Пятидесятники
Пятидеся́тники, протестантская деноминация, возникшая в конце 19 – начале 20 вв. Название «пятидесятники» происходит от события Пятидесятницы, когда, согласно книге Деяний святых апостолов, на учеников Иисуса Христа снизошёл Святой Дух и они стали говорить «на иных языках».
История
Корни пятидесятничества – в американском ривайвелизме, служениях исцеления в 19 в. и особенно в «Движении святости», в котором уже отмечались случаи крещения Святым Духом, «говорения на языках» и исцеления по вере. На основании одной из общин этого движения в 1886 г. была создана «Церковь святости», в 1896 г. под влиянием общины Б. Эруина там началось «пробуждение», которое сопровождалось глоссолалией, с 1907 г. церковь стала называться «Церковь Бога» (Кливленд, штат Теннесси), тогда же там впервые было декларировано и официально принято крещение Святым Духом.
Обычно в историографии начало пятидесятничества датируется либо 1901 г., когда Ч. Парем возложил руки на А. Озман и она стала «говорить на иных языках», либо 1906 г., когда в Лос-Анджелесе начались «пробуждения на Азуза-стрит» и звучала проповедь «возвращения даров Святого Духа» в христианские церкви.
В 1914 г. была создана первая и крупнейшая (на конец 2010-х) организация пятидесятников – «Ассамблеи Бога». Из неё в 1916 г. в результате доктринальных расхождений выделились т. н. «единственники» (унитарии), или «иисусники» (англ. Jesus-only movement). Впоследствии те, кто принадлежал к первым союзам, отказались от бурных эмоциональных проявлений и от современной музыки на богослужениях. Их называют «классическими» пятидесятниками или 1-й волной пятидесятничества. Вторая волна, или харизматическое движение, возникла в конце 1960-х гг. К ней относятся представители христианских деноминаций (включая католиков и православных), которые стали принимать опыт «крещения Святым Духом, говорения на языках и исцеления». 3-я волна пятидесятничества, появившаяся в 1970-е гг., называется «неохаризматизмом». Её представители делают особый акцент на использовании даров Святого Духа для евангелизации (т. н. евангелизм силы, англ. Power Evangelism). Особо следует отметить афрохристианские пятидесятнические церкви, представляющие собой смесь африканской (этнической) и христианской традиций.
Пятидесятничество в России
Отдельные группы верующих, которые начали «говорить на иных языках», появились в России ещё в 1907 г. (хотя есть свидетельства о типично пятидесятнической практике в более ранний период). В начале 1910-х гг. в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), столице Великого княжества Финляндского, входившего в то время в состав Российской империи, возникла церковь пятидесятников-унитариев под руководством Э. Д. Уршана, американского проповедника ассирийского происхождения. В 1913 г. община пятидесятников-унитариев, которую возглавили бывший пресвитер евангельских христиан Н. П. Смородин и А. И. Иванов, появилась в Санкт-Петербурге. Их единоверцы стали называться «евангельскими христианами в духе апостолов» или смородинцами. Общины пятидесятников возникали на основе баптистских и евангелических церквей и считали себя преемниками исконных русских протестантских традиций. В 1921 г. в Одессе образовалось движение последователей И. Е. Воронаева (воронаевцев), которые называли себя христианами евангельской веры (ХЕВ) или «омывающими», т. к. считали, что омовение ног необходимо во время каждого хлебопреломления; в 1924 г. в Тарнопольском воеводстве (Польша, ныне Тернопольская область, Украина) Г. Г. Шмидт основал движение христиан веры евангельской (ХВЕ), или шмидтовцев, которые совершали омовение ног только в Великий четверг (впоследствии воронаевцы и шмидтовцы объединились).
В 1919 г. в сёлах Шмырки и Сергеевка Подольской губернии (ныне Хмельницкая область, Украина) вокруг П. В. Коченковой возникло движение евангельских христиан – пятидесятников-сионистов, которые стали называться леонтьевцами по имени своего активного проповедника, Л. В. Мельника. В 1920-е гг. на Западной Украине появились субботствующие пятидесятники. В 1926 г. по инициативе Воронаева был образован первый Союз пятидесятников на территории России. В 1928 г. начались гонения на пятидесятников со стороны советской власти. В 1925 г. уроженец Брестской области И. П. Мурашко создал в селе Воскодавы (Волынское воеводство, Польша; ныне Ровненская область, Украина) движение евангельских христиан – т. н. святых сионистов, или мурашковцев.
В 1945 г. между епископами пятидесятнических церквей и лидерами Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) было заключено соглашение о вхождении пятидесятников в эту организацию. Однако уже в 1948 г. начался постепенный отток групп пятидесятников из этого союза в связи с запретами баптистского руководства на практику глоссолалии на богослужениях. В 1956 г. на Украине был создан союз т. н. нерегистрированных пятидесятников, включавший в себя и российских верующих, который провозгласил своей целью евангелизацию, запрещённую законодательством.
Отношения между баптистами и пятидесятниками были напряжёнными в том числе и потому, что в рамках одной общины должны были уживаться представители 2 деноминаций. По этой причине в конце 1960-х гг. ВСЕХБ разрешил самостоятельную регистрацию пятидесятнических общин. К 1975 г. в рамках ВСЕХБ насчитывались 320 смешанных общин евангельских христиан – баптистов и ХВЕ, а также 230 только пятидесятнических церквей. Вне ВСЕХБ функционировали около 500 общин. Пятидесятники, оставшиеся в его составе, выражали недовольство тем, что с 1961 г., в связи с болезнью их лидера, Д. И. Пономарчука, они были лишены в союзе права голоса, – и продолжали настаивать на своём влиянии. Руководство пошло им навстречу, и в 1974 г. П. К. Шатров стал членом президиума ВСЕХБ.
