Дарообмен
Дарообме́н, форма внеэкономического обмена в традиционных обществах, способ реализации принципа реципрокности на стадии уравнительного распределения. Осуществлялся в целях создания новых или поддержания уже существовавших социальных и/или политических связей между индивидами или социальными группами. В качестве дара могла выступать любая ценная вещь, а также люди (невольники, женщины). Но ценность дара заключалась не столько в его экономической значимости, сколько в связи, которая устанавливалась между дарителем и одариваемым. Например, у народов Западной Африки в предколониальный период наибольшую дарообменную ценность имели золото и предметы европейского происхождения (стулья, очки, часы) – т. н. примитивные ценности, которые становились средством повышения престижа или превращались в фетиши и магические амулеты. Отказ от дара рассматривался как оскорбление. Принятие дара накладывало на получателя обязательство ответного дара, ценность которого определял сам получатель, исходя из принципа эквивалентности. Задержка ответного дара или его неэквивалентность в меньшую сторону приводили к разрыву отношений, и даритель превращался во врага. Более щедрый отдар ставил первоначального дарителя в положение человека, обязанного отдаривать, и так до бесконечности для поддержания установившихся взаимосвязей. Обязательность ответной, ещё более щедрой акции – один из основных принципов обрядов типа потлача. Дарообмен входил в состав обрядов, имеющих целью установление социальных связей – брачных, искусственного родства (побратимство, кумовство и др.), вассальных (оммаж), гостеприимства и др. Семантика дара также является важнейшей для обряда жертвоприношения.