#Религиозные и магические практикиРелигиозные и магические практикиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегРелигиозные и магические практикиРелигиозные и магические практикиНайденo 109 статейТерминыТермины ГлоссолалияГлоссола́лия, в христианстве один из даров Святого Духа – «говорение языками» (или «на языках»). О глоссолалии свидетельствуют прежде всего тексты Нового Завета; в ортодоксальной среде она практиковалась в 1–2 вв., а затем исчезла. Начиная с 18 в. стали появляться свидетельства о феномене глоссолалии в среде некоторых протестантских деноминаций и у русских сектантов. Ныне глоссолалия связывается прежде всего с движением пятидесятников, которые считают говорение языками общеобязательным для спасения и неотъемлемым признаком «крещения Духом».Социальные институты ТаматеТама́те, сеть тайных мужских союзов у австронезийского народа мота (о-ва Банкс, Вануату). Основной функцией союзов было поддержание сегментарной модели деления общества, с предоставлением особых прав членам каждого из них. Их роль в социальной жизни была намного выше, нежели в сакральной. К началу 21 в. прекратили существование.Социальные институты Дук-дукДук-дук, тайный союз у меланезийского народа толаи (о. Новая Британия), существовавший во 2-й половине 19 – начале 20 вв. Ключевая особенность организации – атмосфера тайны, которая окутывала все ритуалы, а также знания о союзе. Исследователи (Р. Паркинсон, Й. Пфайль, С. А. Токарев) полагают, что организация выполняла скорее социальную, нежели сакральную функцию: поддерживала иерархию в обществе. Традиции, связанные с союзом Дук-дук, стали постепенно исчезать после Первой мировой войны. В начале 21 в. они возрождаются как зрелищное мероприятие для туристов.Религиозные конфессии, деноминации Современное язычествоСовреме́нное язы́чество, направление современной религиозности, стремящееся возродить наследие древних, т. н. языческих религий. Представляет собой совокупность религиозных, духовных, философско-мировоззренческих традиций, чаще всего основанных на культурно-историческом наследии архаических религий. Эти традиции не обладают непосредственной преемственностью от тех религий, к которым они обращаются за вдохновением, но нередко себя с ними идентифицируют. Современное язычество возникает в начале – середине 20 в. в культурах, где доминируют различные версии христианства. Повсюду в мире последователи современного язычества представляют собой религиозное меньшинство.Религиозные ритуалы, обряды, практики МолитваМоли́тва, специфический акт религиозной деятельности, в ходе которого человек или группа обращается к божеству или сверхъестественному посреднику с той или иной целью (прошение, восхваление, благодарность, раскаяние, принесение обета и т. д.). Молитва является универсальной константой религиозной практики, которая встречается и в древнейших, и в более развитых религиозных системах. Молитву стоит отличать от медитации, которая направлена на достижение определённого состояния психики, а также от произнесения магических формул, использующихся для подчинения сверхъестественных сил своей воле.Религиозные ритуалы, обряды, практики Восточнославянская похоронная обрядностьВосточнославя́нская похоро́нная обря́дность, комплекс обрядов русских, украинцев и белорусов, сопровождающих смерть (завершение жизненного цикла) человека, а также акты поминовения умершего. Состоит из трёх основных этапов: подготовки к смерти, обряда погребения и поминок. Восточнославянский погребальный обряд из всех обрядов перехода сохраняет наибольшее количество архаичных черт; он более однороден, устойчив и единообразен, чем другие обряды жизненного цикла.Сакральные предметы Шаманский бубенШама́нский бу́бен, один из наиболее постоянных атрибутов шамана у народов Северной Европы, Северной и Центральной Азии. Имел круглую, овальную или яйцевидную форму. К внутренней части обечайки прикреплялись подвески и рукоять – обычно в виде перекладины или крестовины внутри корпуса. Мембрана делалась из кожи оленя, лося, лошади. На неё часто наносились рисунки, схематически изображающие вселенную. По бубну били колотушкой с концом, обёрнутым в шкуру. Бубен воспринимался как ездовое животное или другое средство передвижения шамана во время его путешествия, колотушка – как погонялка, плеть, весло. Для различных моментов камлания были характерны определённые способы звукоизвлечения. В конце 20 в. бубны широко распространились как элемент неошаманизма.Термины Оградка (в археологии)Огра́дка, тип археологических памятников в виде низких прямоугольных в плане конструкций из стоящих на ребре каменных плит или речных валунов. Распространены преимущественно в Южной и Восточной Сибири, Центральной Азии, включая Монголию и территорию Северного Китая. Вероятно, оградки связаны с образом мироздания, а размещённые в центре менгир, оленный камень, стела или вкопанное дерево символизировали вертикальную ось (Мировую ось или ось Вселенной).Магические ритуалы, обряды, практики МагияМа́гия, способ мышления, предполагающий существование тайных знаний о мире, владение которыми позволяет некоторым людям с помощью определённых обрядов и заклинаний воздействовать на мир в своих интересах или в интересах заказчика.Магические ритуалы, обряды, практики КолядованиеКолядова́ние, обходной обряд у славян. Совершается в зимний период, главным образом на Святки, сопровождается исполнением колядок. В «церковных» формах колядования преобладали рождественские мотивы «славления Христа». Колядники могли носить изображение рождественской звезды, вертеп, украшенное деревце или ветку. Колядников представляли посланцами «потустороннего мира», в их роли часто выступали ряженые, дети, церковнослужители, неженатые мужчины. Колядовали часто в тёмное время суток, дети – обычно ранним утром. Идя по селу, колядники (особенно ряженые) оповещали о себе пением криками, воем и т. п. Дети и «церковные» колядники ходили, напротив, чинно. Пропустить чей-нибудь дом во время обхода считалось дурным предзнаменованием. Во дворе (часто – под окном) колядники исполняли колядки, могли устраивать общие угощение и танцы с домочадцами, в заключение чего хозяин одаривал колядников (обычно едой). Если колядники были недовольны угощением, они могли проклясть хозяина, забросать его дом камнями и т. п. После обхода колядники делили между собой собранные дары, устраивали совместную трапезу, пляски. 12345