С конца 1980-х гг. была легализована миссионерская деятельность протестантских церквей, благодаря которой в церкви пятидесятников пришло множество новых верующих. С 1990-х гг. пятидесятнические церкви объединились в несколько союзов и ассоциаций. Продолжили своё существование леонтьевцы, субботствующие пятидесятники и пятидесятники-унитарии.
В начале 1990-х гг. произошло размежевание основной массы российских пятидесятников на 3 условные группы. «Традиционное» пятидесятничество в своей теологии ориентируется на «ультраконсерваторов» из 1-й волны американского пятидесятничества, отрицательно относится к «осовремениванию» богослужения, осуждает чрезмерное увлечение других групп пятидесятников «духовными дарами» и отказывается от контактов с государством. «Умеренное» пятидесятничество, как и «традиционное», ориентируется в теологическом отношении на 1-ю волну американского пятидесятничества, но на более умеренное его крыло: не принимая бурных эмоциональных проявлений на богослужениях (криков, падений и т. д.), оно в целом лояльно относится к «осовремениванию» богослужения. «Новое» пятидесятничество (харизматы) в теологии ориентируется на 3-ю волну, выступает за использование средств массовой культуры в богослужении для придания ему современности и привлекательности для молодёжи, а также пропагандирует активное использование даров Святого Духа. «Традиционные» пятидесятники входят в основном в Объединённую церковь христиан веры евангельской, «умеренные» и «новые» пятидесятники представлены в Российской церкви христиан веры евангельской и Российском объединённом союзе христиан веры евангельской (пятидесятников), в ряде независимых общин и объединений, а также в межденоминационных союзах – Ассоциации христианских церквей «Союз христиан» и Совете христианских евангельских церквей.
Доктрина
Пятидесятники делают особый акцент на личном покаянии и обращении ко Христу и подчёркивают роль Личности Святого Духа как в отношении обращения человека к вере, так и в его дальнейшем освящении. Крещение (исполнение) Святым Духом сопровождается даром говорения на языках (или пророчеством). При этом крещение Святым Духом понимается как первый шаг: после этого человек должен стремиться, чтобы в его жизни действовали и другие дары Духа – пророчество, откровения (которые часто сопровождаются видениями) и т. д. Один из важных сверхъестественных даров – дар исцеления. Согласно пятидесятническому учению, Христос принёс людям не только духовное спасение, но и избавление от физических и душевных страданий.
В области эсхатологии пятидесятники разделяют представления о великой скорби и восхищении Церкви (о том, что в конце времён будет грандиозное гонение на Церковь – великая скорбь, а Христос возьмёт верующих до, во время или после великой скорби), а также учение о тысячелетнем царстве Христа, которое будет до или после его Второго пришествия. Особый пункт пятидесятнической эсхатологии – учение о роли еврейского народа и Израиля, основанное прежде всего на главах 9–11 послания к Римлянам и разделяемое вместе с ними рядом евангеликов. По этому учению, одним из признаков «последних времён» считается возвращение евреев на историческую родину и создание государства Израиль. Многие пятидесятники поддерживают христианский сионизм, а мессианские евреи активно контактируют с пятидесятниками. Большинство пятидесятников признаёт учение о Троице, но есть целое направление в пятидесятничестве, исповедующее унитарианство.
Организация
Пятидесятники организованы в независимые союзы и ассоциации с большой автономией общин. Управляет общиной пастор вместе с церковным советом. У классических пятидесятников пастором может быть только мужчина, но во многих общинах 2-й и 3-й волн признают и женское священство.
Богослужение
Отличительные особенности пятидесятнического богослужения: могут совершаться общая молитва «на иных языках» (глоссолалия понимается как язык общения с Богом и признак дарования сверхъестественной силы), молитва за исцеление, пророческая молитва, а также допускаются рассказы о полученных откровениях. В некоторых пятидесятнических общинах, особенно 3-й волны, на богослужении время от времени практикуются яркие эмоциональные проявления: «падения в Духе», «духовные роды», «святой смех», «святой гнев» и т. п. Крещение совершается над людьми сознательного возраста путём полного погружения. После водного крещения (а иногда и перед ним) следует т. н. крещение Святым Духом – возложение рук с молитвой о ниспослании крещаемому Святого Духа, во время которой верующий впервые начинает «говорить на языках». Один раз в месяц практикуется хлебопреломление. В некоторых общинах перед хлебопреломлением практикуется омовение ног.
Численность пятидесятников (без 2-й волны) в мире – около 279 млн (на 2011), больше всего в Китае (54 млн), Бразилии (35 млн), Индии (33 млн), США и на Филиппинах (по 20 млн), в Нигерии (около 19,1 млн), Индонезии (около 9,5 млн), Республике Корея (около 7,5 млн), Кении (около 6,2 млн), Аргентине (около 4 млн), Чили (около 2,3 млн). США остаются главным (хотя и не единственным) центром теологии пятидесятничества. На начало 21 в. в России проживает около 900 тыс. пятидесятников всех направлений.