Тайлор Эдуард Бернетт
Та́йлор Эдуа́рд Бе́рнетт [сэр Эдвард Бернетт Тейлор (Тэйлор); Sir Edward Burnett Tylor], (2.10.1832, Лондон – 2.1.1917, Веллингтон, графство Сомерсет), английский антрополог. Из семьи бизнесмена-квакера. В 1855 г. отправился в путешествие в Центральную Америку. На Кубе в 1856 г. познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нём интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию (1857), занялся самообразованием и исследованиями в области антропологии и этнографии. В 1875 г. получил докторскую степень. В 1883 г. стал хранителем этнографической коллекции музея при Оксфордском университете (с 1884 Этнографический музей Питта Риверса). С 1883 г. читал в Оксфордском университете лекции по антропологии (в 1895–1910 профессор); в 1889–1891 гг. преподавал в Абердинском университете. Член Королевского общества (1871), дважды избирался (1879–1881 и 1891–1892) президентом Королевского антропологического института (Этнологического общества). В 1912 г. возведён в рыцарское достоинство.
Тайлор – один из основоположников эволюционистской школы в антропологии. Историю культуры рассматривал как постепенный и непрерывный процесс совершенствования орудий труда, знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и т. п., осуществляющийся по столь же определённым законам, как и законы природы. К числу важнейших факторов, влияющих на закономерное развитие культуры, относил общее сходство природы человека и общее сходство обстоятельств его жизни. Действием этих факторов он объяснял единообразие разных культур на сходных ступенях развития. Тайлору принадлежит разработка теории пережитков. Он предложил объяснение происхождения экзогамии, двустороннего кросскузенного брака, классификационной системы родства и системы терминов родства бифуркативного (турано-ганованского) типа из дуальной организации, возникшей через соединение двух самостоятельных групп людей. Тайлор был сторонником теории матриархата и сформулировал концепцию происхождения религии из анимизма, согласно которой в основе всех религиозных верований лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. На основе изучения богатейшего этнографического материала Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствовавших дальнейшему развитию научных представлений о происхождении и сущности религии. В 1990-х гг. тайлорскую концепцию анимизма развивал французский антрополог Ф. Дескола.