Исаак (ветхозаветный патриарх)
Исаа́к (евр. יִצְחָק, греч. ᾿Ισα(ά)κ, лат. Isaac), ветхозаветный патриарх, сын Авраама, отец Иакова, прародителя евреев, и Исава, прародителя эдомитян.
Имя
Имя «Исаак» происходит от глагола «цахак» – смеяться, играть, радоваться. Некоторые исследователи полагают, что оно говорит о радости отца при рождении сына (Э. Спейсер), однако подавляющее большинство гебраистов полагают, что это сокращённая форма какого-то теофорного имени, например «йицхак-эль» – «Бог смеётся (играет, радуется)». Смеющийся Бог упоминается в Псалтири (Пс 2:4, 58:9). Этот образ встречается уже в угаритском эпосе, где про бога Илу неоднократно говорится: «Илу засмеялся (обрадовался)». Ни в каких древних семитских языках, кроме еврейского, имя Исаак не встречается.
Исаак в книге Бытия
Рассказы, посвящённые Исааку, содержатся в 21–22-й и 24–28-й главах книги Бытия. Там же (Быт 35:27–29) описаны его смерть и погребение.
В большинстве случаев (за исключением главы 26) Исаак – не главное, а второстепенное действующее лицо повествования. Это отражается даже на структуре книги Бытия. Еврейский текст книги разбит подзаголовками на разделы, посвящённые отдельным героям повествования. Ключевое слово каждого подзаголовка – «толедот» (порождение, потомство, история потомков). Жизнь прародителей еврейского народа описывается в нескольких разделах-толедот. В разделе «толедот Фарры» («история потомков Фарры»; Быт 11:27–25:11) главный герой – Авраам, сын Фарры. В разделе «толедот Исаака» («история потомков Исаака»; Быт 25:19–35:29) главный герой – Иаков, сын Исаака. В разделе «толедот Иакова» («история потомков Иакова»; Быт 37:2–50:26) главные герои – сыновья Иакова. Бросается в глаза отсутствие «толедот Авраама» – раздела, главным героем которого был бы Исаак, сын Авраама. С точки зрения разделения книги Бытия на толедот, Исаак – лишь связующее звено между циклом повествований об Аврааме («толедот Фарры») и циклом повествований об Иакове («толедот Исаака»).
Исаак – долгожданный сын Авраама, именно благодаря Исааку род Авраама продолжится. И радость, заключённая в имени Исаака, соответствует этому. Бог много раз даёт престарелому Аврааму обещание, что у него будет сын от Сарры (Быт 15, 17 и 18). В главе 17 Бог даже нарекает этому сыну имя – «Исаак». Но лишь когда Аврааму исполнилось 100 лет, Божье обещание было исполнено к радости отца (Быт 21); «Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от [материнской] груди» (Быт 21:8). Почти сразу же за этим радостным рассказом следует повествование о том, как Бог подверг Авраама испытанию, повелев принести Исаака в жертву (Быт 22).
После смерти Сарры, матери Исаака, Авраам повелевает своему слуге: «клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку» (Быт 24:3-4). Родиной Авраама здесь выступает Северная Месопотамия. Наряду с заботой о чистоте рода, Авраам стремится к тому, чтобы Исаак остался жить в Палестине: раб ни в коем случае не должен возвращать Исаака в Месопотамию, на родину Авраама (Быт 24:8). Ряд исследователей обращают внимание на то, что важнейшие мотивы этих строк – оставленная в Месопотамии родня, отчуждение от местного палестинского населения и категорическое нежелание смешиваться с ним, жизнь в Палестине как призвание, которому нельзя изменять, – перекликаются с проблемами, которые стояли перед евреями эпохи Второго Храма после возвращения из вавилонского плена. Раб приводит Исааку жену – Ревекку, дочь Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и Исаак «утешился… в печали по матери своей» (Быт 24:67).
Несмотря на то что Измаил, сводный брат Исаака, старше его, именно Исаак продолжает род Авраама и наследует Божье благословение. Перед смертью Авраам передаёт Исааку всё, что у него было, а других своих детей отсылает прочь (Быт 25:5–6). Измаил вместе со своей матерью, Агарью, был отослан ещё раньше (Быт 21:9–21). Впрочем, в рассказе о погребении Авраама повествование вновь сводит братьев вместе: «И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле, которые Авраам приобрёл от сынов Хетовых» (Быт 25:9–10). Этими словами завершается цикл преданий об Аврааме.
После смерти Авраама Бог благословил Исаака (Быт 25:11): он сам явился Исааку и подтвердил свой завет с его родом (Быт 26:2–5). Однако Исаак в глазах Бога не равен Аврааму: это благословение даётся Исааку не за его собственные заслуги, а за то, что его отец, Авраам, слушался голоса Божьего и соблюдал наставления Божьи (Быт 26:2–5).
