Анимизм
Аними́зм (от лат. anima, animus – душа, дух), термин, обозначающий веру в души и духов как в действующее начало предметов и явлений материального мира, включая человека. При этом понятие «душа» принято относить к людям (в том числе умершим – «души предков») и иногда к животным, а под понятием «духи» подразумеваются персонификации природных объектов (лес, море, горы) и явлений (гром, ветер), а также определённых состояний (духи болезней).
Представления о душах и духах наблюдаются у всех народов мира. Душа человека и животного мыслится как существующая в дыхании, крови, некоторых органах (сердце, голова, глаза), в тени. У некоторых народов бытовало представление о множественности душ человека.
Духи природных объектов и явлений предстают либо в облике объектов материального мира (например, дух огня – в виде пламени), либо невидимы, но, являясь людям, принимают различный облик – антропоморфный, зооморфный, фитоморфный. Они наделены сознанием, волей и чувствами. Различаются домашние духи (дух жилища, дух очага и прочее), личные духи-хранители, духи-хозяева определённых мест и видов животных, духи природных сфер, духи-помощники шаманов и др.
Термин «анимизм» ввёл в начале 18 в. немецкий химик Г. Шталь, назвавший так своё учение о безличном жизненном начале – душе, лежащей в основе всех жизненных процессов. В 19 в. теорию анимизма развивали представители эволюционизма. Э. Б. Тайлор считал анимизм «минимумом религии», основой, из которой развились все религии, в том числе мировые. В 20 в. анимистическая теория Тайлора подверглась серьёзной критике и ныне отвергается большинством исследователей. В конце 19 – начале 20 вв. возник ряд теорий, согласно которым анимизм не был первичной формой религии – ему предшествовала магия (Дж. Дж. Фрэзер), аниматизм, т. е. представление о разлитой в природе безличной живой силе (Р. Р. Маретт, Л. Я. Штернберг; например, мана), пралогический мистицизм (Л. Леви-Брюль). Исследования в области семиотики и теории коммуникации 2-й половины 20 в. позволили прекратить споры о том, какой феномен лежал в основе происхождения религии.
Было показано, что анимизм, как и другие универсалии архаических верований (т. н. фетишизм, магия), есть результат оперирования знаками, характерного для культур устного типа; фактически вера в души и духов – одно из проявлений человеческой способности к символизации и коммуникации (Е. С. Новик).