Вождество
Во́ждество (чифдом, англ. chiefdom), форма организации власти (потестарной организации) позднепервобытного общества, исторически первая форма иерархической социополитической организации. Для системы власти вождества характерны вожди – институированные наследственные лидеры, ставшие руководителями в хозяйственной, социально-потестарной и идеологической сферах жизни.
Теория вождества создана представителями американского неоэволюционизма – Э. Сервисом и М. Салинзом в 1960–1970-х гг. Они предложили следующую схему эволюции потестарных институтов: локальная группа – племя – вождество – государство. М. Салинз также предложил соответствующие первым трём стадиям формы лидерства: старейшина – бигмен – вождь. Вождество – промежуточная (между общиной и государством) форма социополитической организации с централизованным управлением и наследственной иерархией вождей (теократического характера) и знати, где существует социальное и имущественное неравенство, однако нет формального и тем более легального репрессивного и принудительного аппарата. Большинство исследователей считает вождество универсальной стадией в эволюции политических организаций, хотя, например, для Меланезии вождества не характерны. А. Джонсон и Т. Эрл трансформировали изначальную схему в следующую: группа на уровне семьи – локальная группа – региональная полития. В этап «региональная полития» ими включаются вождество и государство. Они также выделяют три фактора, или сферы, институциализации лидерства и превращения группы в социополитическую организацию: экономический, военный и идеологический, которые действуют вместе и одновременно, однако в ряде ситуаций один из них имеет решающую роль.
С экономической точки зрения функция вождества заключается в накоплении и редистрибуции (перераспределении) основных материальных благ (Э. Сервис). В первую очередь это касалось излишков сельскохозяйственного производства, а перераспределение осуществлялось в интересах экологически специализированных общин – например, распространение продуктов рыболовства среди жителей внутренних районов острова. Эта точка зрения была наиболее распространённой в 1960–1970-х гг. В 1982 г. археолог Т. Эрл подверг такой подход ревизии. Он указал, что хозяйство большинства общин было натуральным, а перераспределялись преимущественно престижные предметы. Они становились своеобразной «политической валютой», компенсирующей расходы в рамках службы вождю.
Изучением влияния степени военизированности общества на формирование вождеств занимался в 1960–1970-х гг. этнограф Р. Карнейро. Он доказал, что организация вождества почти всегда включает воинов и военных лидеров. Эффективная военная организация приводит к подчинению соседних политий с менее эффективным военным лидерством, открывая путь к дальнейшему усложнению социополитического устройства.
Идеология также является необходимым фактором институирования вождества. Примером общества, где идеология играет решающую роль, могут служить негары – политии о. Бали. К. Гирц описывает их как «театральные государства», важным элементом культурной жизни которых была инсценировка календарных церемоний, где содержался государственный нарратив. Фактор идеологии чрезвычайно важен для археологического выделения вождеств, поскольку их появление выражается в появлении монументальной архитектуры: маундов ольмеков и археологической культуры Миссисипи, зиккуратов в Убейде и хенджей Уэссекса (например, Стонхендж).
По степени структурной сложности принято различать простые и сложные (составные) вождества. Процесс повышения сложности был описан К. Фланнери как выделение одной единицы из числа первоначально автономных – например, главенство одного линиджа над другими линиджами того же уровня. Сначала такое главенство строится на принципах родства (старшинство), а затем трансформируется в независимую от родственных отношений бюрократическую форму.
Простые вождества представляют собой несколько деревенских общин, общей численностью до нескольких тысяч человек, объединённых под властью вождя, резиденция которого располагалась в центральном поселении. Примером такого вождества являются тробрианцы.
Сложное вождество – двухуровневая (и более) группа простых вождеств, подчинённых администрации верховного вождя. Вождь выполнял в основном редистрибутивную функцию. Потестарный аппарат вождя, как правило, освобождался от участия в непосредственном производстве. Численность населения могла достигать 30 тыс. человек. Примерами сложного вождества являются гавайцы и басери.
Трёхуровневое сложное вождество обычно называют суперсложным, максимальным или верховным. Такие вождества могли иметь этнически гетерогенное население, насчитывать до нескольких десятков тысяч человек. Исторические примеры суперсложных вождеств – Тюркский каганат, империя Чингисхана, «королевство» Бамум (конец 17 – 19 вв.) в лесной зоне Камеруна, а археологические – Кахокия и Маундвилл на юго-востоке США.