Тора
То́ра́ (евр. תורה – учение, закон), в широком смысле – вся совокупность еврейского религиозного закона – от Пятикнижия до современных галахических постановлений. В еврейской Библии Торой, или Законом Моисеевым, называют 5 первых книг – Берешит («В начале»), Шемот («Имена»), Вайкра («И воззвал»), Бемидбар («В пустыне»), Деварим («Слова»). В Ветхий Завет наименования этих книг пришли из Септуагинты (3 в. до н. э.), где они названы по основным темам книг: Γένεσις (буквально – Происхождение, в славянской и русской Библии – Бытие), ῎Εξοδος (Исход), Λευϊτιϰόν (Левит), ’Αριθμοί (Числа), Δευτερονόμιον (Второзаконие). Согласно еврейской традиции, Пятикнижие (как Тора в узком смысле) представляет собой единый документ божественного откровения, записанного Моисеем. Совокупность предписаний, содержащихся в Пятикнижии, называют Письменным Законом – Тора шебихтав. Согласно Талмуду, в Торе содержится 613 мицвот (заповедей) – 248 разрешительных и 365 запретительных, регулирующих жизнь иудеев. Единственным источником для правильного понимания и трактовки Письменного Закона является Устный Закон, или Тора шебеалпе, – «Устная Тора». Это собирательное название устной галахической и агадической традиций, которые возникли главным образом после канонизации Пятикнижия и завершились созданием устных, а затем и письменных сборников. Талмуд подчёркивает общность источника и нерасторжимое единство Устного и Письменного Законов: «Всё то новое, что было суждено учёному высказать в будущем, уже было сказано Моисею на горе Синай» (Мегила 19б; Иерусалимский Талмуд, Пеа 2:6). Существует система толкований, выстраивающих логический ряд от стиха Писания к положению Устного Закона, отражающая органическое единство Торы и Устного Закона. Обычай публичного чтения Торы восходит к глубокой древности. Второзаконие (Втор 31:10–13) предписывает читать «сей закон» «перед всем Израилем вслух» в праздник Суккот, 1 раз в 7 лет. О публичном чтении Торы как о древнем обычае упоминают Иосиф Флавий и Филон Александрийский, что подтверждается и свидетельством Нового Завета: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян 15:21). Ныне Тора поделена на 54 части, читаемые во время субботней синагогальной литургии (парашат ха-шавуа – «недельная глава»). Годичный цикл синагогального чтения Торы завершается в последний день праздника Суккот – Симхат Тора; новый цикл начинается в субботу, следующую за Суккот. Чтение Торы требует наличия миньяна (минимум 10 взрослых евреев). Перед чтением и после него свиток Торы торжественно проносят по молитвенному залу синагоги. Перед утренней молитвой, за исключением субботы и праздников, иудей должен налагать на себя тфиллин – 2 коробочки, в которых хранятся написанные на пергаменте отрывки из Торы. Первая укрепляется на обнажённой левой руке, а вторая – на лбу. В каждом еврейском доме к внешнему косяку двери прикрепляется мезуза – пергаментный свиток со стихами из Торы (Втор 6:4–9 и 11:13–21).