Робертсон-Смит Уильям
Ро́бертсон-Смит Уи́льям (William Robertson Smith) (8.11.1846, Абердин, Шотландия – 31.3.1894, Кембридж, Англия), шотландский востоковед, филолог, религиовед и социальный антрополог, протестантский теолог и библеист, клирик Свободной протестующей церкви (Free Protesting Church). Был одним из первых исследователей, совершивших 2 поездки по странам Ближнего Востока. Основатель и Президент Теологического общества в Эдинбурге, автор статей и редактор энциклопедии «Британника».
Образование и научная карьера
Родился в семье школьного учителя, который ещё до рождения сына был активным участником отделения Шотландской пресвитерианской церкви (Presbyterian Church of Scotland) – Свободной протестующей церкви – от Пресвитерианской церкви модератов (moderates, «умеренных»).
В 1861 г. поступил в Абердинский университет, затем в 1866 г. перевёлся в Нью-колледж Эдинбургского университета. За время учёбы неоднократно посещал Германию, где встречался с ведущими немецкими теологами (в частности, с А. Ричлем), либеральные идеи которых найдут своё отражение в его работах о Библии. В 1870 г., после окончания университета, преподавал гебраистику и экзегетику Ветхого Завета в колледже Независимой церкви Абердина. В 1869 г. Робертсон-Смит познакомился с интеллектуальной элитой Эдинбурга, в частности с этнологом Дж. Мак-Леннаном, который пробудил в нём интерес к антропологии. Идеи Мак-Леннана о тотемизме и экзогамии, а также об изначальной матрилинейности в эволюции родства стали главными постулатами, отражёнными в первых публикациях автора в энциклопедии «Британника». По окончании университета Уильям принял сан, который сохранил до конца своих дней, несмотря на все обвинения в ереси, которую церковь увидела в его статьях, касающихся Ветхого Завета.
Публикации в Энциклопедии «Британника» и церковные суды
В 1875 г. Робертсон-Смит опубликовал в 9-м издании энциклопедии «Британника» ряд статей, которые шокировали местное отделение Независимой церкви Шотландии (Free Church of Scotland). Особенно их возмутила статья «Библия», в которой ряд замечаний касался датировки и композиции Второзакония. В статьях также излагались идеи немецких либеральных авторов, с которыми он встречался во время учёбы в университете. Робертсон-Смит указывал, что Библия – это сложный исторический текст, написанный в разное время, разными авторами и с разными целями.
Сомнение Робертсона-Смита в догмате богоданности Писания привело к тому, что в период 1876–1880 гг. он несколько раз представал перед церковным судом по обвинению в ереси. В результате проведённого расследования все обвинения с него были сняты, сан он сохранил, но от должности преподавателя был отстранён ввиду того, что из-за его лекций студенты, которые изучали богословие, могли потерять веру.
В 1881 г. Робертсон-Смит издал книгу «Ветхий Завет в иудейской церкви: курс лекций по библейской критике» (The Old Testament in the Jewish Church: course of Lectures on Biblical Criticism), а в 1882 г. – «Пророки Израиля и их место в истории к концу 8 в. до н. э.» (The prophets of Israel and their place in history to the close of the eight century B. C.). В этих трудах он настаивал на критическом исследовании Писаний, основанном на данных современной науки.
Кембридж. Две поездки по странам Ближнего Востока
В 1883 г. Робертсон-Смит начал работать в Кембридже преподавателем арабского языка в Крайст-колледже. В 1886 г. был назначен библиотекарем в Кембриджском университете. В 1889 г. он занял почётное место лектора и профессора арабистики имени сэра Томаса Адамса. В этом качестве проработал до конца своей жизни: читал лекции, писал статьи и книги, редактировал энциклопедию «Британника». Им было написано более 200 и отредактировано несколько тысяч статей, печатавшихся в энциклопедии.
В своей научной деятельности Робертсон-Смит использовал в качестве источника не только древние тексты. В 1878–1880 гг. он совершил сразу две поездки по странам Ближнего Востока: посетил Египет, Палестину, Сирию, Аравийский п-ов и Тунис.
Этот период был очень плодотворным для Робертсона-Смита. Под влиянием работ Мак-Леннана он опубликовал две монографии: «Родство и брак в древней Аравии» (Kinship and marriage in early Arabia. 1885) и «Лекции по религии семитов» («Lectures on the religion of the Semites», 1889, последующие издания 1894, 1995). Он заимствовал у Мак-Леннана не только понятие тотема, но и идею однолинейного развития общества.
В этих монографиях Робертсон-Смит утверждает сферу семиологии в качестве главной и реконструирует самые ранние формы социальных институтов семитов (арабов-бедуинов до Мухаммеда) и древних евреев. Своей задачей он видит поиск истоков патрилинейных и патриархальных бедуинских кланов на более ранней стадии с учётом их происхождения через женщин.
В «Лекциях по религии семитов» можно обнаружить много идей, которые не связаны с эволюционистическими догмами Мак-Леннана. Так, методологический подход Робертсона-Смита к феномену религии является оригинальным сам по себе. В противовес преобладавшему в то время в эволюционистской антропологии интеллектуализму в интерпретации ранних форм религии, Робертсон-Смит отдаёт предпочтение ритуализму: «Ритуал фиксирован, а миф – вариативен, ритуал обязателен, а вера в миф остаётся на рассмотрении тех, кто участвует в культе» (Robertson-Smith. 1894. P. 18).
