Жертвоприношение
Жертвоприноше́ние, совокупность религиозных практик, основанных на идее о посвящении некоего объекта сверхъестественным силам (духам, божествам и т. д.), в ходе которых объект частично или полностью уничтожается либо обретает сакральный статус.
В гуманитарных науках термин «жертвоприношение» описывает огромный спектр разнородных феноменов. С одной стороны, это мифы о жертве и обряды, прямо предполагающие насилие (жертвоприношения людей и животных, ритуальное членовредительство, мифы о сотворении мира из тела жертвы), с другой – интерпретации виктимного насилия как жертвы (христианское мученичество), с третьей – религиозные практики, состоящие в посвящении чего-либо божеству вне явного насилия (монашество, подношение вотивных предметов и т. д.). Начиная с 19–20 вв. предлагалось множество интерпретаций этих явлений, т. е. описаний структуры и смыслов жертвоприношений (дар божеству, обмен с ним, «сопричастие» божествам или сакральному миру в целом, оформление аффективных связей внутри общины и т. д.), но все они являются частными и прямо зависят от конкретного исторического примера, на основании которого делаются выводы.
Определения жертвоприношения
Первым научное определение жертвоприношению дал Э. Б. Тайлор в труде «Первобытная культура» (1871). Он понимал его как дар, который живые приносят потусторонним силам. Многочисленные жертвы сопровождали умершего на тот свет (Тайлор. 1939. С. 294), иногда жертва обменивалась у духа на сопровождение человека на протяжении всей жизни (Тайлор. 1939. С. 368). Корни жертвоприношения, как и молитвы, по мнению Тайлора, следует искать в анимизме (Тайлор. 1939. С. 479). Человек видел в духах похожую на себя, но более сильную фигуру, способную качественно влиять на его собственное благополучие, из чего рождается идея задабривать духа дарами (Тайлор. 1939. С. 394). При этом люди, принесённые в жертву, оказываются в лучшем мире, а их жизнь становится основой дарообмена (Тайлор. 1939. С. 336).
У. Робертсон-Смит в «Лекциях по религии семитов» (1889) предположил, что жертвоприношение совершается не для того, чтобы умилостивить богов или почтить предков, а чтобы посредством принесения жертвы (чаще всего тотемного животного) соединиться со сферой сакрального. В основе соответствующих обрядов лежит примитивный тотемизм, когда животное и род неразрывно связаны между собой сакральной связью. При этом само жертвоприношение – наивысшая форма близости к божественному (Smith. 1889. P. 165). По мнению Робертсона-Смита, первичной общиной, которую соединял ритуал, была семья или род (Smith. 1889. P. 48), что служило важным фактором сплочения вокруг сакрального. Совместное употребление жертвенной пищи и напитков, т. н. сакральная литургия, является важнейшим актом сплочения людей, первообрядом примитивной религии. Вокруг этого обряда строится всё дальнейшее социальное взаимодействие между человеком и обществом. Таким образом, жертва, по мнению учёного, служит единению общины с сакральным и сплочению внутри самой общины через внутреннее и внешнее сакральное.
Дж. Дж. Фрэзер в «Золотой ветви» (1890) утверждал, что жертва – это форма умилостивления божества, грозного по природе. Жертвоприношение и молитва приходят на смену примитивной магии. Анализируя жертвоприношение, Фрэзер выделяет два его типа: убийство человека (в частности, вождя) и животного. Убийство вождя рассматривается им как форма продления витальной и божественной силы божества. Принесённый в жертву правитель забирает все слабости и недостатки общины. В то же время Фрэзер склонен рассматривать принесение в жертву животных как форму поедания божества с целью получить его дух и самим приблизиться к состоянию бога (Фрэзер. 2020. С. 631). При этом убийство тотемного животного понималось как убийство самого бога, а его поедание – как сакральная литургия в трактовке У. Робертсона-Смита.
З. Фрейд в своей книге «Тотем и табу» (1913) даёт объяснение жертвоприношения с точки зрения психологии и связывает его с понятием «табу». И жертвоприношение, и табу возникают из страха перед духами; кроме этого, они оба имеют подчёркнуто запретный характер. Не отвергая теорию У. Робертсона-Смита, Фрейд утверждал, что под приносимым в жертву тотемом можно понимать заместительную фигуру отца, чьё убийство становится актом торжества над ним (Фрейд. 2005. С. 225), переходящим в раскаяние от содеянного, что, в свою очередь, переходит в периодическое общинное совершение жертвоприношения как акта напоминания о первичном убийстве (Фрейд. 2005. С. 231). Таким образом, человек, участвующий в жертвоприношении, мистически переносится в сакральное время мифа и проживает его.
