Падуя
Па́дуя (Padova), город и коммуна на северо-востоке Италии, в области Венеция (Венето); административный центр провинции Падуя.
Общие сведения
Расположен на Венецианской низменности (восточная часть Паданской равнины), в междуречье Бренты (к северу от города) и Баккильоне (к югу), в 20 км к западу от Венецианской лагуны. Площадь городской территории составляет 93 км2 (2021).
Через город проходит национальная автотрасса A4 (часть европейского маршрута E70) Турин – Триест. Падуя является конечным пунктом магистрали А13, соединяющей её с г. Болонья.
Падуя – узел высокоскоростных железнодорожных линий, связывающих город с Вероной, Миланом и Турином (на западе), Болоньей, Флоренцией и Римом (на юге), Венецией (на востоке), Триестом и Австрией. Через город проложена одна из старейших железных дорог Италии Падуя – Местре – Маргера (1842). Центральный железнодорожный вокзал города – один из крупнейших в стране (7 платформ и 11 путей).
Город пересекает система каналов, сохранившихся с периода Средневековья, в том числе судоходный канал, соединяющий Падую с рекой Брента (впадает в Адриатическое море).
Аэропорт Падуи Джино-Аллегри обслуживает в основном деловую и медицинскую авиацию.
Внутригородской общественный транспорт представлен автобусами (около 19 маршрутов) и 1 линией монорельсового трамвая на шинах (2007) длиной свыше 10 км.
Население
Численность населения города составляет 212,4 тыс. человек (2019; 210,4 тыс. в 2018), в том числе иностранцев 33,5 тыс. человек (2018), или 16 % всех жителей города. Среди них преобладают (2018) румыны (25,8 %), молдаване (11,1 %), китайцы (8,0 %), нигерийцы (7,4 %), филиппинцы (5,2 %) и марокканцы (5,0 %).
Религия
Абсолютное большинство верующих Падуи составляют католики. Католические приходы Падуи относятся к Падуанскому диоцезу Римско-католической церкви, основанному в 3 в. Падуя – центр распространённого в Италии католического культа Антония Падуанского. В его честь возведена базилика, находящаяся в юрисдикции Святого Престола. Помимо неё, паломническим центром является базилика Санта-Джустина (на территории одноимённого аббатства), где предположительно находятся мощи апостола и евангелиста Луки.
Последователи других религий в Падуе немногочисленны. Православие и ислам исповедуют преимущественно мигранты. Православные приходы принадлежат к Румынской православной церкви (церковь святых Петра и Павла), Константинопольскому патриархату и Русской православной церкви (приход в честь Рождества Пресвятой Богородицы). Из протестантских деноминаций в Падуе представлены англиканство и лютеранство. Также есть отделения различных евангелических церквей.
С 12 в. в Падуе существует еврейская община, действует синагога (1584).
История
Первые поселения венетов на месте современной Падуи появились около 11–10 вв. до н. э. Древнейшие сведения о Патавии (Patavium) в письменных источниках (у Тита Ливия) относятся к событиям 4 в. до н. э. Выступила на стороне римлян в борьбе с кельтами (3 в. до н. э.) и во время Второй пунической войны. С 183 г. до н. э. в составе провинции Цизальпинская Галлия. В 89 г. до н. э. получила право латинского гражданства, в 49 г. до н. э. – статус муниципия, став важным центром торговли и ремесла. Со 2-й трети 3 в. н. э. центр епископства (согласно легенде, первым епископом был последователь апостола Петра святой Просдоцим). В 408 г. разрушена вестготами во главе с Аларихом I, в 452 г. – гуннами. С конца 5 в. в Остготском королевстве. Во время войн Византии с остготами (530–550-е) в 540 г. захвачена византийской армией, вскоре отвоёвана Тотилой. В 568 г. вновь захвачена Византией, однако в начале 570-х гг. была завоёвана лангобардами. В 602 г. в результате восстания против них почти полностью разрушена. После присоединения к Франкскому государству (774) вошла в состав Фриульской марки. С конца 9 в. неоднократно подвергалась набегам венгров. В 1089 г. император Генрих IV Салий передал власть в Падуе епископу. Во время борьбы с Фридрихом I Барбароссой в 1164 г. вступила в Веронский союз, в 1167 г. – в Ломбардскую лигу. В 1-й четверти 12 в. получила статус коммуны; соперничество гвельфов и гибеллинов (в том числе противостояние знатных семей д’Эсте, да Романо и Кампосампьеро) привело к учреждению в Падуе должности подестa. Участвовала в возобновлении