Транспортный узел
Тра́нспортный у́зел, место концентрации одного или нескольких видов транспорта, схождения или расхождения транспортных путей (не менее трёх), где производится перевалка грузов, пересадка пассажиров, сортировка транспортных средств при значительных объёмах грузо- и пассажиропотоков.
Иерархию транспортных узлов можно установить, определив величину и функциональную значимость каждого отдельного узла. Главной характеристикой работы транспортного узла является объём отправления и/или прибытия пассажиров и/или грузов. Детальная статистическая информация значений этих показателей по отдельным узлам не всегда доступна, а иногда отсутствует вовсе. В таких случаях проводятся натурные обследования пассажирских, грузовых, автомобильных и туристских потоков, а также применяются косвенные методы оценки значимости каждого транспортного узла (специальные программы ГИС, карты транспортных пробок и других цифровых сервисов, например Flightradar24). При изучении пассажирских потоков в транспортном узле используются расписания движения транспорта, откуда берётся число отправляемых поездов, автобусных рейсов, авиарейсов, речных и морских судов. Для грузового транспорта такие сведения практически недоступны, но есть программы специальных цифровых сервисов ГИС, отслеживающих движение морских, речных и воздушных судов, а также автомобилей и поездов, которые позволят оценивать размеры каждого транспортного узла.
Транспортные узлы различаются по объёму грузов и числу пассажиров, пропускаемых через узел; количеству радиальных транспортных линий, расходящихся из узла; числу видов транспорта в них. По последнему признаку выделяются комплексные (включают в себя большинство видов транспорта – железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный), водно-наземные, наземные, водные. У каждого вида транспорта есть свои собственные транспортные узлы – железнодорожные, автодорожные, портовые, авиационные.
Крупнейшими в мире пассажирскими железнодорожными узлами (млн пассажиров в сутки) являются Токио (13,2), Мумбаи (7,6), Колката (3,8), Сан-Паулу (3,0), Осака (2,7), Ченнаи (1,7), Париж (1,7), Лондон (1,6). Самые большие в мире грузовые сортировочные железнодорожные узлы (по числу путей): Сентраранд (Йоханнесбург, ЮАР) – 128, Бейли-Ярд (штат Небраска, США) – 114, Монреаль-Ташро (Канада) – 83, Янг-Ярд (штат Индиана, США) – 72, Эйджинкорт (Торонто, Канада) – 72.
Крупнейшими речными портами мира (млн т, 2011) являются китайские Сучжоу (380), Наньтун (173), Нанкин (171), Хучжоу (139), Тайчжоу (120); в других странах Азии – Дакка (53, Бангладеш); в США – Хантингтон (58), Сент-Луис (37), Питтсбург (34); в Европе – Дуйсбург (44), Париж (20); в России (2016) – Казань (9), Самара (8), Томск (8), Коломна (8), Омск (7), Вологда (7); озёрными портами – Дулут (35), Чикаго (20) и Ту-Харборс (16; все три – США).
Самые большие морские порты мира по размеру грузооборота (млн т, 2017): Нинбо-Чжоушань (1077, КНР), Шанхай (706, КНР), Сингапур (626), Гуанчжоу (566, КНР), Таншань (565, КНР), Порт-Хедленд (512, Австралия), Циндао (507, КНР), Тяньцзинь (503, КНР), Роттердам (467, Нидерланды); а в России – Новороссийск (157), Усть-Луга (104, Ленинградская область), Восточный (74, Приморский край), Мурманск (62); по размеру контейнерооборота (млн ДФЭ, 2019) – Шанхай (43,3), Сингапур (37,2), Нинбо-Чжоушань (27,5), Шэньчжэнь (25,8), Гуанчжоу (23,2), Пусан (22,0), Циндао (21,0), Гонконг (18,4); а в России – Санкт-Петербург (2,22), Владивосток (1,05), Новороссийск (0,64). Крупнейшими пассажирскими портами (млн человек, 2015) Европы являются Дувр (13,1, Великобритания), Хельсинки (11,2, Финляндия), Стокгольм (9,9, Швеция), Кале (9,8, Франция), Таллин (9,3, Эстония); круизными в мире (млн туристов, 2016–2017) – Майами (5,0), Канаверал (4,2), Эверглейдс (3,8, все три – штат Флорида, США), Косумель (3,6, Мексика), Нассау (3,5, Багамские Острова), Шанхай (2,8), Барселона (2,7, Испания).
