Новый год
Но́вый год, календарный праздник, обозначающий конец старого и начало нового года. В 21 в. в России и в большинстве стран мира наступление Нового года отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января по григорианскому календарю.
Общая характеристика
В России Новый год является одним из государственных праздников. В традициях разных народов можно выделить ряд типологически общих обычаев Нового года как переломного, пограничного времени, завершающего старый календарный и хозяйственный цикл и начинающего новый период жизни, события которого можно предсказать и на которые можно повлиять с помощью продуцирующей и охранительной магии. В праздновании Нового года отражается универсальное представление о влиянии первого дня на удачу всего последующего года (т. н. магия первого дня), которое определяет комплекс разнообразных ритуалов, направленных на обеспечение общего благополучия, богатства, здоровья людей и скота, будущего урожая. В частности, сюда относится обычай готовить на Новый год обильную и вкусную пищу (особенно разные виды обрядовой выпечки), чтобы весь год быть сытым; надевать новую одежду, иметь в доме деньги и не брать в этот день в долг, чтобы весь год жить в достатке. Одним из общеизвестных способов конструирования будущей благополучной жизни были ритуальные благопожелания во время обходов домов группами ряженых. Практиковалась также символическая пахота снега, при которой люди сами впрягались в плуг, чтобы обеспечить будущий урожай (славяне, румыны, греки, народы Пиренейского полуострова). Восходящими к глубокой архаике являются повсеместно распространённые гадания о погоде, урожае, долголетии и замужестве. Широко известны практики освобождения от всего старого, ненужного, отжившего (например, обычай выбрасывать на улицу битую посуду и сломанную мебель у итальянцев). На Новый год переносится ряд ритуальных действий, связанных с днём зимнего солнцестояния и солярным культом, в частности разжигание костров на возвышенностях (Италия, Франция) и скатывание горящих колёс по склонам холмов (Италия). Популярными в разных традициях являются рассказы о чудесах в новогоднюю ночь (вода в реках на одну минуту становится золотой или превращается в вино, домашний скот приобретает способность говорить).
Исторический очерк
Исторически даты Нового года и ритуальные формы его празднования в разных странах неоднократно менялись и устанавливались в зависимости от ряда факторов: астрономических познаний, принятой в стране календарной системы (лунный, лунно-солнечный, солнечный календари), приоритетных для данного общества форм хозяйственной деятельности, религиозных и мифологических представлений, государственных реформ, культурных взаимовлияний. В древности даты Нового года часто связывались с циклически повторяющимися природными явлениями – днями летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствий, разливами рек, появлением на небе определённых звёзд. Например, в Древней Греции Новый год отмечался 22 июня – в день летнего солнцестояния; в Древнем Египте новолетие начиналось во время разлива Нила (май – июнь), от которого полностью зависела аграрная сфера страны. Первым днём нового года был тот день, когда над Мемфисом на восходе появлялась звезда Сириус. В Древнем Риме календарная система несколько раз менялась и уточнялась, в том числе и под влиянием древнеегипетского календаря. Согласно древнеримскому календарю Нумы Помпилия, начало нового года приходилось на 1 марта (мартовский стиль). Мартовский стиль был принят у некоторых славянских народов, в Венецианской республике, в Северной Италии и Англии, где новый год начинался 25 марта (в праздник Благовещения).
После календарной реформы Юлия Цезаря, проведённой в 46 г. до н. э. (юлианский календарь), новый год переместился на 1 января, т. к. с этого дня начинался римский хозяйственный год и избирались консулы. Важной датой древнеримского календаря был день 1 сентября, первоначально означавший наступление нового индикта (периода сбора налогов), а позднее в Византийской империи этот день стал началом нового года (неофициально с 462, на государственном уровне и в церковном календаре – с 537). Под влиянием византийского календаря сентябрьский стиль начиная с 7 в. постепенно утвердился сначала в Сербии и Болгарии, а затем во всех православных странах, где был положен также в основу церковного календаря. 1 января в качестве новогодней даты постепенно утверждалось в европейских странах в течение 16 в. (в частности, в Испании, Португалии, Польше – с 1556, во Франции – с 1563, в Голландии – с 1575). Эти три даты древнеримского календаря (1 марта, 1 сентября и 1 января) оказали решающее влияние на установление новогодних дат как в Европе, так и в России.