Ломбардской лиги во время походов Фридриха II Штауфена в Северную Италию. В 1237 г. власть в Падуе захватил сторонник последнего Эццелино да Романо, подвергший репрессиям противников императора. В 1256 г. в результате крестового похода, организованного папой Римским Александром IV, Эццелино да Романо изгнан из города. В 13–15 вв. важный центр ремесла (производство шерстяных тканей и др.) и торговли, место проведения ежегодной ярмарки (имела общеитальянское значение); культурный центр. За 100 лет (начало 12 – начало 13 вв.) численность населения выросла с 15 до 35 тыс. чел. В 13 в. успешная борьба пополанов с патрициатом привела к появлению должности капитана народа. В 1318 г. непримиримые социальные и межклановые противоречия способствовали установлению синьории рода да Каррара [временно оттеснялся от власти родами делла Скала (1328–1337) и Висконти (1388–1390)]. При да Каррара, оказывавших покровительство художникам, поэтам и учёным, Падуя стала одним из центров культуры Возрождения. С 1405 г. под властью Венецианской республики. В ходе Итальянских войн, в сентябре 1509 г., выдержала осаду войск Камбрейской лиги. В 16 в. город значительно укреплён венецианцами. В результате Итальянского похода Наполеона Бонапарта 28 апреля 1797 г. оккупирована французами. По Кампоформийскому миру 1797 г. вместе со всеми владениями Венецианской республики Падуя присоединена к владениям Габсбургов, по Пресбургскому миру 1805 г. – к Итальянскому королевству. По решению Венского конгресса 1814–1815 гг. отошла к Ломбардо-Венецианскому королевству в составе Австрийской империи. Во 2-й трети 19 в. наблюдался экономический подъём, в 1842 г. Падуя связана железной дорогой с Местре (ныне район Венеции). В феврале 1848 г. в ней произошли крупные антиавстрийские выступления. В результате австро-прусской войны 1866 г. отошла к объединённому Итальянскому королевству. Во время Первой мировой войны в Падуе располагалась ставка главнокомандующего итальянской армией; город несколько раз подвергался бомбардировкам австро-венгерских войск. В Вилла-Джусти близ Падуи 3 ноября 1918 г. заключено перемирие между Италией и Австро-Венгрией. Война способствовала быстрому развитию тяжёлой промышленности, особенно отраслей, ориентированных на производство военного снаряжения. Во время Второй мировой войны в составе (с 1943) Итальянской социальной республики; один из центров движения Сопротивления в Италии. Сильно пострадала в результате американской бомбардировки 11 марта 1944 г. Освобождена 28 апреля 1945 г. в ходе Апрельского восстания 1945 г. В послевоенный период один из динамично развивающихся городов страны. В 1930–1970-х гг. численность населения выросла почти в 2 раза (свыше 234 тыс. человек в 1980).
Архитектура
Старейший археологический памятник Падуи – остатки древнеримского амфитеатра (70–60 до н. э.), на месте которого построена Капелла дельи-Скровеньи (1303), расписанная Джотто. Рядом, при одноимённом монастыре, вмещающем часть коллекции Городских музеев, расположена церковь Эремитани (1276–1306, восстановлена после бомбардировки 1944; в алтарной капелле – росписи Гварьенто д'Арпа, 1361–1365; в капелле Оветари реконструированы фрагменты росписей А. Мантеньи и Ансуино да Форли, 1448–1457; в нефе – надгробия 14 в. представителей династии да Каррара, перенесённые из церкви Сант-Агостино в 19 в.). От городских стен (строились с конца 12 в.) сохранились въездные ворота Альтинате (1286) и мост Понте-Молино (14 в.). Под властью Венецианской республики в Падуе возведены новые стены (1-я половина 16 в., архитекторы Б. д’Альвиано, С. Мариани, М. Санмикели, Дж. М. Фальконетто и др.) – пример оборонительной архитектуры эпохи Возрождения. Собор Санта-Мария-Ассунта (основан в 4 в., перестраивался в 1522–1754 в формах маньеризма и барокко), баптистерий Сан-Джованни (начал строиться в 12 в., освящён в 1281, мавзолей династии да Каррара, росписи Джусто ди Менабуои, 1375–1376), Палаццо делла-Раджоне (1218–1219, перестроено в 1306, фрески на астрологические сюжеты, между 1425–1440), Палаццо дель-Подеста (ныне Палаццо Муничипале, 1539, включило в себя остатки средневекового Палаццо дель-Консильо и Палаццо дельи-Анциани; оба закончены в 1285), Часовая башня (1 половина 14 в. – 1428; триумфальная арка в основании – 1531, архитектор Дж. М. Фальконетто).