А. Юбер и М. Мосс в «Очерке о природе и функциях жертвоприношения» (1899) рассматривают идею жертвоприношения на индуистском и иудейском материале. В их понимании жертва – это «мост» между профанным и сакральным, момент наибольшей близости этих двух сфер (Мосс. 2000. С. 41). Важным фактором является факт отречения от приносимого в жертву во благо всему обществу. Нидерландский религиовед Теодор Питер ван Барен определяет эту форму как необходимость «сознательно расстаться с чем-то ценным в убеждении, что отказ сам по себе имеет положительную функцию» (Baaren. 1964. P. 2). Поэтому зачастую в жертвоприношении есть идея договора как обмена, где все стороны обмениваются взаимовыгодными услугами (Мосс. 2000. С. 102).
Впоследствии понятие «жертвоприношение» активно использовалось в рамках французской школы антропологии и социологии (М. Элиаде, Ж. Батай, Р. Кайуа и Коллеж социологии, Р. Жирар и др.). В частности, Элиаде определяет жертвоприношение как мистическую солидарность охотника и жертвы (Элиаде. 2012. С. 13). Жирар подчёркивает, что неконтролируемое насилие – реальность архаических сообществ. С целью выживания люди перенаправляют насилие на одну произвольно выбранную жертву (козла отпущения), которая затем сакрализуется. Впоследствии это первичное убийство в превращённой форме воспроизводится в ритуале, цель которого – вывод из общины излишков насилия.
Обряд жертвоприношения может быть и частью обрядов перехода, зримо указывающей на изменение статуса человека в процессе ритуала (Геннеп. 1999. С. 22), укрепляя связь между человеком и сферой божественного или же облегчая прохождение обряда посвящаемым. При этом жертвоприношение сопровождает все этапы перехода: отделение, промежуточное состояние, включение. А. ван Геннеп отмечает, что, помимо животных жертв, важно рассмотреть частичное принесение в жертву или части тела (волосы, порезы, удаление частей тела и т. д.), или всего себя (принятие религиозных обетов, монашество, назорейство и др.), которое может быть рассмотрено как специфическая форма перехода человека из мира профанного в мир сакрального (Геннеп. 1999. С. 152).
Мифы о жертве
Представления о необходимости жертвы возникают в архаическую эпоху и сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Согласно «Тематической классификации и распределению фольклорно-мифологических мотивов по ареалам» Ю. Е. Берёзкина (Тематическая классификация…), тема жертвы прослеживается в нескольких типах мифов.
Умерщвление бога как необходимый элемент создания мира. О таком типе мифов говорит М. Элиаде, приводя в пример историю о Хайнувеле, когда из частей её тела появляются животные и растения. Этот сюжет встречается в Полинезии, Микронезии, Африке, Азии, Америке. Вместо бога (Тиамат, Тлальтекутли) может быть принесено в жертву животное (в зороастрийском «Бундахишне» мир создаётся из частей быка) или же первочеловек (Имир, Пуруша в Ригведе X. 90. 6.1). Здесь жертва является частью космологического начала мира.
Жертва как необходимая составляющая для правильного течения времени (дня, месяца или года), обеспечивающая благополучие верующих. В мифологии северо-востока Индии Солнце согласно совершать свой ежедневный круг при условии принесения в жертву девушки. Ежегодные жертвы в Древнем Шумере напоминали о великом потопе; шумеры приносили жертву богам с молитвой о том, чтобы подобное никогда не повторилось.
Принесение в жертву своего сына или дочери как часть обета, приказа или необходимого условия исцеления. Иногда ребёнок остаётся жив (Исаак у Авраама, Ифигения у Агамемнона), но чаще умирает. В таких случаях приносимый в жертву ребёнок становится платой за дарование божественных благ (форма «ты – мне, я – тебе», лат. do ut des).
Личное желание человека быть принесённым в жертву. При этом его тело либо съедается, либо превращается в растительную пищу и потом уже съедается. Подобные представления характерны для Меланезии, Северной и Южной Америки, Микронезии и Полинезии. Такая жертва обеспечивает выживание ближних, даруя им пропитание, а её важной особенностью является добровольность.
Принесение в жертву чудовищу девушки или юноши ради благополучия общины. Один из самых распространённых мифов, который характерен для Азии, Африки, Южной и Северной Америки, Европы и т. д. Здесь важно то, что тот, кому приносится жертва, обладает огромной разрушающей силой, умилостивление адресата спасает верующих от катастрофы, а сама жертва может рассматриваться как частный случай pars pro toto (с лат. часть вместо целого).