Новый год в России
В Древней Руси первоначально был принят отсчёт нового года с 1 марта или со дня весеннего равноденствия по юлианскому календарю (летоисчисление шло от Сотворения мира). Отголоском этого в восточнославянской традиционной культуре является обычай встречать (звать, кликать) весну и выпекать для этого небольшие булочки в виде птиц («жаворонки», «кулики»). В день Святой Евдокии (1 марта) или в день Сорока мучеников Севастийских (9 марта) дети собирались на пригорках и возвышенностях, поднимали вверх испечённых «жаворонков» и пели «веснянки», чтобы ускорить прилёт птиц и приход весны. Мартовский стиль преобладал в средневековой Руси до 1492 г., хотя летоисчисление по сентябрьскому стилю также встречается в древнерусских летописях. Русская православная церковь до сих пор использует сентябрьский стиль в своём богослужебном календаре, согласно которому церковное новолетие начинается 1(14) сентября.
В связи с введением новой пасхалии в 1492 г. при великом князе московском Иване III Васильевиче возобладал сентябрьский стиль. Впоследствии в этот день на Соборной площади Московского Кремля происходило молебное действо «О начатии нового лета», в котором участвовали царь и патриарх Московский и всея Руси совместно с боярами и Освященным собором при большом скоплении служилых и посадских людей. Между Архангельским собором и колокольней Ивана Великого устанавливали покрытый коврами помост с местами для царя и патриарха, а также аналои с двумя Евангелиями и иконой Святого Симеона Столпника (день памяти этого святого приходится на 1 сентября по юлианскому календарю). Действо включало в себя шествие под колокольный звон сначала патриарха с духовенством, затем царя с боярами к своим местам на помосте, благословение патриархом государя, обоюдное поздравление боярами и духовенством царя и патриарха с новолетием, а затем поздравление царём народа, при котором собравшиеся на площади кланялись до земли царю, а царь кланялся народу. К празднованию новолетия приурочил своё венчание на царство в 1598 г. Борис Фёдорович Годунов.
Указ Петра I от 19(29) декабря 1699 г. установил летоисчисление в России от Рождества Христова, а начало нового года, согласно указу от 20(30) декабря 1699 г., было перенесено на 1 января по примеру ряда европейских стран. При этом был оставлен юлианский календарь, который на тот момент отставал от принятого в Европе с 1582 г. григорианского календаря (введённого папой Римским Григорием XIII) на 10 дней, поэтому в России новый год наступал позднее, чем в европейских странах. Указ Петра I был попыткой сконструировать Новый год как общегосударственный праздник с установленным набором ритуальных действий (праздничное веселье, пальба из пушек, фейерверки, взаимное поздравление с Новым годом, украшение домов хвойными деревьями и ветками), однако после смерти Петра его рекомендации по организации праздника в некоторой степени были забыты (наряженная ёлка появилась в России под немецким влиянием в 1840-х гг. как символ Рождества, а не Нового года).
Новый год в советской и постсоветской традиции
Начало нового года по григорианскому календарю было установлено в Советской России 26 января (8 февраля) 1918 г. Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря, что было частью общемировой тенденции унификации исчисления времени. Праздничным и выходным днём Новый год стал только с 1 января 1948 г. После введения григорианского календаря в России сформировалась традиция кроме официального Нового года отмечать эту дату и по юлианскому календарю («старый Новый год») как неофициальный домашний праздник.