Один из крупнейших центров паломничества в Италии – базилика Святого Антония Падуанского (т. н. Иль-Санто) на месте церкви Санта-Мария-Матер-Домини, где погребён святой. Возведена из кирпича около 1232 – около 1310 гг., перестраивалась в 15 в. (после пожара 1394). В архитектуре базилики купольное многоглавие (8 куполов), восходящее к венецианскому собору Святого Марка, соединяется с романскими и готическими чертами (хор с обходом и 9 расходящимися капеллами). В интерьере – бронзовые «Распятие» и алтарь Святого Антония Падуанского (оба между 1443 и 1453, скульптор Донателло), капелла дель-Сантиссимо (капелла делла-Томба, около 1500; цикл рельефов на тему жития святого Антония, скульпторы Я. Сансовино, Антонио и Туллио Ломбардо и другие мастера 16 в.; стукковая декорация потолка Фальконетто, 1533–1534), капелла Сан-Джакомо (Сан-Феличе, 1372–1379, росписи художников-«джоттесков» Альтикьеро да Дзевио и Я. Аванцо), центральная капелла хора (купольная) дель-Тезоро (архитектор Ф. Пароди, 1694, стукковый декор в стиле рококо). В базилике также пристенное надгробие Антонио Росселли (1464–1467) (скульптор П. Ломбардо); вдоль стен нефа статуи выдающихся личностей (скульпторы М. Санмикели, А. Виттории и др.); алтарный образ «Святая Агата» Дж. Б. Тьеполо (1736).
Рядом с базиликой – ораторий Сан-Джорджо (1377–1384, росписи Альтикьеро да Дзевио), Скуола-дель-Санто (1427, достраивалась в 1504, в Зале Приорале – цикл росписей, несколько сцен написаны Тицианом в 1510–1511). На Пьяцца дель-Санто – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (1447–1453, скульптор Донателло).
В формах Возрождения перестроено Палаццо дель-Бо (1493–начало 17 в., архитектор внутреннего двора А. Морони; ныне здание кампуса Падуанского университета), возведены Палаццо дель-Капитаньо (1599–1605, включило в себя Палаццо Каррара, 14 в.), Лоджия и Одеон Корнаро (обе постройки – 1524, архитектор Дж. М. Фальконетто). На территории, ранее принадлежавшей аббатству Санта-Джустина (основано в 6 в., церковь перестроена около 1600), – эллиптическая в плане площадь Прато-делла-Валле (1775, архитектор Д. Черато), одна из крупнейших в Европе площадей классицизма; она окружена каналом, обе стороны которого украшены статуями знаменитых жителей Падуи (1775–1883).
В неогреческом стиле (включая интерьеры) построено кафе «Педрокки» (1826–1842, архитектор Дж. Джаппелли), в стиле неоготики – примыкающая к нему пристройка (1837–1839; в ней – Музей Рисорджименто и современной истории). В 1872 г. разработан генеральный план города, предусматривавший улучшение и расширение сети улиц в историческом центре. К. Бойто спроектировал Палаццо делле-Дебите (1873) и Центральное здание Городских музеев (1879). В Палаццо Цуккерман (в стиле неоклассицизма, проект 1912–1914, архитектор Ф. Арозио) – музеи: прикладных искусств и Боттачин. В 1-й половине 20 в. перестроено Палаццо Ливиано (здание филологического факультета Падуанского университета; 1934, архитектор Джо Понти; росписи М. Кампильи, между 1939 и 1940), возведены Палаццо Эседра (1925), здание INPS (1936–1938, оба – архитектор Дж. Перессутти), неоклассическому стилю этих построек наследует железнодорожный вокзал Падуи (1949–1953, инженер П. Перилли). Примеры динамичной модернизации облика города – мемориал «Память и Свет» (2004–2005, архитектор Д. Либескинд), посвящённый жертвам террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., здание факультета биологии и биомедицины Падуанского университета (т. н. Цветок; 2008–2014, архитектор М. Ботта), деловой комплекс с башней Net Center (2004–2007, архитектор А. Галфетти и др.).