Почти сразу же по окончании цикла преданий об Аврааме (толедот Фарры), где Исаак находится в тени отца, начинается цикл преданий об Иакове (толедот Исаака), в котором деятельный и предприимчивый Иаков вновь отодвигает Исаака на 2-й план повествования. После ухода Иакова в Месопотамию повествование, оставив Исаака, сосредотачивается на Иакове и возвращается к Исааку, только чтобы описать его смерть и погребение (Быт 35:27–29).
На 1-й план Исаак как действующее лицо выступает лишь в повествованиях 26-й главы книги Бытия, которые находятся между рассказом о том, как Иаков купил у Исава первородство, и рассказом о том, как Иаков похитил у Исава отцовское благословение. Все повествования 26-й главы имеют параллели в истории Авраама.
В 35-й главе книги Бытия говорится о смерти Исаака в Хевроне и о том, как его примирившиеся сыновья, Иаков и Исав, похоронили его (Быт 35:27–29; очевидна аналогия со смертью Авраама в окрестностях Хеврона и с погребением Авраама его примирившимися сыновьями, Измаилом и Исааком). Этот рассказ явно подразумевает, что Исаак был погребён в пещере Махпела, вместе с Саррой, Авраамом и Ревеккой (см.: Быт 49:29–31).
В отличие от Авраама и Иакова, которые странствовали по всей Палестине, Месопотамии и Египту, истории про Исаака (кроме, быть может, рассказа о жертвоприношении Исаака) связаны с небольшой областью южной Палестины: Беэршева (Вирсавия), Беэр-лахай-рои, Герар и Хеврон.
Хронологические замечания, рассеянные по книге Бытия (школа Ю. Велльгаузена относит их к «жреческому» источнику), рисуют такую схему жизни Исаака: обрезан на 8-й день от рождения; женился на Ревекке в 40 лет; когда родились близнецы Иаков и Исав, Исааку было 60 лет; когда он умер – 180 лет.
«Страх Исаака»
В 2 местах книги Бытия Бог именуется «страхом Исаака» (paḥad yiṣḥāq). Иаков говорит Лавану: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие моё и труд рук моих и вступился…» (Быт 31:42). Далее, при заключении мирного договора, Лаван призывает в качестве гаранта незыблемости этого договора «Бога Авраамова» и «Бога Нахорова», а Иаков клянётся «страхом отца своего Исаака» (Быт 31:53).
Необычность выражения подталкивала гебраистов к необычным интерпретациям «paḥad yiṣḥāq»: например, оно возводилось к арабскому faḫiḏ в значении «клан, род» (У. Олбрайт, О. Айсфельдт, Р. де Во); на основании этой интерпретации в ряде западных переводов Библии 2-й половины 20 в. выражение «paḥad yiṣḥāq» было передано как «родственник» – kinsman of Isaac, parent d'Isaac. Предпринимались также попытки соотнести это выражение с общесемитским «paḫ(i)ḏ» со значением «бедро» (представлено в еврейской книге Иова, Иов 40:17). Современные библейские комментарии и исследования скептически относятся к таким гипотезам и возвращаются к традиционному пониманию «paḥad» в значении «страх, ужас». При этом имеется в виду не субъективный страх Исаака (например, при воспоминании о событиях, описанных в рассказе о жертвоприношении Исаака, Быт 22), а объективный страх, внушаемый близостью Бога, т. е. «нуминозное», в терминах Р. Отто: Иаков именует его Богом своего деда Авраама и «Ужасом» (т. е. внушающим ужас Божеством) своего отца Исаака.
Исаак в других книгах Ветхого Заветах
Помимо книги Бытия, Исаак упоминается в книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие, в исторических книгах (Иисус Навин, 3-я и 4-я книги Царств, 1–2-я книги Паралипоменон), а также в книгах пророков Иеремии, Амоса, Даниила и в Псалтири. При этом в книгах пророков Иеремии и Амоса, а также в Псалтири употреблена (вероятно, диалектная) форма qx'f.yI (yiSHAq).
Все эти упоминания (кроме Амоса) прямо отсылают читателя к историям, изложенным в книге Бытия (явление Бога праотцам; клятва, которую Бог дал праотцам; завет Бога с праотцами; наименование Бога «Богом Авраама, Исаака и Иакова»). Во всех случаях (кроме Амоса) тут же наряду с Исааком упоминаются Авраам и Иаков (Израиль).
Несколько особняком стоят 2 упоминания в книге пророка Амоса: «опустошены будут [жертвенные] высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы» (Ам 7:9), «не пророчествуй на Израиля и не произноси слов на дом Исааков» (Ам 7:16). Здесь Исаак (или «дом Исаака») – наименование народа, синоним слова «Израиль»; для других книг Ветхого Завета такое употребление имени Исаак не свойственно.