Советский новогодний ритуал как государственный праздник, призванный заместить собой запрещённое Рождество, начал формироваться с конца 1935 г., когда в газете «Правда» появилась статья П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Советский Новый год заимствовал у рождественского праздника главный атрибут – наряженную ёлку, основные формы ритуального поведения (веселье, ряжение, дарение подарков, украшение домашнего и общественного пространства праздничной символикой), а также ряд знаковых текстов, относившихся к Рождеству (например, песня «В лесу родилась ёлочка», 1906). Новый смысл получила звезда (первоначально – символ Вифлеемской звезды) на вершине ёлки – она стала обозначать символ Красной Армии и приобрела пятиконечную форму. Из рождественской символики был заимствован и персонаж-даритель – Дед Мороз, который с появившимися у него позже помощниками (Снегурочкой, снеговиком, лесными зверями) стал главным действующим лицом новогодней «ёлки» – общественного праздничного мероприятия для детей, имеющего устойчивый сюжет и набор персонажей. В 1950–1980-х гг. в СССР был сформулирован основной алгоритм Нового года как общенародного праздника с устойчивым набором символов, атрибутов и ритуального поведения. Этому способствовала пропаганда праздника в печатных текстах, новогодних открытках, публицистике, песнях, кинофильмах и мультфильмах с новогодней тематикой, формировавших в общественном сознании образцы правильного новогоднего поведения, включающего в себя веселье, танцы, праздничное застолье с шампанским и мандаринами, дарение подарков, украшение ёлки. Впервые советский новогодний ритуал был описан в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» (1939). В структуре праздника отчётливо выделяются две составляющие – публичная сфера и неофициальная домашняя. К публичной относятся различные варианты праздничных мероприятий для детей под названием «ёлка», проводившихся в детских садах, школах, дворцах культуры и других общественных учреждениях и имевших постоянную драматургию (Дед Мороз, Снегурочка и их помощники побеждают злые силы, чтобы принести детям подарки и зажечь огни на новогодней ёлке). Мероприятие включало в себя общение детей с главными персонажами праздника, чтение стихов, соревнования в ловкости, хоровод вокруг ёлки и раздачу подарков, заранее оплаченных родителями. Наиболее престижными считались «ёлки» в Кремлёвском Дворце съездов и Доме Союзов в Москве. Домашняя сфера включала в себя украшение живой или искусственной ёлки, обмен подарками, обильное застолье с большим количеством блюд, на которое приглашались родственники и друзья. С развитием телевидения стало принято сопровождать застолье просмотром специальных новогодних программ – поздравления главы государства (с 31 декабря 1970 с перерывами), трансляции боя курантов на Спасской башне Кремля, музыкально-развлекательной программы «Голубой огонёк» (выходила с 1962 по 1987, возрождена в 1998), фильмов с новогодней тематикой. С 1970–1980-х гг. стала популярной услуга приглашения актёров в виде Деда Мороза и Снегурочки на дом для поздравления ребёнка. Закреплению образа новогоднего праздника как значимого события в годовом календаре способствовали фильмы: «Карнавальная ночь» (1956, режиссёр Э. А. Рязанов), «Эта весёлая планета» (1973, режиссёры Ю. С. Сааков, Ю. Н. Цветков), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975, режиссёр Рязанов), «Чародеи» (1982, режиссёр К. Л. Бромберг) и др. Новогодняя мифология с образами основных персонажей праздника создавалась в мультфильмах, например: «Дед Мороз и серый волк» (1937, режиссёр О. П. Ходатаева), «Новогодняя ночь» (1948, режиссёры П. Н. Носов, Ходатаева), «Когда зажигаются ёлки» (1950, режиссёр М. С. Пащенко), «Дед Мороз и лето» (1969, режиссёр В. А. Караваев), «Дед Мороз и серый волк» (1978, режиссёр В. Я. Бордзиловский), «Падал прошлогодний снег» (1983, режиссёр А. М. Татарский) и др.
