Культ предков
Культ пре́дков, религиозное почитание умерших прародителей. Культ предков тесно связан с погребальным культом и представлениями о загробном мире. Умершие представлялись существами, которые, перейдя в иной (сакральный) мир, обретают сверхъестественные возможности и присоединяются к пандемониуму родовых духов, становясь звеньями цепи, связывающей живых с реальными и мифическими родоначальниками, а также с другими сверхъестественными существами. Обычно к почитаемым предкам причислялись только умершие «правильной» смертью (в отличие от «нечистых» покойников – самоубийц, колдунов и т. п.). Распространены представления о сезонном возвращении предков (или их душ) на землю (главным образом в периоды зимнего и летнего солнцестояний, а также весной и осенью – см. Календарные обряды; на этой идее во многом основана символика Нового года), о возрождении предков во вновь рождающихся поколениях (реинкарнация). Живые были обязаны исполнять для умерших («родителей», «дедов») строго предписанные обряды (поминки), пренебрежение которыми влекло за собой месть предков, в силу чего они часто воспринимались одновременно и как благодетельные существа (покровители дома и очага, защитники рода), и как опасные, вредоносные и мстительные духи, контакт с которыми требовал осторожности и точного следования правилам. Культ предков был связан также с умершими давно прошедших поколений и мифологизированными прародителями, часто выступающими в роли культурных героев и тотемических предков. Иногда мифические прародители переосмысливаются как божества плодородия, богини-матери (как древнейшие изображения таких божеств обычно интерпретируются «Венеры палеолита»), либо как божества – хозяева загробного мира. Культ предков получил особенное развитие во многих патриархальных обществах (у древних римлян, китайцев и др.), а также в рамках мужских домов, мужских союзов и тайных союзов (об обрядах, посвящённых культу предков, см., например, Качина, Охота за головами); в ряде традиционных обществ (в Африке, Меланезии, на Новой Гвинее) он становится господствующей формой верований. С формированием потестарной организации особое значение приобретает культ родовых предков-предводителей (бигменов, вождей, правителей), понимавшихся как родоначальники всего народа; в раннегосударственных образованиях он часто превращается в государственный культ.
В зарубежной антропологии (начиная с Г. Спенсера, Ю. Липперта и др.) культ предков часто рассматривается как первичная форма религии. В отечественной антропологии (С. А. Токарев и др.), напротив, существовала теория позднего происхождения культа предков, связывавшая его с патриархально-родовым строем.