Когда в жертву приносится тот, кому адресована жертва, а сама она чудесным образом избегает убиения. Встречается в Азии (Тибет, Малайзия, Индонезия, юго-восток Индии). Данный тип иллюстрирует широко распространённую идею ритуального замещения, когда приносимое и тот, кому приносится, меняются местами. Так, Исаак на жертвеннике Авраама заменяется бараном, воскресение Христа христианские богословы трактуют как «умерщвление смерти». Центральным тезисом становится спасение как победа над неизбежностью смерти.
Феномен жертвоприношения представлен крайне разнообразно и может включать больше одного смысла или интерпретации, которые тесно привязаны к конкретной культуре и её мировоззрению.
Составляющие жертвоприношения
В силу большого разнообразия форм и видов жертвоприношений обычно они описываются через ряд категорий или составляющих, могут комбинироваться в той или иной религиозной практике. Т. П. ван Барен предлагает шестичастную структуру.
Жрец и жертвователь. Жертвователь (один человек, группа людей, государство) приносит жертву, жрец совершает жертвоприношение, следуя предписанному обряду. Роли жертвователя и жреца могут совпадать.
Форма жертвоприношения. В зависимости от религии могут быть приняты жертвы предметами (т. н. вотивные жертвы; Греция), продуктами питания (Израиль, Индия), определёнными животными (тотемизм, Греция, Рим, иудаизм, ислам) либо человеческие, в частности детские, жертвы.
Метод приношения. Жертва может быть полной [например, практика totum pro parte (с лат. целое вместо части); иудейская ола предполагала полное сожжение жертвенного животного], частичной (определённые части животного, практика pars pro toto, повреждение отдельных частей человеческого тела) и символической (принесение обета). Жертва может быть включена в ритуал, сопровождаться постом или молитвой.
Место и время жертвоприношения. Для жертвоприношения могут выделяться особые места (храм, алтарь, жертвенный камень), направление (восток, запад, север) и время (утренние, вечерние, еженедельные, ежемесячные, ежегодные и связанные с определёнными изменениями состояния человека, например вступлением в брак или достижением совершеннолетия).
Получатель жертвы. Могут подразумеваться абстрактные или персонифицированные божественные силы (Яхве, Аннунаки). Иногда в качестве адресата жертвы можно указать обожествлённые физические явления (огонь, вода, молнии).
Мотив и намерение жертвоприношения. Жертвы приносятся по самым разнообразным поводам: прошение, благодарение, причащение божеству, дар, скрепление договора, сопровождение умерших на тот свет, почитание предков, умилостивление.
Исторический очерк
Древний Египет
В Древнем Египте жертвоприношение божеству или умершему обозначалось словом «хотеп», которое имело значение «умиротворение», «удовлетворение» (Ассман. 1999. С. 80). В дар приносились животные: быки, антилопы, гуси. Иногда жертвоприношение выражалось в поднесении богам муки, пива, молока, а также ладана, вотивных предметов (Коростовцев. 1976. С. 172). Они клались к подножию статуй, а после церемонии отдавались жрецам храма. Как отмечает ряд исследователей, человеческие жертвы не были характерны для Древнего Египта: хотя в период I династии встречается захоронение фараона в окружении его подданных, впоследствии подобная практика исчезает (Коростовцев. 1976. С. 172). Вероятно, в жертву могли приноситься пленные или рабы неегипетского происхождения (Budge. 1973. P. 197).
Некоторые ритуалы, связанные с суточным циклом, также предполагали подношение даров: в частности, во время церемоний в честь бога Гора его символически будили, одевали в особые одежды и кормили едой (Eaton. 2013. P. 45). Жертвование специальной храмовой одежды и еды характерно не только для Египта, но и для сиро-палестинского региона и Месопотамии.
Месопотамия
Древнейшими сохранившимися описаниями жертвоприношений являются записи на статуях и цилиндрах правителя Лагаша Гудеа (22 в. до н. э.). Они посвящены необходимости поддержания духа царя (лугаля) жертвами в особом месте поклонения, которое называлось «место напоения водой».