Научные теории Робертсона-Смита и их значение для антропологии
Свои исследования Робертсон-Смит основывал на материале, собранном во время путешествий 1878 г. Опираясь на сравнительный метод, он пытался найти закономерности развития человеческого общества, сравнивая бедуинов Аравии и древних евреев. В отличие от своих предшественников учёный сопоставлял не просто родственные культуры, но и те, которые имели общее происхождение. Будучи эволюционистом классической школы, он предполагал наличие простых однолинейных стадий развития общества, пытаясь применить данную теорию к общинам Аравийского полуострова. Здесь он сосредоточился на двух основных направлениях: на попытке найти истоки патриархата в матрилинейности арабских кланов и на поиске происхождения религии.
В работе «Родство и брак в древней Аравии» Робертсон-Смит предположил, что в некоторых случаях в самых архаичных слоях арабских генеалогий должны были находиться имена женщин. Он основывается на том, что слова «община» (итта) происходит от слова «мать» (итт), а слова, выражающие идеи родства, дома или рода, происходят от наименования женских частей тела. Он выдвигает предположение, что на ранних стадиях развития общества существовал промискуитет, из которого на более поздних этапах образовался приоритет женской линии в семье. Возникает феномен полиандрии, такая форма брака как «умыкание» и понятие матрилинейного родства. Слабая сторона теории Робертсона-Смита – отсутствие фактов матрилинейности в арабских племенах: предположения учёного базируются на дедуктивной логике и использовании тайлоровского понятия «пережитка», при помощи которого он оправдывает существование такой формы института родства. Важной частью книги является идея тотемизма у аравийских племён. Автор различает два вида эпонимов: от имени доисламских божеств и от животных. Из этого следует, что одни племена считали себя произошедшими от бога, а другие называли своим предком животное. Несмотря на очевидные проблемы данной теории и её опровержение в научной среде, сам труд блестяще описывает социальную структуру арабских племён, а также особенности изменения генеалогических линий в зависимости от расширения или оскудения отдельных его ответвлений.
В книге «Лекции по религии семитов» Робертсон-Смит вновь обращается к идее тотема, уже применительно к жертвоприношению. На основе ветхозаветного материала он выявляет два вида жертвоприношения: 1) всесожжение жертвы во имя Бога; 2) жертвоприношение-трапеза. Последнему уделяется особое внимание. Учёный выдвинул предположение, что жертвоприношение не является актом умилостивления божества, данью или формой поклонения предкам. Он также отверг и концепцию понимания жертвоприношения как дара. Основная идея жертвоприношения – это единение Бога и общины верующих. Возвращаясь к тотемизму, он утверждает, что только в случае священной трапезы возможно убийство тотемного животного. Он выделяет четыре особенности жертвоприношения:
животные священны и имеют родственные связи с людьми;
жертва приносится родственной группой;
это способ единения человека и бога;
это таинство, часть сакральной жизни общины.
Робертсон-Смит также утверждает, что данная трапеза – важнейший социальный акт взаимодействия, первообряд. Именно от него можно отсчитывать начало религиозных практик. Вокруг неё происходит формирование и социальных, и общественных институтов архаичного общества.
Многие идеи Робертсона-Смита были опровергнуты ещё при его жизни – в частности, его идея матрилинейности у семитских народов. Э. Эванс-Причард в своём труде «История антропологической мысли» («A History of Anthropological Thought», 1981) критикует методологию учёного, слишком приверженного идеям эволюционизма, а также его попытки поиска простейших форм религиозности в грубом материализме. По его мнению, сравнительный метод и дедуктивная логика заставили Робертсона-Смита высказывать опрометчивые суждения, не основанные на реальном полевом материале. Сложность, с которой столкнулся Робертсон-Смит, заключалась в том, что история архаичных сообществ практически не имеет фактического подтверждения, из-за чего исследователям приходится опираться на предположения.
Однако некоторые его идеи оказали серьёзное влияние на антропологию 20 в. Критика Робертсоном-Смитом «врождённых идей» Э. Тайлора и рассмотрение религии как социального института положили начало социальному изучению феномена религии. Его вклад высоко оценивали такие учёные, как Б. Малиновский и Дж. Дж. Фрэзер.
Научную значимость приобрели теории Робертсона-Смита, выдвинутые на основе его исследований жертвоприношения. В 1870–1880-е гг. господствовала теория происхождения религии, предложенная Э. Тайлором, который полагал, что в основе религии лежит комплекс идей, мифов и верований. Робертсон-Смит, в свою очередь, предположил, что «религия в первобытные времена была не системой верований и практических приложений к ним; она представляла собой совокупность строго фиксированных традиционных обрядов, которые каждый член общины считал обязательными для себя» (Robertson-Smith. 1894. P. 20). Миф как теоретическое обоснование ритуала появился на более поздних этапах развития общества, и вера в мифы не была обязательной. Автор выдвигает тезис, что религия – это история ритуала и религиозных институтов, возникших на её основе. Тем самым учёный впервые обращается к социальному измерению религиозных практик. Эти идеи положили начало социологическому анализу религии. В частности, именно благодаря посредничеству Робертсона-Смита Дж. Дж. Фрэзеру предлагают написать статьи «Тотем» и «Табу» для энциклопедии «Британника», которые впоследствии легли в основу его монографии «Тотемизм» («Totemism», 1887), а та, в свою очередь, предвосхитила «Золотую ветвь» («The Golden Bough», 1890).
Идеи первичности обрядовых практик в религии развивались последователями Робертсона-Смита: Дж. Дж. Фрэзером, Э. Дюркгеймом, Г. Алленом и др.