Эллингтон Дюк
Э́ллингтон Дюк (Duke Ellington; псевдоним; настоящие имя и фамилия Эдвард Кеннеди Эллингтон, Edward Kennedy Ellington) (29.4.1899, Вашингтон – 24.5.1974, Нью-Йорк), американский джазовый дирижёр, композитор, пианист. Один из наиболее известных джазовых музыкантов 20 в.
Из обеспеченной афроамериканской семьи. За элегантную манеру поведения и щегольской наряд ещё в детстве друзья прозвали его Герцогом (англ. Duke), это прозвище позднее стало творческим псевдонимом. Систематического музыкального образования не получил. С 17 лет выступал в джазовых ансамблях как пианист. В 1927 г. в Нью-Йорке организовал собственный ансамбль, позднее превратившийся в биг-бэнд, руководил исполнением, одновременно играя на фортепиано. В 1927–1931 гг. ансамбль работал в знаменитом нью-йоркском джазовом клубе «Коттон».
Пик творческой активности Эллингтона пришёлся на период, известный на Западе как эра свинга, когда он написал свои самые известные пьесы – «It don’t mean a thing» («Это ничего не значит», 1931), «Sophisticated lady» («Изысканная леди», 1932), «Solitude» («Одиночество», 1934), «In a sentimental mood» («В сентиментальном настроении», 1935), «In a mellow tone» («В мягком тоне», 1939), ставшие признанными джазовыми стандартами. Некоторые хиты, вошедшие в историю джаза как композиции Эллингтона, в действительности созданы им (в основном, в те же годы) вместе с талантливыми музыкантами его оркестра, которые предлагали тематический материал, а Эллингтон структурировал и эффектно аранжировал его. Таковы, например: «Mood indigo» («Настроение индиго», 1930, соавтор – кларнетист Барни Бигард), «Караван» (1936, соавтор – тромбонист Хуан Тизол), «Take the "A" train» («Садись в поезд "А"», 1939, автор – пианист Билли Стрейхорн), «Satin doll» («Атласная кукла», 1953, соавтор – Стрейхорн).
На всём протяжении творческой карьеры Эллингтон экспериментировал с крупной формой, писал сюиты (всего 25), в том числе: «Diminuendo and crescendo in blue» (1937), «Гарлем» (1950), «Night creature» («Ночное творение»; с симфоническим оркестром, 1956), «Нью-Орлеанская» (1970). Он также пытался внедрить программность и присущие академической музыке приёмы мотивно-тематической разработки, как в сюите «Black, brown and beige» («Чёрный, коричневый и бежевый», 1943; несколько раз редактировал её, менял структуру и аранжировку, в ряде версий использовал женский вокал и солирующую скрипку). Большие композиции Эллингтона, однако, не получили отклика у широкой публики, в отличие от его небольших пьес.
Наряду с Фердом Грофе (аранжировщик оркестра П. Уайтмена) и Ф. Хендерсоном Эллингтон считается законодателем оркестровой джазовой аранжировки: активно и разнообразно применял риффы, сопоставления solo и tutti, переклички оркестровых групп и т. п. Редкие фортепианные импровизации Эллингтона нельзя назвать виртуозными и стилистически цельными, хотя они и не лишены фактурных, тембровых и других находок, как в «Take the "A" train» (в версии, записанной на альбоме «Uptown», 1952) и в «The clothed woman» (1947).
С 1933 до начала 1970-х гг. оркестр Эллингтона с успехом гастролировал в Европе (в 1971 в СССР) и США, в том числе неоднократно выступал в Карнеги-холле (с 1943). Участвовал в Ньюпортском (особенно успешно в 1956), Монреальском (1964) и других международных джазовых фестивалях.
Эллингтон удостоен 13 премий «Грэмми» (1959–1980), в том числе в почётной номинации «За достижения всей жизни» (1966); 13 аудиозаписей введены в Зал славы «Грэмми» (1975–2011).