О жертвоприношении Исаака, которому будет уделено так много внимания в послебиблейской еврейской и христианской экзегезе, в Ветхом Завете говорится лишь в книге Бытия. Впрочем, упоминание горы Мориа (2 Пар. 3:1), видимо, свидетельствует об уже сложившейся традиции соотнесения жертвоприношения Исаака с Иерусалимским храмом и храмовыми жертвами.
Исаак в еврейской и христианской традиции
В послебиблейской еврейской традиции рассказ о жертвоприношении Исаака (в еврейской традиции оно называется «акеда», буквально – связывание) приобретает особую роль. Решимость Авраама принести своего сына в жертву Богу понимается как заслуга Авраама, которая может отвратить Божий гнев от его потомков и искупить их грехи.
Картина убитого, но воскресшего Исаака, соотнесение акеды с Пасхой, искупительное значение акеды приближают образ Исаака в еврейской традиции к образу Христа в христианской традиции. Некоторые учёные (например, Г. Вермеш) предполагают здесь влияние межзаветного иудаизма на зарождающееся христианство; другие, напротив, считают, что появление этих моментов в еврейской традиции есть своего рода «ответ» раввинистического иудаизма на вызов христианства.
В синоптических Евангелиях Исаак упоминается в генеалогии Иисуса Христа (Мф 1:2; Лк 3:34), в именовании Бога «Богом Авраама, Исаака и Иакова», а также в описании Царства Божьего, когда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф 8:11; ср. Лк 13:29). В Евангелии от Иоанна имя Исаака не встречается. В Деяниях святых апостолов Исаак упоминается в именовании Бога «Богом Авраама, Исаака и Иакова», а также в кратком пересказе истории Израиля Стефаном (Деян 7:32).
К истории Измаила (рождённого рабой Авраама Агарью) и Исаака (рождённого Саррой) обращается апостол Павел (Гал 4:22–31 и Рим 9:7–9). Хотя иудеи и происходят от Авраама по плоти – не все, кто происходит от Авраама, по плоти суть дети Авраама; в доказательство этого тезиса Павел приводит стих из книги Бытия (Быт 21:12), где Бог говорит Аврааму «в Исааке наречётся тебе семя» (т. е. «хотя у тебя и есть, от твоей рабы Агари, старший сын Измаил, твой род продолжится не через него, а через Исаака, которого родила Сарра, свободная»). Агарь, согласно Павлу, символизирует Синайский завет, рабство закону и «нынешний Иерусалим» (т. е. официальный иудаизм времён апостола Павла). Сарра олицетворяет Новый Завет, свободу от закона и «вышний Иерусалим». Христиане – «дети обетования по Исааку», т. е. они усыновлены Богом во исполнение Его обещания, и, подобно тому как Исаак стал наследником Авраама, оттеснив старшего брата, христиане становятся подлинными наследниками Авраама, оттесняя потомков Авраама по плоти. Образы Агари-синагоги и Сарры-церкви часто встречаются в литературе и искусстве христианского Средневековья как реминисценции из творений апостола Павла.
Полемизируя с учением об оправдании одной лишь верой (которое основывается на словах Быт 15:6), апостол Иаков вспоминает о жертвоприношении Исаака: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?.. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак 2:21,24).
О жертвоприношении Исаака говорит и послание к Евреям, причём готовность Авраама принести сына в жертву понимается как свидетельство его веры в воскресение мёртвых: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр 11:17–19).
Несмотря на то что новозаветные авторы понимают весь Ветхий Завет как пророчество о Христе, тексты Нового Завета не соотносят явным образом жертвоприношение Исаака и крестную жертву Христа. Некоторые экзегеты видят аллюзию на жертвоприношение Исаака в словах апостола Павла: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:32). Выражение «сына Своего не пощадил», по их мнению, есть отголосок фрагмента книги Бытия, где Бог говорит Аврааму «ты не пожалел сына твоего, единственного твоего» (Быт 22:12, 16). Сходство 2 текстов, однако, не настолько велико, чтобы считать эту аллюзию бесспорной. Нередко экзегеты видят отражение 22-й главы книги Бытия и в других новозаветных текстах (например, Мф 3:17, 17:15; Ин 1:29, 3:16, 19:17.
Первое бесспорное соотнесение жертвоприношения Исаака и крестной жертвы Христа встречается в «Послании Варнавы» (7:3). В дальнейшем об Исааке как прообразе Христа будут говорить Мелитон Сардийский, Ириней Лионский, Тертуллиан и последующие отцы Церкви. Типологическая интерпретация жертвоприношения Исаака отражена и в богослужебных текстах православной Церкви: «Образ Христовы страсти был еси яве, Исааче преблаженне, возводимь отчим благопокорением еже закалатися» (Канон святых праотцев. Песнь 6).