Хозяйственные и административные документы изобилуют подробностями ритуалов огромного числа праздников, включая необходимое количество и качество жертв. В Месопотамии самыми распространёнными были жертвоприношения животных (овцы, быки, козы, бараны), продуктов питания (чаще злаковые и финики), напитков (масло, мёд, пиво, молоко), а также драгоценностей, музыкальных инструментов, изредка – военных трофеев (Емельянов. 2003. С. 241). Боги понимались как подобные людям и нуждающиеся в еде, одежде, новой мебели, их можно было задобрить или подкупить. Обычное жертвоприношение включало в себя ячменные лепёшки, кувшин пива и воскурение благовоний. Большие жертвоприношения устраивались либо на праздники, либо как часть культа правящего царя. При этом сами правители зачастую приобретали статус, близкий к богам, и вокруг них создавался жертвенный культ, их дух пытались умилостивить и испрашивали у них благополучия. В период I династии Ура (26–25 вв. до н. э.) существовала практика принесения в жертву людей как часть погребального обряда (Козырева. 2007. С. 25). Однако в позднейшую эпоху она сменилась более обыденными жертвами, направленными на подкуп чиновников загробного мира. Восшествие царя на трон требовало благословения бога Энлиля и, соответственно, множества жертв от кандидата – как правило, военных трофеев (Емельянов. 2003. С. 66).
Важную часть ритуала составляло гадание на внутренностях жертвенных животных. Животные играли роль не только необходимых «орудий» гадания, но в магических целях могли становиться вместилищами болезней и проблем, которые при помощи специальных ритуалов переносились от живых людей на животных. Чаще всего для этих целей использовались козёл, баран или свинья.
При этом все жертвы, приносимые статуям правителей и богов, получали статус священных me (шумерское «они мои»), витальной силы, поддерживающей жизнь во вселенной (Емельянов. 2003. С. 70).
Зороастризм
Тексты Авесты осмысляют идею жертвоприношения (авест. заотра, пехл. зор) очень глубоко. Прежде всего под жертвоприношением понималось ежедневное богослужение (ясна). Ясна – утренний ритуал, воспоминание об изначальной жертве Ахура-Мазды, с помощью которой он установил упорядоченный космос. Жертвоприношение играет важную роль в космологии зороастризма как призванное поддерживать силу Ахура-Мазды и противостоять Ангра-Майнью. Во время ритуала жрец (авест. заотар, пехл. зод) возвращает Ахуре-Мазде то, что было дано людям в пользование, но всё ещё не принадлежит им, – а бог, в свою очередь, каждый день воссоздаёт мир и наполняет его благословением. Таким образом, жертвоприношение в зороастризме несёт идею обмена-возвращения даров между профанной и сакральной сферами (Skjærvø. 2011. P. 8), совершаемого ради души зороастрийца (Panaiano. 2004. P. 243). Жертва в ходе ритуала освобождала сознание и дух верующего, чтобы он мог вознестись в сферу сакрального.
Жертва в зороастризме приносится продуктами питания, животными и различными предметами. Жертва плодами земли состоит обычно из нескольких продуктов: хаома, барсман, ароматные ветки некоторых видов деревьев. Животные жертвоприношения (зор-е-аташ, пехл. аташ-зор), хотя и не были распространёнными, но практиковались зороастрийцами до конца 19 в. (De Jong. 2002. P. 127). В зависимости от исторического периода список допустимых к жертве животных менялся, чаще всего в него включались домашние животные и птицы (за исключением петуха), а также рыба. Некоторые исследователи (Boyce. 1966. P. 103–105) относят к жертвенным животным овец, коз, свиней, коров. Аташ-зор представлял собой единственный способ получить мясо в зороастризме; продажа, а также покупка мяса у иноверцев категорически запрещались (De Jong. 2002. P. 144). Иногда жертва заменялась животным жиром, который использовался в ритуалах, например при приготовлении и освящении ритуального хлеба (дрон).
Также жертва зачастую посвящается священным стихиям. Так, возлияние воде (авест. апе-зоара, пехл. аб-зор), состоит из трёх частей: хаомы, сока листьев граната и молока. Жертва огню (атар) представляет собой сухие дрова, благовония и животный жир.
Жертвоприношения совершались на гаханбар (шести сезонных праздниках), фравардиган (праздник поминовения усопших), митракана (праздник урожая), а также на все праздники с постфиксом -хвара (буквально – еда и питьё) (Hultgård. 2004. P. 381). Также они проводились в похоронных церемониях 4-го дня (чахаром), при восхождении правителя на трон, свадьбах, рождении ребёнка, при посвящении в зороастризм, как форма искупления тяжкого греха и др. Особой формой жертвы был усофрит – форма принесения обета. Вся пища, посвящённая в ходе этого ритуала, не могла быть съедена, а отдавалась животным.
Человеческие жертвоприношения в зороастризме осуждаются. Единственный раз, когда был принесён в жертву человек, произошёл в начале времён, когда создание мира потребовало тройного жертвоприношения: растения, быка и человека (Бойс. 2003. С. 31).