Наука. Образование. Библиотеки. Архивы
Наука. Образование
В городе создана т. н. Падуанская исследовательская территория под эгидой Национального исследовательского совета Италии, которая расположена в 6 км к юго-востоку от центра и включает ряд научно-исследовательских организаций, в том числе Институт химии конденсированных сред и энергетических технологий (ICMATE), Институт нейронауки (IN; 2003), региональные отделения институтов гидрогеологической защиты (IRPI; 2008), плазменных исследований и технологий (ISTP; 2019), строительных технологий (ITC), атмосферных и климатических наук (ISAC; 2019) и наук о Земле и земных ресурсах (IGG).
За пределами исследовательской территории действуют филиалы институтов биомолекулярной химии (ICB), электроники, вычислительной техники и телекоммуникаций (IEIIT), когнитивных наук и технологий (ISTC), устойчивой защиты растений (IPSP), мембранных технологий (ITM).
Несколько исследовательских институтов расположено в промышленной зоне ZIP (Индустриальной зоне Падуи), в частности Consorzio RFX (термоядерный синтез).
Среди высших учебных заведений: Падуанский университет (1222; один из старейших в Европе, 13 факультетов, 32 кафедры, 8 научных школ, 59,7 тыс. студентов, в том числе 4 % – иностранцы, 2,2 тыс. преподавателей; 2018/2019), Высший институт религиозных наук (2006), Институт Данте Алигьери (1933; подготовка переводчиков). Подготовка медицинских кадров осуществляется Школой медицины Падуанского университета.
Библиотеки. Архивы
Функционирует множество библиотек, в том числе при Падуанском университете (1629; старейшая университетская в Италии) и многих научных институтах, папская «Антониана» (1240), гражданская (1839), при астрономической обсерватории (1873), при консерватории (1878), городские (Арчелла-Сан-Карло, Вальсугана, Савонарола и др.).
В городе расположены отделение Государственного архива и Главный архив коммуны Падуи.
Музеи
В комплекс городских музеев Падуи входят Капелла дельи-Скровеньи, Археологический музей (1825) и Музей средневекового и современного искусства (1825, в него входит Музей прикладных искусств); также действуют музеи: Боттачин (1865; нумизматическая и археологическая коллекции; предметы искусства эпохи Возрождения, коллекция Каподилиста – живопись 15–18 вв.), Рисорджименто и современной истории (1891).
Другие музеи: Святого Антония (1895, 1940 – закрыт, возобновил деятельность в 1995; произведения искусства из одноимённых базилики и монастыря), епископата (2000), живых насекомых и пауков Esapolis – первый крупнейший инсектарий в Италии (1992), «Пречинема» (1998, частная коллекция Л. М. Дзотти), Третьей Армии (1972), Падуанской астрономической обсерватории (1767), морской (1922), истории медицины (2015), еврейского наследия.
При Падуанском университете создано 13 музеев (ботанический, зоологический, образования, археологический, географии, астрономических инструментов, антропологии, геологии и палеонтологии, истории физики, минералогии, механики «Энрико Бернарди», учебный ветеринарной медицины, патологической анатомии), кроме того, в одном из кампусов университета (Палаццо дель-Бо) расположен первый в Европе анатомический театр (1595).
Работает культурный центр «Сан-Гаэтано» (San Gaetano; 1586, последняя реконструкция ведётся с 2005). В Палаццо Дзабарелла (12–13 вв.) проводятся временные художественные и иные выставки (1997).
Действует планетарий (2009) с лекторием и тематическим кинотеатром.
