Неоренессанс
Неоренесса́нс, один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 2-й трети 19 – начала 20 вв. Ориентировался на художественные формы итальянского, французского и немецкого Возрождения; в частности, в качестве образцов использовались постройки Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти.
Здания в стиле неоренессанса характеризуются чёткой симметрией и поярусным оформлением фасадов, дробностью архитектурного декора, широким применением полуциркульных арок, карнизов, руста и пилястр, реже – ордерных лоджий (часто застеклённых). Декоративные элементы неоренессанса нередко накладывались на современные металлические конструкции.
Для интерьеров в стиле неоренессанса характерно использование арочных проёмов и ниш, майолики, цветных гобеленов, тяжёлых плотных тканей, мебели из тёмного дерева. Изделия декоративно-прикладного искусства отличает полихромия и ориентация на образцы итальянского прикладного искусства 15 в.
Среди ранних образцов неоренессанса – здание Школы изящных искусств в Париже (1830-е гг., архитектор Ф. Дюбан), Баварская государственная библиотека в Мюнхене (1832–1843, архитектор Ф. фон Гертнер). Окончательное сложение стилевой системы неоренессанса связано с деятельностью Г. Земпера (здание Дрезденской оперы, 1838–1841, 1871–1878, и др.), Ч. Бэрри (здание Атенеума в Манчестере, 1837–1839, и др.), А. Лабруста (здание библиотеки Сент-Женевьев, Париж, 1844–1851, и др.). Неоренессанс широко использовался для создания ансамблей улиц и площадей, проектирования доходных домов, вокзалов, библиотек и больниц. С 1850-х гг. в Германии являлся основным стилем для оформления публичных зданий, с 1871 г. пропагандировался как национальный стиль Германской империи (Ю. Майер, Г. Земпер, Л. Бонштедт). В 1870-х гг. европейский и американский неоренессанс приобрёл бо́льшую декоративность, включив в себя черты маньеризма и барокко (стиль бозар во Франции и США, «стиль Умберто I» в Италии).
В России неоренессанс прослеживается с 1830-х гг. (особняк П. Н. Демидова в Санкт-Петербурге, 1835–1840, архитектор О. Монферран), позднее к нему обращались А. И. Штакеншнейдер, А. П. Брюллов, К. М. Быковский, А. И. Резанов, И. С. Китнер и др.
Последние постройки в стиле неоренессанса относятся к началу 1910-х гг. (Л. Н. Бенуа, Ф. Тамбурини), но отдельные черты неоренессанса можно найти в архитектуре последующих десятилетий (работы И. В. Жолтовского), когда он смыкается с неоклассицизмом.