В географии авиатранспорта разновидностью транспортного узла является авиаузел – одиночный аэропорт с большим пассажирооборотом (размер определяется индивидуально для каждой страны или макрорегиона; зависит от площади страны и уровня авиаподвижности населения) и обширным хинтерландом (зоной его тяготения) или совокупность нескольких аэропортов, компактно расположенных вокруг одного крупного города (или в пределах городской агломерации), между которыми существует надёжная наземная транспортная связь. Число аэропортов в авиаузле может достигать 6 (например, в Лондонском), но чаще всего составляет 2–3. Каждый аэропорт авиаузла специализируется на определённых географических направлениях полётов (например, межконтинентальных, внутриконтинентальных, национальных, межрегиональных, внутрирегиональных, местных), обслуживании самолётов определённых авиакомпаний (традиционных, низкобюджетных), традиционных или чартерных рейсов, типов самолётов (магистральных, региональных, местных), типов компаний (обычных, корпоративных, ведомственных, деловых, частных). Крупнейшими в мире пассажирскими авиаузлами (млн человек, 2019) являлись Лондонский (181,0), Нью-Йоркский (140,0), Токийский (129,8), Шанхайский (121,8), Лос-Анджелесский (113,9), Парижский (112,0), Атланта (110,5), Пекинский (108,7), Бангкокский (106,7), Чикагский (105,2), Стамбульский (104,1), Московский (103,0), Дубайский (100,0). В результате пандемии COVID-19 их пассажирооборот значительно сократился.
Разновидностями транспортного узла являются транспортные пункты и транспортные кластеры. Транспортные пункты – незначительные по объёму потока транспортные узлы одного вида транспорта, из которых выходит не более 2 путей, например небольшие морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции. Транспортный кластер – совокупность близко расположенных друг к другу транспортных узлов и транспортных пунктов (агломерация транспортных узлов).
Несколько аэропортов в некотором отдалении друг от друга, обслуживающих один мегалополис или совокупность срастающихся городских агломераций, называется авиакластером. Он представляет собой скопление авиаузлов и одиночных аэропортов. Расстояния между аэропортами в пределах авиакластера могут составлять 120–160 км (в авиаузлах обычно не более 80–100 км). Крупнейшими в мире (по величине пассажирооборота, млн человек, 2019) являются китайские авиакластеры в дельте реки Чжуцзян – 230,5 (8 аэропортов: Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Гонконг, Чжухай, Аомынь, Хойчжоу, Цзеян, Фошань), в дельте реки Янцзы – 209,0 (8 аэропортов: Шанхай-Пудун, Шанхай-Хунцяо, Ханчжоу, Нанкин, Уси, Наньтун, Янчжоу, Яньчэн), Пекинско-Бохайский – 145,2 (8 аэропортов: Пекин-Шоуду, Тяньцзинь, Шицзячжуан, Пекин-Наньюань, Пекин-Дасин, Циньхуандао, Таншань, Чжанцзякоу).
Термин «транспортный кластер» также используется в географии морских портов. Скопления больших морских портов, расположенных в одной акватории близко друг к другу, называются портовыми кластерами. В мире сформировалось 15 крупнейших портовых кластеров. 60% (9) из них расположены в Восточной Азии [в том числе крупнейшие в дельте реки Янцзы (Шанхай, Нинбо, Сучжоу, Наньтун), дельте реки Чжуцзян (Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Аомынь, Гонконг, Чжухай), Бохайском заливе (Тяньцзинь, Циньхуандао, Таншань, Хуанхуа)], остальные – в США (3, в том числе крупнейший находится на юго-востоке штата Техас с портами Хьюстон, Бомонт, Тексас-Сити, Фрипорт, Порт-Артур, Галвестон), Европе (2, в том числе крупнейший в дельте рек Рейн, Маас и Шельда: Роттердам, Амстердам, порты острова Зеландия, Антверпен, Гент) и Юго-Восточной Азии (1; в Сингапурском проливе: Сингапур, Танджунг-Пелепас, Джохор).