Музыкальная жизнь
Падуя – один из центров музыкальной культуры Средневековья, в 13 в. при соборе Санта-Мария-Ассунта открыта певческая школа. С городом связана деятельность выдающихся средневековых мыслителей о музыке – Маркетто Падуанского и Просдочимо де Бельдоманди. Падуанец Антонио да Темпо в трактате о современной светской поэзии (1332) впервые в Италии поставил вопрос о взаимосвязи слова и музыки. В Падуе работал и сочинял музыку первый в итальянской истории фламандский музыкант И. Чикония.
В 17–18 вв. в городе работали крупные музыканты и теоретики музыки С. Ланди, Ф. А. Валлотти, Дж. Тартини; родился изобретатель фортепиано Б. Кристофори.
На протяжении 20 в. благодаря деятельности концертного общества имени Б. Кристофори (1920), Студенческого центра искусств Падуанского университета (1945) и организованной на их основе Ассоциации друзей музыки (1957) в Падуе выступали крупнейшие музыканты 20 в.: А. Корто, В. В. Гизекинг, А. Рубинштейн, В. Ландовска, А. Сеговия, С. Т. Рихтер, М. Поллини, М. Аргерих, Ф. Брюгген, И. Стерн, Г. Кремер, «Амадеус-квартет»; композиторы А. Казелла, Л. Даллапиккола, П. Хиндемит, К. Штокхаузен и др.
На сцене драматического «Театро Верди» иногда ставятся также оперы, оперетты, мюзиклы, его сцена используется для гастрольных концертов. Выступает Оркестр Падуи и Венето (1966).
Действует Государственная консерватория имени Ч. Поллини (1878 – открыта как музыкальная школа, современный статус с 1970-х); здесь же находится лучшая концертная площадка Падуи – «Аудитория Поллини» (с органом). В Падуанском университете открыт центр научных исследований и концертно-просветительской деятельности Concentus Musicus Patavinus (1984).
Театральная жизнь. Кино
Театральная жизнь
В Падуе расположен ряд театров. Среди них: «Театро Верди» [Teatro Verdi, название до 1884 – «Театро Нуово» (Teatro Nuovo, буквально – новый театр); в 1884 – присвоено имя композитора Дж. Верди; сильно пострадал во время бомбардировки в 1917 г. в Первую мировую войну; после проведённой реконструкции возобновил свою деятельность в конце 1920; 700 мест; совмещает оперу и балет, драматические спектакли, спектакли для детей, концерты; входит в сообщество театров области Венето (Teatro Stabile Veneto)]; «Пикколо Театро Дон Боско» (Piccolo Teatro Don Bosco, буквально – маленький театр дона Боско, 2001, 390 мест; проводятся театральные и музыкальные представления, трансляции оперных и балетных постановок крупнейших театров мира, кинопоказы, встречи с театральными артистами и коллективами); «Театро Маддалене» (Teatro Maddalene; 99 мест, с 1995 используется как сценическое пространство в составе «Там Театромузика», с 2012 закрыт на реставрацию); «Там Театромузика» [Tam Teatromusica; 1980; существует на пересечении нескольких видов искусств: музыки, живописи, хореографии, перформанса, инсталляции, видео; за время существования театра было поставлено более 80 спектаклей и создано несколько видеоинсталляций; среди наиболее важных постановок: «Детский уголок» К. Дебюсси (совместно с театром «Ла Скала» в Милане в рамках сезона музыкальных театров для детей и юношества) и «Ages» Б. Мадерны (совместно с телеканалом RAI в Милане); лауреат международных театральных и музыкальных фестивалей: в Вене (Wiener Festwochen), Бурже (Festival Le Printemps de Bourges Crédit mutuel), Ганновере (Klang & Korper), Париже (Festival d'Automne à Paris); гастролирует по всему миру, включая Европу, Ближний Восток, Северную Америку, Африку, Австралию]; «Театро-аи-Колли» (Teatro ai Colli, буквально – театр на холмах; открыт в 1957 показом художественного фильма, со временем превратился в полноценный драматический театр, с 2016 под управлением «Театро Фуори-Ротта»); «Театро Фуори-Ротта» (Teatro Fuori Rotta; 2004, драматический театр для детей и взрослых, действуют театральные мастерские, проводятся курсы актёрского мастерства и театральной терапии); «Театро де ЛиНУТИЛЕ» (Teatro de LiNUTILE, буквально – бесполезный театр; частный театр, организован некоммерческой ассоциацией LiNUTILE в 2006, при театре действует школа актёрского мастерства для детей, подростков и взрослых); «Барко Театро» (Barco Teatro; многофункциональное пространство, в котором объединены классическая и джазовая музыка, театральные представления, фотовыставки и итальянская кухня по традиционным и современным рецептам).
