Хадисы
Хади́сы (араб. الحديث – рассказ), предания о словах, деяниях, телесных и нравственных качествах пророка Мухаммеда, отчасти и его сподвижников. Совокупность хадисов, известная как Сунна, выступает в качестве второго (после Корана) священного источника исламского образа жизни и мусульманского права. Предания о сподвижниках пророка порой выделяют как асар или хабар, но чаще всего оба эти термина служат синонимами понятия «хадисы». На основе хадисов создана Сира – «Жизнеописание» Мухаммеда.
Подобно Корану хадисы считаются Божественным откровением. Однако если Коран представляет «изречённое» и «продиктованное» откровение, целиком принадлежащее Богу в аспекте и смысла, и словесного выражения, то хадисы, по мнению большинства богословов, – это «вдохновенное» откровение, которое пророк волен был передавать собственными словами. Иногда уточняют, что «боговдохновенными» являются не все хадисы, а только собственно религиозные.
В отдельную категорию хадисов выделяются «пресвятые» хадисы (кудси), именуемые также «божественными» (иляхи, раббани). Большинство теологов рассматривают их как слова самого Бога, а не Мухаммеда, хотя отдельные выражения могут принадлежать последнему. По форме такие хадисы отличаются тем, что в них Господь говорит от первого лица. Эти хадисы уступают Корану по святости, поэтому они не цитируются в рамках обрядовой молитвы. Их количество относительно небольшое (достоверными полагаются немногим более 100); преимущественно они содержат моральные наставления, а не обрядовые или социально-правовые нормы.
При жизни Мухаммеда хадисы, как правило, не записывались, а передавались изустно. По одному из свидетельств, пророк запрещал, чтобы с его слов записывали что-либо иное, нежели Коран. Как полагают некоторые исламоведы, такой запрет относился к раннему периоду ислама, когда была опасность смешения слов Корана с хадисами; но позднее пророк дозволил записывать собственные высказывания.
Ко 2-му веку ислама в обращении уже находилось несколько сотен тысяч хадисов, а по некоторым сведениям, их количество исчислялось миллионами. Появление множества поддельных хадисов вызвало к жизни различные дисциплины, исследующие хадисы, прежде всего с целью установления их подлинности. Своего рода итогом этой работы стали «Два Сахиха», т. е. два свода достоверно переданных хадисов, один из которых был составлен аль-Бухари, а другой – Муслимом ибн аль-Хаджаджем. Если не считать повторяющихся хадисов, то в каждом своде имеется около 3 тыс. хадисов. Встречающиеся в обоих сводах хадисы (примерно 2 тыс.) считаются самыми надёжными. За ними следуют хадисы, переданные только Бухари, а затем – те, что приводит лишь Муслим.
Во 2-ю группу самых авторитетных сводов входят четыре сочинения, связанные с именами Абу Дауда (ум. 889), Ибн Маджи (ум. 886), ан-Насаи (ум. 915) и ат-Тирмизи (ум. 892). Эти своды преимущественно ориентированы на хадисы, касающиеся культово-правовой практики (сунан), поэтому их обычно обозначают как «Сунны». В каждом содержится от 4 до 5 тыс. хадисов. Однако кроме хадисов, считающихся достоверно переданными, в них включены и менее надёжные. Особенно это касается свода Ибн Маджи.
Указанные сборники составляют «Шесть книг», которые в суннитском исламе являются общепризнанными, своего рода каноническими. Значительным авторитетом пользуется также сочинение Малика (ум. 795), в котором насчитывается более 1 тыс. хадисов. Наряду с подобного рода сводами, где хадисы классифицируются тематически, есть и такие, в которых хадисы сгруппированы вокруг их передатчиков. Среди последних самым распространённым и самым обширным является «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, содержащий более 30 тыс. хадисов.
Шииты включают в число хадисов также высказывания своих имамов. Наиболее авторитетными у них выступают четыре книги, составленные аль-Кулини (ум. 941), Ибн Бабавайхом (ум. 991) и Мухаммадом ат-Туси (ему принадлежат два свода). Все эти своды – тематические, в них собрано, соответственно, 16, 6, 14 и 5,5 тыс. хадисов.
Сунна (хадисы) не только разъясняет Коран, но и дополняет его. Именно на ней зиждется большая часть религиозной практики (шариат). И хотя Сунна уступает Корану по степени святости, в определённом отношении она полагается равной ему: в случае несоответствия между стихами из Корана и хадисами последние могут «отменять» (насх), модифицировать первые, и наоборот.
Для мусульманской реформаторско-модернизаторской мысли Нового и Новейшего времени характерен критический подход к Сунне. В частности, выдвигаются более строгие критерии аутентичности хадисов. Крайне скептическую позицию по отношению к Сунне занимают «кораниты», для которых Коран служит единственным каноническим текстом в исламе.