Тотемизм
Тотеми́зм (на языке североамериканских индейцев оджибве ototem, буквально – его род), культ тотемов, одна из основных форм традиционных (первобытных) верований. Термин впервые употреблён торговцем Дж. Лонгом, описывавшим верования оджибве в 1791 г.; как научное понятие введён в 1868 г. Дж. Ф. Мак-Леннаном. Тотемизм основан на представлении о родстве между определённой социальной общностью (обычно родом) и тотемом – мифическим предком; тотемами чаще всего служили различные животные и растения, реже – явления природы и неодушевлённые предметы (молния, ветер, дождь, солнце, железо, глина). Была распространена вера в возможность воплощения (инкарнации) тотема в новорождённых членов рода. Тотем являлся объектом почитания и считался старшим родственником (чаще всего – старшим братом), от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности. Как правило, членам общности, носящей имя тотема, запрещалось (кроме ритуалов) его убивать и употреблять в пищу (с этим З. Фрейд связывал происхождение обычая табу), не разрешалось вступать в брак между собой (экзогамия). Известны тотемические мифы о происхождении данной группы от тотема, а также об обретении ею своей земли, священных символов (например, чуринга) и обрядов; магические обряды размножения тотема, состоявшие в ритуальном поедании его мяса и плясках маскированных танцоров, подражавших тотему. Зафиксированы также индивидуальный (например, нагуаль), половой и другие виды тотемизма. Часто тотем воплощался в резных или живописных изображениях (например, в тотемных столбах индейцев Северо-Западного побережья Северной Америки). Лучше всего тотемизм изучен у аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки. Пережитки тотемизма прослеживаются во многих религиях в образах богов, культурных героев и животных.
Первоначально тотемизм рассматривался как наиболее ранняя форма религии (Дж. Ф. Мак-Леннан, Э. Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер, Э. Лэнг). Дж. Мак-Леннан, будучи сторонником теории матриархата, полагал, что тотемизм обеспечивает религиозно-идеологическое единство матрилинейного рода. Социологическое объяснение тотемизма предложил французский исследователь Э. Дюркгейм. Он считал, что тотем является воплощённым в виде живого существа символом единства и реификацией социума, а религиозный аспект тотемизма отражает социальные отношения в клане или племени. Аналогичную точку зрения на тотемизм имел С. А. Токарев, и она определила трактовку тотемизма в советской этнографической науке.
В 21 в. в зарубежной антропологии тотемизм рассматривается как форма мировоззрения и классификации объектов окружающего мира, причём как людей, образующих различные социальные группы, так и животных и материальных предметов. Первые идеи подобного рода появились в работах немецкого этнографа Р. Турнвальда и британского антрополога А. Р. Рэдклифф-Брауна. Классификационное понимание тотемизма как основы для формирования родства, дружбы или, наоборот, дистанцирования, а также особых отношений человека с определёнными животными или растениями можно найти в трудах французского антрополога К. Леви-Строса, который также различал матрилинейный и патрилинейный тотемизм (у многих меланезийцев и австралийских аборигенов матрилинейный тотемизм был связан с плотью и кровью и передавался по наследству, а патрилинейный – с участием человека в обрядах определённой этнокультурной общности). Эта позиция нашла завершение в работах Ф. Дескола, который рассматривал тотемизм как особое мировоззрение в одном ряду с анимизмом, натурализмом и аналогизмом, а особенностью тотемического мировоззрения считал представление о единстве внутреннего и внешнего мира существ, которые связывают человека с животными, растениями и объектами ландшафта в единый таксон, отделяя их от других таксонов людей, растений, животных и природных объектов, связываемых с другими тотемами.