Гладиаторы
Гладиа́торы (лат. gladiatores, от gladius – меч), в Древнем Риме борцы, специально подготовленные для публичных поединков между собой или со зверями. Гладиаторские бои заменили ритуальные человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся на стадии первобытности для умилостивления божеств, и превратились в смертельные поединки пленников на похоронах павших вождей. Римлянами этот обычай (под названием munus – обязанность) был заимствован у этрусков. Знатные семьи устраивали в память об усопших погребальные игры (гладиаторские бои) у погребальных костров.
Сначала в поединке выступала одна пара рабов, постепенно число участников увеличивалось: в 264 г. до н. э. впервые было выставлено три пары рабов – фехтовальщиков, в 216 г. до н. э. – 22 пары, в гладиаторских боях 65 г. до н. э., организованных Юлием Цезарем, участвовало 320 пар. Со 105 г. до н. э. были введены, наряду с частными, официальные общественные гладиаторские бои, за проведение которых отвечали магистраты. Бои устраивались во время сатурналий и составляли часть политики «хлеба и зрелищ». Государственные деятели для привлечения к себе симпатий народа организовывали поражающие граждан продолжительностью, числом участников, разнообразием вооружения гладиаторские бои (например, игры при известном своим демократизмом плебейском трибуне 123–122 до н. э. Гае Гракхе). В последний период существования республики главари враждующих политических движений (Клодий, Милон и др.) включали вооружённых гладиаторов в свои отряды.
Сохранилось множество надписей и изображений, рекламировавших удачливых гладиаторов – любимцев публики (в том числе на стенах домов в Помпеях). Известны любовные связи знатных римлянок с героями арены. В школьных интернатах гладиаторских школ рабы ютились в жалких каморках. Но при школах находились оружейники, хирурги и массажисты для восстановления сил дорогостоящего гладиаторского персонала. Владельцы школ выгодно продавали и сдавали в аренду выученных бойцов и преподавателей. Из знаменитой школы Лентула Батиата в Капуе вышел вождь восстания рабов 74–71 гг. до н. э. Спартак. Гладиаторские игры, в том числе сражения всадников и колесничих, пользовались большой популярностью, проводились в амфитеатрах (среди которых крупнейшим был Колизей в Риме).
Гладиаторы различались вооружением (мечи, кинжалы, щиты, шлемы) в соответствии с происхождением рабов – из самнитов, галлов (мурмиллоны), фракийцев и др. Представителями низшей категории были ретиарии, т. к. их оружием служила только сеть (лат. rete). Зрелища отличались исключительной жестокостью. Указывая большим пальцем вниз, зрители требовали добить побеждённого. На потеху публике гладиаторов-бестиариев (от лат. bestia – зверь) порой заставляли участвовать в поединках с хищными зверями, а также в представлениях, имитирующих морские сражения.
В эпоху империи гладиаторские игры распространились по всему Средиземноморью и приобрели широкую популярность. Социальный состав гладиаторов изменился за счёт вольноотпущенников и свободнорождённых бедняков, получавших заработную плату и объединявшихся в подобие коллегий вокруг культов «военных» богов (Марса, Квирина, Геркулеса). Крупные гонорары и стремление к славе привлекали в ряды гладиаторов даже лиц всаднического и сенаторского ранга, в том числе женщин, пока это не было запрещено императором Септимием Севером. Испытывал свою силу и ловкость в гладиаторских боях император Коммод.
Некоторые философы-стоики (Сенека, Марк Аврелий) возмущались жестокостью и бесчеловечностью гладиаторских игр. В 5 в. под влиянием христианства бои гладиаторов были прекращены.