963, в пригороде Сант-Агата-Болоньезе), мотоциклетной «Дукати» (1926) и автобусной Industria Italiana Autobus (2014; бренд Menatinibus) – крупнейшего производителя автобусов в Италии. Кроме того, в Болонье размещены штаб-квартиры и производственные мощности компаний, изготавливающих комплектующие для мотоциклов [Marzocchi (амортизаторы), Motori Minarelli (двигатели внутреннего сгорания)] и автомобилей [STM, BLB (коробки передач)] и др.
Действуют крупные предприятия станкостроения (Meccanica Nova) и приборостроения (фирмы Marposs, Sacmi), металлообработки (Acrim, Proterm Group, I.C.O.S, Milltech и др.), по изготовлению электротехнической и энергетической продукции (Selcom Group), по производству строительного оборудования (Maccaferri), техники для пищевой промышленности (Marzocchi – вендинговые автоматы). Болонья знаменита как центр изготовления упаковочного оборудования (группы компаний Coesia и IMA).
Химическая промышленность представлена изготовлением продукции бытовой химии (Biochimia, Endura), лакокрасочных и строительных материалов (Masibo), изделий из химических волокон (в частности, щётки фирмы Simoni), фильтров (группа компаний GVS), косметики (Phenbiox).
Развиты отрасли лёгкой промышленности: галантерейная (предприятие Guimer), обувная (фабрики Enzo Bonate, Ocra, Max & Gio и др.) и др.
Пищевая промышленность города специализируется на переработке местной продукции растениеводства (EuroFungo), мясного животноводства (Felsineo Mortadella), молочного животноводства (Granarolo). Производятся консервы (Conserve Italia), мука (Eridania), кофе (Segafredo Zanetti). Табачная фабрика американской компании Philip Morris International специализируется на изготовлении компонентов бездымных систем курения.
В центральной части города действует ГЭС «Каватиччо» (1994, мощностью около 2 МВт) на естественном перепаде высот в 15 м между рекой Рено и каналом Каватиччо. Функционирует завод по производству энергии из бытовых отходов (Hera Group).
Для агропромышленного сектора характерна густая сеть сельскохозяйственных кооперативов, существующая с 19 в. На территории метрополитенского города выращивается (2018; тыс. т): пшеница (4,1), сорго (0,8), кукуруза (0,7), ячмень (0,5), рожь (0,2), горох (2,3), фасоль (1,1), картофель (2,2), овощи (1,6), фрукты (0,7). Из отраслей животноводства развиты птицеводство и молочное скотоводство.
Окрестности
В окрестностях города – виллы Гваставиллани (16 в., росписи 1577–1581), Альдрованди-Маццакорати (2-я половина 18 в., архитектор Ф. Тадолини; театр – 1763), Альдини (1811–1816, архитектор Дж. Нади; в главное здание виллы включена романская церковь-ротонда Мадонна-дель-Монте, 12 в.).
Большинство достопримечательностей расположено в коммунах метрополитенского города Болонья. Множество учреждений культуры и науки действует в Имоле. В Баццано открыт археологический музей, в Бентивольо – музей конопли и сельской жизни (история выращивания технической конопли и изготовления из неё в смеси с овечьей шерстью уникальной ткани). Коммуна Доцца известна настенной живописью на своих домах. В Мардзаботто – археологическая зона, где впервые был открыт и изучен памятник этрусской цивилизации. Функционирует Этрусский музей «Помпео Арья». В пригороде Сассо-Маркони расположен дом-музей и мавзолей Г. Маркони. В Лидзано-ин-Бельведере функционирует зимний горнолыжный курорт у подножия Монте-Пиццо и Монте-Гранде. Кроме того, там расположено святилище Мадонны из Ачеро (1500). В коммуне Порретта-Терме открыт бальнеологический курорт на основе местных термальных минеральных вод. Коммуна также известна своими музыкальными фестивалями и летними концертами классической музыки под открытым небом.