Колоссальный ордер
Колосса́льный о́рдер, разновидность архитектурного ордера, опоры которого (как правило, пилястры или связанные колонны) охватывают два и более этажа (яруса) здания. Термин «колоссальный ордер» относится к размерам и масштабу опор и антаблемента, при этом их конкретная форма (пропорции, детали и др.) всегда определена одним из основных архитектурных ордеров (дорический, тосканский, ионический и т. п.).
Колоссальный ордер появился в древнеримской архитектуре, наиболее часто использовался на территории бывшей римской провинции Сирия (храм Вакха в Баальбеке, 2 в.). В античных памятниках применялся в основном для оформления фасадов зданий, но также и интерьеров (храм Венеры в Баальбеке, 3 в.). Все сохранившиеся античные образцы колоссального ордера относятся к коринфскому ордеру.
Один из ранних примеров применения колоссального ордера в эпоху Возрождения – церковь Сант-Андреа в Мантуе (1472–1494, архитектор Л. Б. Альберти), где коринфские пилястры колоссального ордера оформляют северные и западные фасады, а также интерьер храма. Колоссальный ордер получил дальнейшее развитие в позднем архитектурном творчестве Микеланджело (коринфские пилястры трёх палаццо на площади Капитолия в Риме, 1546, и восточного фасада собора Святого Петра, 1546–1564) и А. Палладио (полуколонны композитного ордера Лоджии дель-Капитаниато, 1571; пилястры Палаццо Вальмарана, 1565–1571, оба – в Виченце).
Колоссальный ордер широко использовался в европейской архитектуре барокко (постройки Ф. Борромини, Дж. Л. Бернини, К. Мадерны) и классицизма (колоннада восточного фасада Лувра, 1667–1674, архитектор К. Перро). В этот период сложился получивший широкое распространение вариант оформления фасада здания, где подножия опор колоссального ордера покоятся на цокольном, чаще всего рустованном этаже постройки и объединяют два расположенных выше этажа (замок Хауард в Йоркшире, 1-я четверть 18 в., архитектор Дж. Ванбру; Екатерининский, или Головинский, дворец в Лефортове в Москве, 1782 – 1790-е гг., архитекторы Дж. Кваренги, Ф. Кампорези). Такое решение оформления фасада может сочетаться с колонным портиком, при этом колоссальный ордер иногда дублирует его опоры на плоскости стены за ним или продолжает их ритм по обе стороны от него. Пример использования колоссального ордера в интерьере – Екатерининский (Белый) зал Сената в Московском Кремле (1776–1790, архитектор М. Ф. Казаков). Среди поздних вариантов колоссального ордера – фасад здания бывшего посольства Германии в Санкт-Петербурге в стиле неоклассицизма (1911–1913, архитектор П. Беренс), советские постройки середины 1930-х – начала 1950-х гг. (здание Центрального театра Красной Армии в Москве, 1934–1940, архитекторы К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев, и многие другие сооружения).