ТОР – Social Enterprise Cooperative (Teatri Off Padova) – кооперативное объединение, основанное в 2014 г., включает три театра: «Талеа Театро» [Talea Teatro, 1975 – «Театроконтинуо» (Teatrocontinuo), 2014 – современное название]; Театр популярных исследований – Театральный университетский центр [Teatro Popolare di Ricerca – Centro Universitario Teatrale, 1964 – Театр популярных исследований; с 1971 – современное название; действуют многочисленные студенческие театральные мастерские]; «Амистад Театро» (Amistad Teatro, 2007, культурная ассоциация, направление деятельности – организация театральных фестивалей для подростков и взрослых; существует на стыке театра, музыки и танца).
Кино
Действует кинотеатр «Рекс Падова» (Rex Padova; 1958, 398 мест), старейший кинотеатр города. По воскресеньям проводятся кинопоказы для детей и подростков. На базе кинотеатра происходят театральные представления, музыкальные концерты, выставки, посвящённые оперному искусству.
Фестивали
В Падуе проводятся различные театральные и музыкальные фестивали. С января по март проходит театрализованный смотр «Одно кресло на двоих»; с октября по декабрь – осенний фестиваль драматических спектаклей «Театро Венето»; фестиваль классической музыки «Зимние ноты»; «Оперный сезон» – ежемесячная трансляция наиболее заметных постановок из крупнейших театров Европы, периодически – с живыми выступлениями гастролирующих артистов; майский фестиваль короткометражных фильмов венецианских авторов «Великая судная ночь» (La grande notte dei Corti). Раз в год, 7 декабря, ведётся прямая трансляция из театра «Ла Скала». «Театро Фуори-Ротто» (буквально – разбитый театр) является площадкой для проведения фестивалей: «Сезон драмы в Театре на холмах», «Падуя музыкальная», «Фестиваль ютуберов в Падуе» и др.
Проводятся Международный джазовый фестиваль Padova Jazz (ежегодно осенью с 1998), Международный музыкальный конкурс Premio Città di Padova (ежегодно с 2003).
В рамках Шервудского фестиваля (ежегодно летом с 1996, основан независимой итальянской радиостанцией Radio Sherwood, базирующейся в Падуе) проходят концерты популярной музыки.
Парки
При Падуанском университете разбит ботанический сад (один из старейших в мире – 1545; около 6 тыс. растений, с 1997 объект Всемирного наследия). Из других садов города наиболее известны «Джардини дель-Арена» (1906–1907), «Джардини делла Ротонда», розарий «Санта-Джустина», т. н. Хрустальный сад – оранжерея, в которой собраны экземпляры флоры Северной и Южной Америк и Африки. Созданы парки «Изола Меммия» (1797), «Джардино Тревес Де'Бонфили» (1829–1835), «Парко деи-Фаджи» (1970) и др.
Здравоохранение
Главное учреждение регионального уровня – многопрофильная больница Падуанского университета (1778, с 1994 – современные статус и название), имеющая службу скорой помощи и отделение спортивной медицины. Работает больница «Сант-Антонио». Специализированное учреждение – Институт онкологии области Венето (2005). В центре города действует крупный медицинский комплекс, включающий несколько больниц [«Джустинианео» (Justinianeo); «Падова» (Padova); «Бузонера» (Busonera)]. Работают частные клиники.
Спорт
Падуя – крупный спортивный центр. Наиболее популярны игровые виды спорта (футбол, регби, волейбол, баскетбол), а также велосипедный, гребля, конный и др. Среди спортивных арен выделяется многофункциональный стадион «Эуганео» (1994; свыше 32 тыс. мест), где принимает соперников футбольный клуб «Падова» (воссоздан в 2015 г., выступает в третьей лиге).