Древняя Греция
Первые дошедшие до нас следы греческих жертвоприношений относятся к средней бронзе (Hughes. 1991. P. x; Naiden. 2013. P. 260, 263). По определению В. Буркерта, греческое «жертвоприношение есть праздничное установление сообщества, отчётливо противопоставленное будничности» (Буркерт. 2004. С. 102). Он следует пониманию жертвоприношения как мистического κoινωνία, «единения» (Буркерт. 2004. С. 106).
Среди греческих жертвоприношений выделяются жертвы, частично отдаваемые богу, а частично съедаемые общиной верующих, и жертвы, полностью отдаваемые богу (θυσίαι άγευστοι, буквально – безвкусные жертвы, те жертвы, которые люди не ели). Последний тип включает разнообразные формы жертвоприношения: полное сожжение животных (ὁλοκαυτεῖν, всесожжение), человеческие жертвы, принесение вотивных жертв, посвящение себя богу и др. (Straten. 1995. P. 3). При этом поедание общиной σπλάγχνα (внутренностей) понималось как священное единение с божеством и друг с другом.
Большинство описанных жертвоприношений происходило в несколько этапов. Сначала приносилась жертва (ἱερεῖον) растительного происхождения οὐλαί или οὐλοχύται (хлеб, зерно), возлияния σπονδαί или λοιβαὶ (вином, маслом, мёдом); далее следовало принесение в жертву животного; завершали ритуал бескровные дары, предназначенные для «очищения». Также приносились жертвы воскурениями: для них использовали некоторые виды деревьев, таких как кедр, смоковница, виноградная роза, мирт. Например, Одиссей делает возлияние усопшим мёдом, вином и водой, а сверху посыпает дары ячменной мукой. Особенную известность получила гекатомба (ἑκατόμβη) – принесение в жертву большого количества жертвенных животных (не обязательно ста быков).
Можно также выделить вотивные жертвоприношения: принесение предметов божеству (чаще всего чаш, курильниц, лампад) как следствие данного обета (εὐχή) (Буркерт. 2004. С. 123). Часто это были ἀναθέματα – специальные предметы искусства, предназначенные для этой цели.
Жертва приносилась и от военных экспедиций – десятая часть добычи (δέκατη), также часто называемая ἀκροθίνιον («вершина кучи»). На определённые праздники приносились также особые жертвы: в частности, Элевсинские мистерии требовали χοίρος μυστικός («священную свинью»).
Само же принесение жертвы сопровождалось ритуалом, молитвенным благословением ευφημία («благое речение», противоположность βλασφημία – «нечестивого речения») или же священным молчанием.
Древний Рим
В Римской империи жертвоприношение понималось как sacrum facere, буквально «делание священным». При этом, как отмечают исследователи (Schultz. 2016. P. 62; Greek and Roman Animal Sacrifice ... 2012. P. 4), освящение чего-либо происходило благодаря смеси (mola salsa, соль и полба), которой посыпали жертвенное животное. В качестве жертвы божеству принимались животные (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, собаки, лошади, птицы), продукты питания (лепёшки, фрукты, бобы), напитки (вино, молоко), воскурения, посуда, глиняные фигурки. Крайне редко устраивались человеческие жертвоприношения.
Самыми распространёнными жертвоприношениями были suovetaurilia или solitaurilia, представлявшие собой принесение богу свиньи, овцы и быка. Они также сопровождали люстрации, вне зависимости от того, требовали ли очищения город, участок его или же вся республика или империя. Как правило, все жертвоприношения назывались sacrificium, реже polluctum и magmentum. Когда солдаты Гая Юлия Цезаря предприняли попытку восстания в Риме, двое из них были принесены в жертву Марсу на Марсовом поле. Также существовали devotio, самопожертвования. Самое известное произошло в 362 г. до н. э., когда Марк Курций принёс себя в жертву ради благополучия г. Рим. Многие римские полководцы приносили devotio, обещая умереть ради победы в битве.
Самыми популярными праздниками, включавшими жертвоприношения, были праздники в честь Марса, Минервы, Весты, Салуса, Нептуна, римский Новый год и день обетов 3 января (nuncupatio votorum), а также в честь г. Рим (Herz. 2002. P. 83).
Общественный официальный культ требовал жертв не только во имя богов, но и в качестве очищения: lustratio совершались обычно после переписи населения. Также жертвы широко использовались в гадательных целях (divinatio), которыми занимались специальные жрецы (haruspex).
