#Религиозные и магические практики
Религиозные и магические практики
Тег

Религиозные и магические практики

Религиозные и магические практики
Найденo 119 статей
Дмитрий Осипов. Две девушки в день Семика
Магические ритуалы, обряды, практикиМагические ритуалы, обряды, практики
Семик
Семи́к, в русском традиционном календаре четверг перед Троицей на 7-й неделе после Пасхи. Относится к циклу восточнославянских весенне-летних праздников, совпадающих с периодом наивысшей вегетации растительности и светового дня. Семик известен в центральных и южных областях России, отчасти на востоке Белоруссии. К Семику были приурочены: обряды производительного характера (завивание берёзки, плетение венков, хождение в жито, ряжение, изготовление чучел), кумление девушек брачного возраста, а также поминовение «нечистых» покойников и особые формы погребения умерших без покаяния и отпевания, тела которых до этого дня находились в открытых общих могилах. Семик очень близок к троицкой обрядности, образуя в народном календаре единый троицко-семицкий обрядовый комплекс, в котором одни и те же действия в разных ареалах могли совершаться как на Семик, так и на Троицу или Духов день. Семик – один из праздников, маркирующих границу между весенним и летним сезонами.
Религиозные ритуалы, обряды, практики
Римский обряд
Ри́мский обря́д, преобладающий литургический обряд Римско-католической церкви, в основе которого лежит древняя литургическая традиция Рима. Структура чина римской мессы сформировалась в 4–6 вв. и была унифицирована во 2-й половине 11 в., но всё равно имела многочисленные региональные изводы. В 20 в. римский обряд претерпел большие изменения благодаря литургической реформе, проведённой Вторым Ватиканским собором.
Религия
Магические ритуалы, обряды, практики
Лимпиа
Ли́мпиа, ритуал очищения тела и снятия порчи, распространённый у народов Мексики, а также других стран Центральной и Южной Америки (науа, кора, тотонаки, отоми, тепеуа и др.). Проводится профессиональным целителем или целительницей, иногда при участии ассистентов (травники, акушерки, детские курандеро, массажисты). Как правило, основанием для проведения лимпии являются различные заболевания неясного происхождения, которые объясняют вторжением в тело пациента вредоносной субстанции, чаще всего «дурного воздуха» (исп. mal aire), или сглазом (исп. mal de ojo). Католическое духовенство относится к данным ритуалам негативно как к суевериям, но предпочитает не вмешиваться и не препятствовать их проведению. Лимпии традиционно более характерны для сельской среды, хотя в 21 в. мода на них распространилась среди горожан.
Лимпия, ритуал очищения
Священные тексты
«Книга победы над Сетом»
«Кни́га побе́ды над Се́том», условное название религиозно-магического текста, сложившегося в Древнем Египте. Текст предназначался для проведения защитного ритуала против бога Сета и его сторонников. Содержит мифологический рассказ об этапах борьбы с Сетом и сообщает о магических приёмах, направленных на защиту Осириса. При этом Сет выступает как олицетворение иноземных врагов и захватчиков Египта.
Религия
Религиозные ритуалы, обряды, практики
Западные литургические обряды
За́падные литурги́ческие обря́ды, литургические обряды Римско-католической церкви – римский, амвросианский (или миланский), брагский обряды, а также ряд «мёртвых» литургических обрядов – кельтский, галликанский и др. После литургической реформы 2-й половины 20 в., связанной с решениями Второго Ватиканского собора, римский обряд стал существенно отличаться от дореформенного, который также продолжает использоваться.
Религия
Религиозные ритуалы, обряды, практики
Жертвоприношение
Жертвоприноше́ние, совокупность религиозных практик, основанных на идее о посвящении некоего объекта сверхъестественным силам (духам, божествам и т. д.), в ходе которых объект частично или полностью уничтожается либо обретает сакральный статус. В гуманитарных науках термин «жертвоприношение» описывает огромный спектр разнородных феноменов. С одной стороны, это мифы о жертве и обряды, прямо предполагающие насилие (жертвоприношения людей и животных, ритуальное членовредительство, мифы о сотворении мира из тела жертвы), с другой – интерпретации виктимного насилия как жертвы (христианское мученичество), с третьей – религиозные практики, состоящие в посвящении чего-либо божеству вне явного насилия (монашество, подношение вотивных предметов и т. д.). Начиная с 19–20 вв. предлагалось множество интерпретаций этих явлений, т. е. описаний структуры и смыслов жертвоприношений (дар божеству, обмен с ним, «сопричастие» божествам или сакральному миру в целом, оформление аффективных связей внутри общины и т. д.), но все они являются частными и прямо зависят от конкретного исторического примера, на основании которого делаются выводы.
История
Магические ритуалы, обряды, практики
Масленица
Ма́сленица, в славянском традиционном календаре праздник перед Великим постом, знаменующий собой границу между мясоедом и постом, а также между зимой и началом нового весенне-летнего вегетативного и хозяйственного сезона. Православная церковь не считает Масленицу праздником и видит в Сырной седмице, на которой она справляется, время подготовки в Великому посту. Масленица широко отмечается в русской и западнославянской традициях, а также у южных славян-католиков; в меньшей степени – у сербов, болгар и македонцев; в календаре белорусов и украинцев представлена довольно слабо. Основной смысл масленичных ритуалов – побуждение всех сил природы к плодоношению и воспроизводству, воздействие на вегетацию культурных растений, на фертильность людей и скота. Это объясняет оргиастический, продуцирующий характер праздника, сохранившего ряд дохристианских ритуалов и смыслов с доминантной темой обильной, сытной пищи и гиперсексуальности, а также временного освобождения от правил повседневного поведения. Наиболее типичными ритуальными формами, характерными для Масленицы, являются: изготовление масленичных чучел и масок, символизирующих праздник, разведение костров, ряжение и обходы домов группами ряженых, обильные трапезы с жирной пищей, а также набор продуцирующих магических практик, направленных на активизацию всеобщего плодородия.
Борис Кустодиев. Масленица. 1916
Божества
Семиес
Семи́ес, божества и духи-покровители, а также их изображения у индейцев таино. Каждый член общества должен был обрести собственного духа-семиес и придать ему соответствующий образ. Семиес вырезали из камня, глины, дерева, раковин и кораллов, костей или вышивали на ткани. Наскальные изображения также могли трактоваться как семиес. Фигурки-семиес украшали предметы, использовавшиеся в различных обрядах. Изобразительное богатство семиес оказало большое влияние на современное искусство Карибского региона.
Фигурка-семиес
1
2
3
4
5