Наиболее известен регбийный клуб «Петрарка Падова» (Petrarca Padova, 1947) – 13-кратный чемпион Италии (в 1970–2018), выступающий на стадионе «Плебишито» (1982; 9,6 тыс. мест). Волейбольный клуб «Паллаволо Падова» (1970, до 1999 – «Петрарка Паллаволо»), выигравший Кубок вызова ЕКВ (Европейской конфедерации волейбола; 1994), принимает соперников в многофункциональном дворце спорта «Киоене Арена» (известен также как «ПалаФабрис»; 1981, около 4 тыс. мест), где проходили финалы европейских состязаний по баскетболу (финал Кубка Корача в 1982). Отреставрирован популярный среди жителей области ипподром. Многие годы через Падую проходила традиционная однодневная шоссейная велогонка Джиро-дель-Венето (1909–2012).
Хозяйство
Основу городской экономики составляет сфера услуг, в которой развиты оптовая и розничная торговля, транспорт и логистика, культура и образование, туризм (культурно-познавательный, религиозный, событийный и другие виды) и связанные с ним гостиничное дело и общественное питание.
Падуя является важным транспортно-логистическим узлом, в котором расположен крупный интермодальный центр Interporto Padova (1973; 3 терминала, площадь крытых помещений 270 тыс. м2, включая 18 тыс. м2 с контролируемой температурой), обслуживающий северо-восточную часть Италии.
Действуют отделения многих итальянских и зарубежных банков: Банка Италии, CheBanca, Banca Sella, Banca Mediolanum, Veneto Banca, UniCredit, Intesa Sanpaolo, Deutsche Bank, Volksbank и др. Функционирует торговая палата.
Регулярно проходит несколько международных выставок-ярмарок, в том числе т. н. Выставка Падуи (многоотраслевая ярмарка промышленных товаров и инвестиций), Expobici (велосипеды и товары для велосипедного спорта), Flormart (флористика и садоводство), ряд тематических промышленных выставок – Termoidraulica Clima Ecoenergie (отопительные, вентиляционные, морозильные установки, строительная техника; раз в 2 года), Expo Scuola (бумага и картон, полиграфия, медицинская техника) и др.
Важную роль играют административные услуги, в частности, в Падуе находятся консульства нескольких стран, в том числе Молдавии (с 2014), Канады, Хорватии, Кот-д'Ивуара, Перу, Польши, Швейцарии, Уругвая и др.
Промышленность города представлена производством продукции машиностроения (железнодорожный подвижной состав, сельскохозяйственные машины, мотоциклы и велосипеды, металлорежущие станки, оборудование для кожевенно-обувной промышленности, различные электронные изделия), химической, пищевой, полиграфической промышленности, лёгкой (изготовление обуви, тканей синтетических и ручной выделки, швейных изделий), мебели. Большая часть производств расположена в Индустриальной зоне Падуи – ZIP (1946), созданной в восточной части города на площади 1050 га, с 1956 г. находящейся под управлением специального консорциума ZIP, где размещено около 1,4 тыс. разнопрофильных промышленных предприятий с общим числом занятых 27 тыс. человек (2019).
В связи с тенденцией к деиндустриализации экономики в 21 в. возник вопрос о децентрализации промышленной зоны, расположенной всего в 2 км от центра города, и о переориентации с производства и логистики на исследовательскую деятельность в соответствующих областях. Поддерживаются и расширяются зелёные зоны, которые занимают 18 % территории этого района. Ведутся исследования, финансируемые руководством области Венеция, по расширению использования альтернативных источников энергии, в частности солнечных батарей.
Сельское хозяйство представлено мелкими фермами, которые специализируются на выращивании экологически чистой продукции и ориентированы на предоставление услуг агротуризма. На окраинах города культивируются зерновые (в первую очередь пшеница) и овощи. Животноводство представлено главным образом птицеводством (в том числе разводят породу падуанская курица) и скотоводством. Аграрный сектор славится продукцией, произведённой исключительно в Падуе (т. н. denominazione di origine protetta – защищённое обозначение происхождения).