Нотопечатание
Историческая справка
Нотопеча́тание, полиграфическое воспроизведение нотированной музыки. Появилось в конце 15 в. Вслед за изобретённым незадолго до этого книгопечатанием нотопечатание развивалось одновременно в двух направлениях: печать с подвижных литер (т. е. с наборного шрифта) и с форм, гравированных на деревянных досках (ксилография).
Печать с наборного шрифта на предварительно напечатанные нотные линейки впервые применил в 1498 г. итальянский нотоиздатель О. Петруччи. Первым нотопечатным сборником музыки традиционно считается его «Harmonice Musices Odhecaton» («Стопеснец гармонической музыки»; «гармоническая» здесь в значении «многоголосная»), изданный в Венеции в 1501 г. Его способ усовершенствовал в 1525 г. П. Ольтен (Франция), добавив к нотным знакам фрагменты нотоносца, что дало возможность печатать ноты в один приём. Таким шрифтом напечатаны многочисленные дошедшие до нас французские издания П. Аттеньяна. Другие крупнейшие издатели эпохи Возрождения и раннего барокко, выпустившие множество оригинальных работ и перепечаток: венецианцы А. Гардане (и сыновья), братья В. и Л. Дорико, немцы И. Формшнейдер и А. Берг, фламандцы С. Кок, Т. Сузато, П. Фалез (и семья), К. Плантен, Л. и Ж. Эльзевиры, французы Р. Баллар (и семья), Э. Бриар, Р. Гранжон, Г. Ле Бе, Г. Этьен.
В 1754 г. немецкий издатель И. Г. И. Брейткопф (Брайткопф) изобрёл подвижной шрифт, в котором каждый нотный знак составлялся из 1–3 частей (головка, штиль, штилевой хвостик), благодаря чему стало возможным набирать многоголосную фактуру. Из подвижных литер составлялись даже те элементы нотации, которые не имеют постоянной формы: лиги, вязки, динамические «вилки» и т. п. Печатание нот с наборного шрифта просуществовало без изменений до конца 1950-х гг., постепенно вытесняясь другими способами.
Среди первых дошедших до нас нотных изданий, напечатанных методом ксилографии, – миссалы (богослужебные книги с текстами молитв и песнопениями мессы) итальянского издателя О. Скотто и немецкого издателя Г. Рейзера (те и другие – 1481). Со временем на смену деревянным доскам пришли медные как более подходящие для гравировки тонких линий. На медных досках, в отличие от ксилографической техники, вырезался печатаемый контур (а не поверхность вокруг него). Первое издание, удачно напечатанное таким способом, выполнено в 1586 г. итальянским печатником С. Веровио. В течение долгого времени все нотные знаки гравировались на металле стальными резцами – штихелями, пока в 1720-х гг. в Великобритании (Дж. Клюэр, Дж. Уолш, Р. Мирс) не стали набивать нотные знаки постоянной формы при помощи пуансонов (пунсонов); одновременно начали использовать доски из сплава олова и свинца. Этот способ получил широкое распространение в 19 в.
После 1855 г. ноты стали печатать не напрямую с досок, а с так называемого литографского камня, предварительно перенося на него нотный рисунок, т. е. способом литографии, а в 1863 г. немецкий нотопечатник К. Г. Редер приспособил к печати нот скоропечатную литографскую машину. Позднее на смену литографскому камню пришли металлические формы для плоской, а затем для ротационной печати. Гравировка на металлических досках как основной способ нотопечатания просуществовала до конца 1950-х гг.
Нотопечатание в России
Первые опыты нотопечатания в России относятся к середине 17 в. В 1652 г. на Московском печатном дворе резчик Фёдор Иванов изготовил пуансоны для печатания знаменных распевов, каждый из которых содержал букву певческого текста и надстрочный знак (графему крюка); затем был отлит соответствующий шрифт. В новом шрифте, изготовленном в 1678 г. Иваном Андреевым, крюки размещались на отдельных литерах, что позволяло набирать их в различных комбинациях. В обоих случаях, однако, ноты не были изданы. Первым русским нотным изданием стали сравнительные таблицы крюковой и линейной нотаций, напечатанные около 1679 г. с гравированных медных досок Симоном Матвеевичем Гутовским в московской Оружейной палате. В 1700 г. во Львове иеромонах Иосиф Городецкий напечатал с гравированных досок первую богослужебную книгу («Ирмолог») с линейным нотным письмом. По её художественно-полиграфическому образцу в 1770–1772 гг. было осуществлено издание четырёх богослужебных книг («Ирмолог», «Октоих», «Обиход», «Праздники») в Московской синодальной типографии при помощи наборного шрифта, разработанного печатником С. И. Бышковским.