Сам ритуал состоял из præfatio, где предварительно возносились молитвы и благовония. Далее в immolation жертва (hostia или victa) посыпалась специальной смесью (mola salsa), по её позвоночнику проводили ножом и убивали. Именно использование mola salsa и делало жертву священной. Внутренности (exta) посыпались ячменной мукой, вином, благовониями и сжигались на жертвеннике, бросались в воду (если речь шла о водных богах) или же закапывались (культ подземных божеств). Такие отданные богу части жертвы назывались prosecta, prosiciæ или ablegamina. Всё заканчивалось litatio, рассмотрением внутренности жертвы: если всё было правильно, то бог принимал жертву. Общине предлагалась оставшаяся часть жертвы.
В римской истории встречались и человеческие жертвоприношения. Например, гладиаторские бои могли появиться из традиции человеческих жертв, распространённых в области Кампания (Горончаровский. 2009. С. 34). Христианский богослов Тертуллиан (Tertullian, De Spectaculis. XII) относит их к похоронному культу и традиции воздавать почести умершим. Также в ранний италийский период при праздновании Ver sacrum («Святой весны») приносились в жертву дети и первый приплод животных. Впоследствии человеческие жертвы были отменены, а на их место пришло изгнание с родины молодых людей.
Иудаизм
История иудаизма неразрывно связана с жертвоприношениями (корбан). Первые жертвы, согласно книге Бытия, приносят дети Адама и Евы – Каин и Авель (Быт 4), однако утверждение необходимости именно жертвы животными появляется в эпизоде жертвоприношения Авраама (Быт 22:1–19). Законодательное закрепление обязательности жертвоприношения происходит в момент исхода евреев из Египта. С точки зрения книги Левит существует несколько видов жертв, которые приносятся Яхве: жертва всесожжения (ола), мирная жертва (зевах или шламим), жертва за непреднамеренный грех (хатат), жертва за преднамеренный грех (ашам). Ола полностью сжигалась, зевах частично отдавался Богу, частично съедался жертвователем, хатат и ашам частично отдавался Богу, частично отдавался священникам.
Также жертвы приносились дважды в день (олат ха-тамид), в субботу, новолуние, а в честь некоторых праздников (Рош ха-Шана и Йом Киппур) совершались дополнительные жертвы мусаф.
Жертвы могли быть общественными (совершаемыми в Иерусалимском храме) или частными (песах, жертва назорея, жертва роженицы). Также стоит отнести к жертвам храмовую десятину (ма’асер), первые плоды урожая.
Иудейский закон настаивает на принесении в жертву только животных (определённые кошерные животные: козы, овцы, телята, голуби), некоторых продуктов (хлеб, оливковое масло, вино) и воскурений (ладан). Жертва зерновыми продуктами называлась минха, возлияние вином – несех, а воскурение ароматов – кторет. Все приступающие к жертвоприношению в иудаизме (как жертвователи, так и коэны) должны быть в состоянии ритуальной чистоты.
Человеческие жертвоприношения в иудаизме резко осуждаются (Быт 22:1–19, Лев 18:21; 20:2; Втор 12:30–31), хотя не исключено, что в период 1-го Иерусалимского храма культ Яхве соседствовал с культами, требовавшими человеческих жертвоприношений, например с культом Молоха. 4-я книга Царств говорит о том, что иудейские цари Ахаз, Осия и Манассия приносили своих детей в жертву. Жертвоприношения совершались в долине Енном (ныне на этом месте иерусалимский парк Бен-Хинном), ставшей в библейских текстах «геенной огненной».
Жертвы приносились не только на Храмовой горе, но и под деревьями (дуб, ива и т. д.) в честь богини Ашеры (Ackerman. 2018. P. 61), также есть данные о культе Таммуза в Иерусалиме в 6 в. до н. э. (Иез 8:13, Ackerman. 2018. P. 33), культе Царицы Неба Иштар (Ackerman. 2018. P. 28) и др. В сиро-палестинском регионе детские и человеческие жертвоприношения соседствовали с жертвоприношениями ягнят или первые заменялись вторыми.
В период 2-го Иерусалимского храма кумранская община отвергла храмовое богослужение как не соответствующее первоначальному и отказалась от жертв в храме. Также самаритяне, не отвергающие учения Торы о необходимости жертв, стали совершать свои жертвы не в Иерусалиме, а в специальном храме, построенном на горе Гаризим.
Особой формой жертвы является обет (недер). В частности, феномен назорейства был распространён на территории Палестины как форма постоянного или временного посвящения себя Богу. Мученичество как особая форма принесения себя в жертву Богу возникло примерно одновременно с христианским осмыслением этого феномена (Boyarin. 1999. P. 44). Рабби Ханина бен Терадион говорит, что мученичество – единственный способ «любить Бога всей душой» (Boyarin. 1999. P. 63).
