#Мифология и фольклорМифология и фольклорИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегМифология и фольклорМифология и фольклорНайденo 150 статейПраздникиПраздники День мёртвыхДень мёртвых, праздник поминовения усопших в Мексике и других странах Центральной Америки, который отмечается 1 и 2 ноября каждого года. Представляет собой двухдневное поминовение усопших – сначала детей, а затем взрослых. Его истоки восходят к двум традициям: средневековым европейским обычаям поминовения умерших и культу предков, существовавшему у коренных народов Мексики с древности. Входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (2008).Персонажи, образы Культурный геройКульту́рный геро́й, персонаж мифов, участвующий в создании мира, человека и его культуры, борющийся с хаосом и его персонификациями, совершающий подвиги на благо человечества. Культурный герой чаще мужчина, но может быть и женщиной – героиней. В этиологических мифах разных народов культурный герой – один из типов творца, наряду с демиургом и первопредком. В отличие от демиурга, культурный герой обычно не создаёт вселенную и человека, но имеет дело с уже созданным мирозданием, в котором он устанавливает порядок. В отличие от первопредка культурный герой не порождает людей, но «доделывает» их. Культурный герой добывает (находит, похищает у первоначальных хранителей) и передаёт людям предметы культуры (огонь, орудия труда и т. п.), средства существования (культурные растения, домашний скот), обучает людей навыкам добывания и приготовления пищи, строительства жилищ; ремёслам, искусствам; учреждает традиции, социальную организацию, брачные нормы, магические предписания, ритуалы и т. п.Религиозные ритуалы, обряды, практики ЖертвоприношениеЖертвоприноше́ние, совокупность религиозных практик, основанных на идее о посвящении некоего объекта сверхъестественным силам (духам, божествам и т. д.), в ходе которых объект частично или полностью уничтожается либо обретает сакральный статус. В гуманитарных науках термин «жертвоприношение» описывает огромный спектр разнородных феноменов. С одной стороны, это мифы о жертве и обряды, прямо предполагающие насилие (жертвоприношения людей и животных, ритуальное членовредительство, мифы о сотворении мира из тела жертвы), с другой – интерпретации виктимного насилия как жертвы (христианское мученичество), с третьей – религиозные практики, состоящие в посвящении чего-либо божеству вне явного насилия (монашество, подношение вотивных предметов и т. д.). Начиная с 19–20 вв. предлагалось множество интерпретаций этих явлений, т. е. описаний структуры и смыслов жертвоприношений (дар божеству, обмен с ним, «сопричастие» божествам или сакральному миру в целом, оформление аффективных связей внутри общины и т. д.), но все они являются частными и прямо зависят от конкретного исторического примера, на основании которого делаются выводы.Божества СемиесСеми́ес, божества и духи-покровители, а также их изображения у индейцев таино. Каждый член общества должен был обрести собственного духа-семиес и придать ему соответствующий образ. Семиес вырезали из камня, глины, дерева, раковин и кораллов, костей или вышивали на ткани. Наскальные изображения также могли трактоваться как семиес. Фигурки-семиес украшали предметы, использовавшиеся в различных обрядах. Изобразительное богатство семиес оказало большое влияние на современное искусство Карибского региона.Верования Мана (безличная сила)Ма́на, безличная сверхъестественная сила в религиозных представлениях народов Океании. Название происходит от австронезийского mana – власть, сила. Наиболее развиты представления о мане у полинезийцев: эта сила приписывалась некоторым людям, духам и предметам. Мана могла действовать как положительно, так и отрицательно. Мана человека зависела от его социального статуса. Авторитет вождя, искусство воина, талант ремесленника или успех земледельца приписывались наличию у него маны. Можно было приобретать и утрачивать, увеличивать и уменьшать эту силу. В компьютерных и ролевых играх маной (англ. mana points, magic points, MP) называются очки магической силы, которой обладает персонаж наряду со здоровьем.Божества КаменыКаме́ны, нимфы источников в римской мифологии. На основании созвучия имени со словом carmen/casmen («песня») камены были отождествлены с музами.Должности Царь священнодействийЦа́рь священноде́йствий, жреческая должность в Древнем Риме. Учреждена после ликвидации царской власти, для исполнения царских религиозных обязанностей. Возможно, была создана при т. н. этрусской династии (6 в. до н. э.) или же существовала изначально, являясь наследием древнейшей царской власти. Царём священнодействий мог стать только патриций, должность была пожизненной.Религиозные ритуалы, обряды, практики ЛектистернийЛектисте́рний, умилостивительный обряд в Древнем Риме, представлявший собой «кормление» богов. Совершался по чрезвычайным поводам. Был заимствован у греков. Несмотря на это, лектистерний устраивали и негреческим богам. Ритуал «кормления» богов был широко распространён в разных религиях, в том числе в римском культе, как частном, так и общественном.Божества ТитаныТита́ны, в греческой мифологии боги 1-го поколения, рождённые Геей и Ураном. 6 братьев и 6 сестёр, вступив в брак друг с другом, породили новых богов. Уран отсылал в недра Земли наиболее могучих детей. Откликнувшись на просьбу страдающей Геи о помощи, Кронос оскопил отца и занял место верховного божества. Опасаясь конкуренции, Кронос проглатывал своих детей. Чудом спасся лишь Зевс, который впоследствии вызволил из утробы отца своих братьев и сестёр и в союзе ними 10 лет вёл войну с титанами. Побеждённые титаны были низвергнуты в Тартар.Персонажи, образы ФетидаФети́да, в греческой мифологии одна из 50 нереид, мать Ахилла. Фетида должна была стать женой Зевса или Посейдона. Однако Фемида (по другой версии, Прометей) предупредили, что сын, рождённый Фетидой, превзойдёт мощью отца. Фетиду выдали замуж против её воли за героя Пелея. На их свадьбе богиня Эрида подбросила «яблоко раздора». Своего сына, Ахилла, Фетида пыталась сделать бессмертным, погружая его по ночам в огонь, а днём натирая амброзией. Узнав, что Ахилл должен участвовать в Троянской войне, Фетида безуспешно пыталась его спасти, укрыв на о. Скирос. 12345