В 1730 г. в типографии Российской академии наук в Санкт-Петербурге напечатано первое светское сочинение – кант В. К. Тредиаковского (предположительно автор слов и музыки) по случаю коронации Анны Иоанновны. Это и последующие нотные издания печатались с гравированных штихелями медных досок на станках, предназначавшихся для печати гравюр и чертежей. Помимо подносных листов (подношений, посвящений), в типографии Академии наук были напечатаны сборники сонат для скрипки с цифрованным басом Дж. Верокаи (между 1735 и 1738) и Л. Мадониса (1738), сборник песен Г. Н. Теплова «Между делом безделье» (1759). В 1765 г. здесь напечатано первое нотное издание с наборного шрифта (приобретённого у Брейткопфа) – клавирные сонаты В. Манфредини.
В России с 1770-х гг., по мере возрастания спроса на нотные издания, стали появляться частные нотопечатни и издательства, многие из которых существовали недолго, передавая в следующие руки свой основной капитал – гравированные доски. Работавшие в России в конце 18 – начале 19 вв. нотоиздательские предприятия были иностранными, среди них наиболее крупные: фирмы Б. Т. Брейткопфа (1781–1800) и И. Д. Герстенберга (1791–1808) в Санкт-Петербурге, Г. Н. Рейнсдорпа (1796–1811) и К. Венцеля (1815–1848) в Москве. Позднее стали открываться отечественные музыкальные издательства, среди них – издательства Ф. Т. Стелловского, В. В. Бесселя, А. Б. Гутхейля в Москве. Важную роль в пропаганде русской музыкальной культуры сыграли издательства П. И. Юргенсона (создано в 1861) и М. П. Беляева («М. П. Беляев в Лейпциге», с нототорговой базой в Санкт-Петербурге, основанной в 1885).
В 1918 г. нотные издательства, склады и нотопечатни были национализированы. В результате национализации фирмы Юргенсона образовалось Государственное музыкальное издательство, с 1964 г. – под названием «Музыка». Среди других издательств, работавших в 20 в., выделяются «Тритон» (1925–1935, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) и «Композитор» (в настоящее время два независимых друг от друга издательства – московское «Композитор» и «Композитор Санкт-Петербург»).
Нотопечатание в 20–21 вв.
Технология нотопечатания в 20 в. претерпела значительные изменения. Для изготовления тиража стали применяться главным образом офсетные машины. Изображение с оригинала на печатные формы переносилось фотомеханическим способом, поэтому эволюция процесса нотопечатания свелась по существу к изготовлению оригинала. В 1930-е гг. был изобретён способ штамповки нот на миллиметровой бумаге типографской краской при помощи пуансонов, лекал и рейсфедеров (миллиметровая сетка удалялась фотофильтром при переносе на печатную форму); в 1960-е гг. этот способ заменил собой набор и гравировку.
По мере развития вычислительной техники последовательно предпринимались попытки перенести процесс подготовки нотного оригинала на компьютер. В миниатюре компьютерное приготовление нот повторило весь путь, пройденный нотопечатанием за предыдущие века: вписывание нот вручную; набор нот из мельчайших фиксированных составляющих и, наоборот, рисование их в виде свободной графики; создание специальных компьютерных программ для набора и печати нотного текста (так называемых нотаторов), комбинирующих использование шрифта и векторной графики. Лидирующее место среди коммерческих программ заняли Score, Finale, Sibelius, Dorico, среди свободно распространяемых – Lilypond, MuseScore, MusiXTeX. К концу 1990-х гг. эти программы полностью заменили штамповку нот. Кроме того, они взяли на себя рутинную часть работы по извлечению оркестровых голосов из партитуры, по выполнению дирекциона, транспонированию на любой интервал, а также могут помочь в создании аранжировки. В связи с общедоступностью и простотой первоначального освоения нотаторов, а также с упрощением механизма распространения готовых к распечатке компьютерных файлов (в том числе через Интернет) качество нотных изданий в целом снизилось. С другой стороны, многие композиторы, сумевшие освоить нотаторы, отказались от использования рукописей и получили возможность подавать в издательство файл с готовым набором и одновременно демонстрировать сочинение в механическом звучании потенциальным исполнителям.
Вслед за появлением к концу 2000-х гг. новых книг, изначально распространяемых в цифровом формате, начали осуществляться и электронные нотные издания. К их преимуществам относятся лёгкая доступность, отсутствие физического объёма и веса. Исполнители и музыковеды всё чаще пользуются цифровыми партитурами, считывая ноты с дисплея стационарного компьютера и разных гаджетов. В связи с этой новой практикой само слово «печатание» (нотопечатание) обретает новый смысл. Пока не решёнными остаются вопросы лицензирования, описания, научного реферирования электронных нотных публикаций, их технические стандарты не вполне унифицированы.