После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. в раввинистическом иудаизме понимание жертвы изменяется. Прямая жертва заменяется молитвой (каввана), которая приобретает название той жертвы, которая совершалась (например, минха, шахарит, мусаф). В Каббале жертва осмыслялась как мистическое соединение противоположных принципов во Вселенной. Мишна сохраняет в своём составе все предписания жертвоприношений (Кодашим), несмотря на то что в современности нет возможности их возобновить.
Христианство
Центральной жертвой христианства, сформировавшей всё учение, является крестная смерть Иисуса Христа. Необходимость этой жертвы постулируется на нескольких основаниях: необходимость избавления человечества от первородного греха, особенная важность пасхальной жертвы в Ветхом Завете и новая форма жертвоприношения в Новом Завете (Катехизис католической церкви. 2002. С. 156). Что это была жертва Богу, свидетельствует апостол Павел (Еф 5:2), хотя подчёркивается заместительный и умилостивительный характер жертвы (Давыденков. 2013. С. 427). Жертва Иисуса Христа понимается как примирение с Богом (2 Кор 5:19), которая упраздняет иудейские практики жертвоприношений.
Жертва Иисуса отмечается христианами двояко: с одной стороны, на Пасху, когда вспоминается крестная смерть, с другой – в еженедельной воскресной литургии (Дидахе, XIV), установленной как продолжение Тайной вечери. Евхаристия становится центрообразующим событием христианской жизни. Она является «воспоминанием» жертвоприношения Иисуса (Мф 26:28), где, по учению католической и православной церкви, хлеб и вино становятся истинными кровью и телом Христа. В протестантизме трактовки евхаристии расходятся и зависят от конкретной деноминации.
Жертва Иисуса Христа становится смысловым центром идеи искупления. Христос, как отмечает апостол Павел, является и священником, приносящим жертву умилостивления (Евр 2:14, 5:1; Рим 3:24) Богу, и самой приносимой жертвой (Евр 7:27). Первородный грех Адама, который привёл к тому, что все люди стали смертными, искуплен жертвой Христа (Евр 2:14), а человечество получило очищение от существовавшего ранее греховного состояния. О том, что Иисус воспринимался как агнец, говорит уже Иоанн Креститель (Ин 1:29): впоследствии образ Агнца используется в Откровении Иоанна Богослова. Тему искупительной жертвы активно развивали в своих богословских трудах Амвросий Медиоланский, Афанасий Александрийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие вплоть до наших дней.
Также в христианстве осталось принесение обетов, как формы жертвы во имя Бога. В более строгой форме оно приобрело форму монашества, специального «посвящения» собственной жизни. Истоки мировоззрения монашеской жизни находят в доктринах терапевтов (Gibbon. 2001. P. 522) и ессеев, а также обращают внимание на тесную связь монашества и мученичества. В частности, монашество понималось как подражание жертве Христа (Moss. 2012. P. 49), важно пожертвовать своим благополучием и жизнью сейчас, чтобы получить воздаяние в посмертии.
Формой самопожертвования в христианстве является мученичество. Истоки идей мученической смерти исследователи находят во 2-й книге Маккавейской: смерть Елиазара (2 Макк 6:18–30), семи братьев (2 Макк 7:1–23), Разиса Иерусалимского (2 Макк 14:37–41). Возможно, имело место влияние раннеиудейской концепции «страдающего праведника» на понимание мученичества как формы жертвы, которая получает вознаграждения в загробной жизни. В мученичестве видели подражание жертве Христа, при этом апостолом Павлом осуждается страх смерти (1 Кор 15:15–30). Первым мучеником принято считать диакона Стефана (Деян 6:9). Иустин Философ, говоря о готовности принять смерть за ожидание будущего царства, настаивает, что это является «делом разума», воспитанного «благочестием и философией», в противовес им муж апостольский приводит язычество (Иуст. Ф. Апология I. 12–13, Апология II. 12). Игнатий Богоносец говорит о том, что мученичество очищает от грехов, приближаясь по своим дарам к Евхаристии (Послание к Римлянам. 2). Наибольшую популярность приобретает мученичество святого Поликарпа, описанное в «Послании Поликарпа»: в нём святой, претерпевая мучительную смерть, подражает страданиям Христа.
Ислам
Жертвоприношение в исламе (курбан) понимается некоторыми специалистами как «приближение к Аллаху» ('Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. 2008. С. 3). Один из хадисов подтверждает важность совершения жертвы общиной верующих: «Лучшие из моей общины – это те, кто делает жертвоприношение, худшие – те, кто не делает» (цит. по: 'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. 2008. С. 3). При этом каждый мусульманин обязан (ваджиб) приносить жертвы.
