Элиаде Мирча
Элиа́де Ми́рча (Mircea Eliade) (9.3.1907, Бухарест – 22.4.1986, Чикаго), румыно-французско-американский философ, религиовед, писатель.
Родился в семье военного. В 1925–1928 гг. учился в Бухарестском университете, в 1928–1930 гг. – в Университете Калькутты, где изучал санскрит и индийскую философию под руководством С. Дасгупты. В 1930–1931 гг. в гималайском ашраме практически занимался йогой, в процессе соприкосновения с традиционной индийской культурой стал приверженцем традиционализма.
С 1931 г. в Румынии, преподавал в Бухарестском университете (1933–1939). В 1940 г. румынский атташе по культуре в Лондоне, в 1941–1945 гг. – в Лиссабоне. В 1930 – начале 1940-х гг. на румынском языке вышли труды Элиаде: «Азиатская алхимия» («Alchimia Asiatică», 1935, русский перевод 1998), «Вавилонская космология и алхимия» («Cosmologie şi alchimie Babiloneană», 1937, русский перевод 1998), «Миф о Воссоединении» («Mitul Reintegrării», 1942, русский перевод 1998).
После Второй мировой войны 1939–1945 гг. переехал в Париж, работал профессором Высшей школы практических исследований. В парижский период вышли его книги на французском языке: «Трактат по истории религий» («Traité d’histoire des religions», 1949, русский перевод 1999), «Миф о вечном возвращении» («Le mythe de l’éternel rétour», 1949, русский перевод 2000), «Шаманизм и архаические техники экстаза» («Le Chamanisme et les techniques archaїques de l’extase», 1951, русский перевод 1998), «Образы и символы» («Images et symboles», 1952, русский перевод 2000), «Йога. Бессмертие и свобода» («Le Yoga. Immortalité et liberté», 1954, русский перевод 2000), «Священное и мирское» («Le Sacré et le Profane», 1956, русский перевод 1994), «Мифы, сновидения и мистерии» («Mythes, rêves et mystères», 1957, русский перевод 1996).
С 1956 г. работал в США, в Чикагском университете; с 1957 г. возглавил кафедру истории религий и создал школу феноменологического религиоведения. В Чикаго вышла его книга «Поиски. История и смысл в религии» («The Quest: History and Meaning in Religion», 1969, русский перевод 2006) на английском языке, в 1976–1983 гг. в Париже – трёхтомная «История веры и религиозных идей» («Histoire des croyances et des idées religieuses», русский перевод 2001–2002) на французском. Под руководством Элиаде создана энциклопедия «История религий» («The Encyclopedia of religion») в 16 томах (издана в 1987) на английском языке.
Разработанный Элиаде своеобразный вариант феноменологии религии, испытавший влияние идей Р. Отто и К. Г. Юнга, ориентирован на выявление универсальных форм («архетипов») религиозного опыта как изначальной фундаментальной характеристики человеческого бытия и на истолкование «глубинного» жизненного смысла конкретных религиозных феноменов. Основополагающая для Элиаде дихотомия «сакрального» (предельной «трансэмпирической реальности», аналог понятия «священного» у Отто, восходящий, однако, к индийской религиозно-философской концепции Брахмана) и «профанного» (мирского) развёртывается в истории религий как ряд «иерофаний» – проявлений «священного» в профанном мире, начиная от какого-либо камня или дерева и кончая Боговоплощением («теофанией») Иисуса Христа. Универсальные теофании фиксируются в таких архетипических символах, как «Мать-Земля», «Древо жизни» («Космическое древо»), Ось мира и др.
Аутентичным представителем homo religiousus (лат. человек религиозный) выступает у Элиаде прежде всего человек традиционного общества, живущий во «вневременном настоящем», в мире повторений и «вечного возвращения», бесконечной имитации архетипов. Оторванность от этого мира характеризуется Элиаде как «падение», становящееся источником «ностальгии по раю», стремления к воссоединению с всеохватывающей целостностью космического универсума.
В русле идей В. Шмидта (см. в статье Теория прамонотеизма) и Р. Петтацони Элиаде на материале обширного анализа древних религий отмечал изначальность верований в Высшее существо. Переход к политеизму он связывал с возрастающим значением жизненных ценностей (так, с возникновением земледелия боги неба оттесняются богами плодородия), сопровождающимся усилением магических элементов. Монотеистическая «революция», произошедшая в семитском мире и оживившая «интуитивный прамонотеизм древнего человека», положила начало становлению исторических религий – яхвизма (позднее иудаизма), христианства, ислама, когда Бог являет себя не столько в круговороте природы, сколько в уникальных событиях человеческой истории. Циклическое время космической религиозности сменяется линейным историческим временем, которое вместе с тем сосуществует в христианстве с литургическим временем вечного возвращения. Освящение исторического времени, его оправдание становятся возможными лишь в общем контексте процесса спасения, утрата же этого надысторического смысла по мере секуляризации западного общества приводит к отчаянию и «ужасу перед историей».
Понятие homo religiousus относится Элиаде и к современному человеку, неустранимая религиозность которого часто проявляется лишь на подсознательном уровне в превращённых формах (скрытая, или «крипторелигиозность», например в случае агностика или атеиста; в этом плане Элиаде отмечает «мифологическую структуру коммунизма и его эсхатологический смысл»). С постижением религиозного опыта Азии и древних народов Элиаде связывал возможность нового самопонимания для западного человека, называя это «новым гуманизмом», или «планетаризацией» культуры.
В феноменологическом анализе мистического опыта различных религий Элиаде выделял феномены экстаза, мистического полёта и виде́ния света, восхождения на Небо и др. Способность к переживанию «сакрального», встреча с которым предстаёт как разрешение экзистенциального кризиса человека, Элиаде называл «сверхсознанием», укореняя его в «коллективном бессознательном» (понятие, введённое К. Г. Юнгом), сохраняющем религиозный опыт предков.
Автор ряда художественных произведений, написанных в стиле фантастического реализма на румынском языке: «Майтрейи» («Maitreyi», русский перевод 2000), «Девица Кристина» («Domnişoara Christina», русский перевод 1992), «Загадка доктора Хонигбергера» («Secretul doctorului Honigberger», русский перевод 1994), «Змей» («Şarpele», русский перевод 2003), «У цыганок» («La țigănci», русский перевод 1989).