Литургия (богослужение)
Литурги́я (Божественная литургия, Вечеря Господня, Преломление Хлеба, Собрание, Жертва и др.), главное богослужение православной Церкви, на котором совершается таинство Евхаристии. В западнохристианской традиции термин «литургия» является общим обозначением церковного богослужения, собственно православной литургии соответствует месса.
Происхождение литургии
Изначальной основой литургии является Тайная вечеря. О литургии апостольского времени говорится в Первом послании к Коринфянам (1 Кор 11:18–34, 10:15–21) и книге Деяний святых апостолов (Деян 20:7–12). С распространением христианства возникло множество местных традиций совершения литургии, отражавших особенности культуры и религиозного сознания того или иного региона. Единого текста литургии не существовало. Однако во всех традициях наличествовали определённая организация и порядок совершения литургии, а также её основные элементы: чтение Священного Писания, моления о Церкви и о всём мире, центральная евхаристическая молитва (анафора), причащение и благодарение за него.
С 4 в., после легитимизации христианства Константином Великим, литургия постепенно дополнялась большим числом вторичных элементов. С этого же времени в связи с превращением древних центров христианства – Рима, Александрии, Антиохии, Иерусалима – в центры церковной администрации на территориях, подверженных их влияниям, а позднее и в зонах влияния некоторых других центров происходила унификация богослужения. В каждом из этих центров складывался свой тип богослужения, который заменял старые местные традиции и имел характерные варианты литургии.
Типы богослужения
Сформировавшиеся в ходе этого процесса типы богослужения подразделяются на 2 большие группы – восточную и западную (в зависимости от характера текста анафоры). В литургии восточной группы текст анафоры является фиксированным от начала до конца, в литургии западной группы лишь часть текста анафоры всегда остаётся неизменной, другие части молитвы модифицируются в зависимости от празднуемого в тот или иной день события. К восточной группе относятся:
египетские литургии (главная из них – литургия апостола Марка, ныне иногда совершаемая в Коптской и Эфиопской церквах);
литургии западносирийского типа, включающие иерусалимскую литургию апостола Иакова, многочисленные литургии сирийских нехалкидонских церквей, некоторые из литургий маронитов (Ливан), византийские литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (являющиеся основными в православной Церкви) и армянские литургии;
литургии восточносирийского типа, к которым принадлежат литургии Ассирийской церкви Востока (древнейшая из них – литургия апостолов Аддая и Мари, она же известна у маронитов как литургия апостола Петра).
Главная литургия западной группы – римская месса (на Востоке она имела известность как литургия апостола Петра); к иному типу относятся т. н. галло-испанские литургии: галликанские, мосарабские (в Испании), кельтские; литургия древнего Медиолана (ныне Милан) имела черты как римской, так и галликанской традиции. Со временем галло-испанские литургии вытеснены римской литургией, которая, однако, вобрала в себя ряд галликанских элементов (кроме того, в практике сохранился медиоланский обряд, а мосарабский частично возрождён).
Византийские литургии – Василия Великого и Иоанна Златоуста – названы именами составителей анафор этих литургий. К 11 в. чин этих литургий приобрёл почти современный вид, а окончательная его фиксация относится к 14 в., хотя во второстепенных деталях он меняется и по сей день. Литургия Василия Великого совершается 10 раз в году: в первые 5 воскресений Великого поста, накануне праздников Пасхи, Рождества Христова и Крещения Господня, в Великий четверг на Страстной Седмице и в день памяти святителя Василия Великого 1(14) января. Литургия Иоанна Златоуста совершается во все другие дни богослужебного года, кроме будних дней в период Великого поста и кроме Страстной Седмицы, а также среды и пятницы сырной седмицы (Масленицы), когда литургия или не служится вовсе, или совершается особая литургия Преждеосвященных Даров.
Как в литургии Василия Великого, так и в литургии Иоанна Златоуста различают подготовительную часть (проскомидия, или протесис), включающую приготовление Даров (хлеба, вырезаемого из просфоры, и вина с водой) для таинства Евхаристии, и основную, состоящую из «литургии оглашенных», или «литургии Слова», и «литургии верных», или «литургии Евхаристии».
«Литургия оглашенных» включает: начальное благословение; великую ектению и 3 антифона с малыми ектениями между ними; вход с Евангелием (т. н. малый вход – процессия, идущая от боковой двери алтаря к царским вратам), сопровождаемый молитвой и песнопениями; пение Трисвятого; чтение Апостола (книги Деяний и Посланий святых апостолов) и Евангелия; сугубую ектению (после которой в русской традиции иногда следует ектения об усопших); молитвы об оглашенных.
«Литургия верных» включает: молитвы верных; великий вход (процессия, следующая по тому же пути, что и при входе с Евангелием) с приготовленными во время проскомидии Дарами и с пением Херувимской песни; просительную ектению; пение Символа веры, сопровождаемое «лобзанием любви» между служащим духовенством; анафору, состоящую из начального диалога между священником и хором, воспоминания Сотворения мира, совершённого Христом дела спасения и Тайной вечери (с возглашением установительных слов таинства), молений о преложении (освящении) Даров, о Церкви и о мире, заключительного славословия и ответа народа – «Аминь»; прошения перед причастием и молитву Господню («Отче наш»); приготовление Даров к причащению (возношение, раздробление, соединение Даров и исполнение Чаши «теплотой», т. е. горячей водой); причащение (вкушение освящённых Даров) духовенства и народа; благодарение после причащения; заключительную молитву и благословение.
Существует особый вид литургии – литургия Преждеосвященных Даров (греч. λειτουργία τῶν Προηγιασμένων Δώρων, лат. missa praesanctificatorum), названная так потому, что причащение на ней происходит Дарами, освящёнными прежде, т. е. на предшествующей полной литургии. Соответственно, литургия Преждеосвященных Даров не имеет анафоры. По современному богослужебному уставу православной Церкви эта литургия совершается по средам и пятницам в период Великого поста, в четверг 5-й седмицы Великого поста, в первые 3 дня Страстной седмицы и в некоторые праздники, если они попадают на будние дни Великого поста.
Литургия в Русской православной церкви
Литургия содержит молитвословия, предназначенные для чтения и пения (антифонного и респонсорного). На Руси до 17 в. песнопения литургии исполнялись знаменным, демественным, путевым, позднее болгарским, греческим, киевским распевами. Со 2-й половины 16 в. песнопения литургии начинают оформляться многоголосно, на рубеже 17–18 вв., с утверждением в России партесного пения, многоголосные песнопения преобладают в литургии. Авторы песнопений («Служб Божиих») – Н. П. Дилецкий, В. П. Титов, А. Л. Ведель, С. И. Давыдов, С. А. Дегтярёв, Д. С. Бортнянский. В 19–20 вв. к созданию песнопений литургий и их циклов обращались М. И. Глинка (Херувимская песнь, ектении), М. А. Балакирев (Херувимская песнь), П. И. Чайковский, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский, Н. Н. Черепнин, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и другие композиторы.