Обычно под жертвоприношением в исламе понимают жертву, приносимую в период празднования Ид аль-Адха (Курбан-байрам). В утренние часы 10-го дня месяца зу-ль-хиджжа после молитвы происходит заклание барана (аль-удхийа) в память о событии принесения Ибрахимом своего сына Исмаила в жертву Богу.
Однако жертвы могут приноситься и вне Курбан-байрама. Можно приносить жертвы при рождении ребёнка, по личному обету (назр курбан). Считается благоприятным самому закалывать животное или же присутствовать рядом. При личных жертвоприношениях важно, что жертва принимается Аллахом только в том случае, если есть сильное намерение (ният) приносящего: без него ритуал становится бессмысленным убийством.
В жертву пригодны только определённые виды животных: овцы, козы, бараны для малых жертв, коровы, быки, верблюды – для общинных ('Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз. 2008. С. 46–49) без видимых внешних изъянов.
Ведизм и индуизм
Ведизм в Индии сохранил множество вариантов жертвоприношений. В современности отмечают два вида: шраута – торжественные жертвоприношения и грихья – частные (Корнеева. 2018. С. 28). Особенностью является различение видов огней, на которых проходит жертвоприношение: гархапатья («огонь славы семьи»), дакшинагни (южный огонь), ахавания (восточный огонь, на котором проводятся все обычные возлияния). Шраута требуют высокой квалификации жрецов и проводятся по несколько дней. К шраута-жертвоприношениям относятся: Агништома, Атиратра Агничаяна, Ваджапея, Ришабха, Раджасуя, Ашвамедха, Вайшьястома. К грихья относятся жертвы на рождение ребёнка, свадьбу, похороны и др. Возможно, в древности имели место человеческие жертвоприношения (пурушамедха), однако мнения исследователей на этот счёт разнятся (Элиаде. 2012. С. 273).
После 1975 г. по всей территории Индии стал возрождаться интерес к ведийским ритуалам (Корнеева. 2018. С. 26). В шиваизме человеческие жертвоприношения ставятся на вершину животных жертвоприношений: они практиковались в ритуалах Сканде и некоторым богиням (Daniélou. 1992. P. 170). Жертвоприношения быками и людьми совершались во имя Шивы ради гармонизации Вселенной. В современности во время праздников, посвящённых Шиве, верующие обычно наносят себе самоповреждения, призывая богов в свидетели их религиозной веры и преданности.
Буддизм
Буддизм отказался от животных жертвоприношений как нарушающих принцип ахимсы. Однако некоторые формы жертв у них продолжают сохраняться. В частности, в тантрийских практиках могут использоваться кровь, мясо животных. Праздник тибетского буддизма цама также посвящён воспоминанию об убийстве царя Ландармы. В некоторых течениях Ваджраяны (на Тибете и в Монголии) рекомендуется есть крупных животных.
Иногда встречается идея жертвования своим телом. В основе представлений лежит история о Будде, который в одном из перерождений пожертвовал своё тело голодной тигрице. В частности, некоторые тексты буддизма предлагают в качестве дара Будде совершать самоповреждения: отрезать части тел, сжигать их (Jerryson. 2013. P. 67). Также практика сострадания и милосердия к другим требует в буддизме терпеть лишения, иногда в форме самопожертвования, во имя благополучия других. В некоторых случаях оно приобрело форму самосожжения, в частности инцидент с Тхить Куанг Дыком в 1963 г. Сэппуку в Японии понималось также в традиции дзен-буддизма как способ достижения состояния Будды (Seward. 1968. P. 31).
Существует традиция подношений Будде и буддийским божествам в виде некоторых видов продуктов питания, благовоний или масел, воды, свечей и других предметов, которые оставляют на алтаре перед изображением божеств. Такие жертвы улучшают карму, служа развитию щедрости, и помогают достичь нирваны. Функцию дара может выполнять молитва, внутреннее самосовершенствование и т. д.
Синтоизм
Синтоизм понимает жертвоприношения скорее как форму do ut des, чем форму поклонения божеству. Они составляют основу синтоистской религиозной практики, в том числе ритуала мацури. Жертвуют, как правило, продукты питания в жареном (дзюкусэн) или сыром (сэйсэн, или марумоно) виде. Еду предлагали не только ками, но и духам умерших на специально посвящённых им праздниках (тама мацури).
В Японии существовало также жертвоприношение хибасира, когда в основу любого строения (мост, замок, храм и т. д.) закладывался покойник (Seward. 1968. P. 24). Такая традиция характерна не только для Японии – она достаточно широко распространена во всём мире. Человеческая жертва могла варьироваться по полу и возрасту: ритуально убивали взрослых мужчин, девушек, женщин с детьми, беременных женщин или же детей.