Единообразный алгоритм празднования Нового года в 1990-х гг. в постсоветской России стал разрушаться под влиянием как социально-экономических изменений, так и западной массовой культуры. Развитие новогодней индустрии как коммерческого проекта, направленного на запросы разных слоёв общества, способствовало эклектичности новогоднего праздника. С одной стороны, воспроизводятся советские модели праздника: маркируется меню новогоднего стола с салатом оливье, мандаринами и шампанским, в новогодний телеэфир включаются передача «Голубой огонёк», культовые отечественные фильмы и их ремейки (в частности, «Ирония судьбы. Продолжение», 2006–2007, режиссёр Т. Н. Бекмамбетов); развивается советская новогодняя мифология, которая становится коммерческим брендом (в 1999 у Деда Мороза появилась вотчина в Великом Устюге, куда ему можно писать письма и где проводятся экскурсии). С другой стороны, в традиции празднования Нового года привносятся западные рождественские символы, формы поведения (вывешивание рождественского венка, носков для подарков от Санта Клауса, производство адвент-календарей, адаптированных под Новый год и др.) и образы [например, в серии «Операция "Дед Мороз"» (2005) мультсериала «Смешарики» Дед Мороз ездит не на тройке, а, подобно Санта Клаусу, на упряжке оленей под английскую рождественскую песню «Jingle Bells»].
Празднование Нового года и обрядность в славянской традиции
В 18 – начале 20 вв. Новый год у образованных слоёв общества формируется как светский праздник, на который принимали гостей и ходили в гости, устраивали балы, посещали концерты и театры, а в народной и отчасти городской среде этот день становится частью празднования святок. В русской и других славянских традициях Новый год – один из трёх праздников святочного календарного цикла, объединённого общей сакральной и мифологической семантикой пограничного, поворотного времени. Поскольку этот праздник приходится на день памяти Святого Василия Кесарийского [1(14) января] у православных славян и святого Сильвестра у католиков, сам Новый год, а также его канун часто называются по именам этих святых: вост.-слав. Васильев день, Василий, Васильева коляда, словац. Sylvester, польск. Sylwester. Празднование Нового года подчинено единой структуре, повторяющейся во всех трёх сакральных датах святочного цикла и включающей в себя канун праздника с ритуальным застольем и сам праздничный день. В славянские наименования кануна Нового года входят ключевые святочные концепты – коляда (слово, обозначающее Рождество и святки в целом) и кутья (от названия основного ритуального блюда из цельных зёрен пшеницы и мёда, обязательного для застолий в кануны всех трёх святочных праздников), а также лексика со значениями богатства и пищевого изобилия: рус. Жирная коляда, белорус. Багата, Тоўста, Шчодра каляда, укр. Щедра кутя, Щедруха, Щедрий вечiр, польск. Szczodry wieczór и др.
В отличие от канунов Рождества и Крещения с их постной пищей, застолье в канун Нового года было скоромным и подчёркнуто обильным, что было призвано обеспечить сытую и богатую жизнь в наступающем году. У восточных славян ужин в канун Нового года начинался с кутьи, первая ложка которой предназначалась для святого Василия. Обязательными были мясные блюда, как правило свинина (целый поросёнок, свиная голова или студень из неё), поскольку святой Василий Кесарийский в народном календаре считался покровителем свиней. В соответствии с «магией первого дня» Новый год проводили весело, чтобы веселиться весь год. На удачу и благополучие в наступающем году, как считалось, влиял первый гость (вост.-слав. полазник), пришедший утром в дом. Наиболее благоприятным считался приход крепкого, здорового мужчины или мальчика, тогда как приход женщины был негативным знаком. Большинство обрядовых действий, совершаемых в народной традиции на Новый год и накануне его, соотносимо с рождественскими практиками. Сюда относятся ритуальные обходы домов группами ряженых (вост.-слав. щедровщики, польск. szczodraki, болг. сурвакари) с исполнением щедровок – песен, содержащих благопожелание хозяевам дома. Хозяева одаривали исполнителей едой и деньгами. По составу участников и репертуару новогодние обходы близки рождественским обходам колядников. Ранним новогодним утром дети обходили дома, совершая посевание – разбрасывали зёрна злаковых культур по углам дома и посыпали ими порог с пожеланиями счастья, здоровья, урожая и приплода скота. Канун Нового года и сам праздник, как и весь святочный период, был временем гаданий о судьбе, будущем урожае и девичьих гаданий о замужестве.