Синтоизм
Синтои́зм (синто, 神道 – путь богов), традиционные религиозные верования японцев; совокупность мифов, культов и обрядов, регламентирующих взаимоотношения человека с божествами. Различают государственное (кокка), народное (минкан), храмовое (дзиндзя), императорское (косицу) и сектантское (кёха) синто.
Источники
В синтоизме нет священных текстов, утверждённой догматики, устоявшейся иконографии божеств. Основные источники – мифолого-летописные своды «Кодзики» («Записки о деяниях древности», 712) и «Нихон сёки» («Нихонги», «Анналы Японии», 720), включающие мифологические циклы разных частей Японии (центральное Хонсю, Идзумо и юго-восточное Кюсю), «Сёку нихонги» («Продолжение анналов Японии», 797), «Фудоки» («Описание нравов и земель», 8 в.), молитвословия (норито) и указы (сэммё). Важным источником для реконструкции синтоизма является поэтическая антология «Манъёсю» («Собрание мириад листьев», 2-я половина 8 в.) и генеалогические списки «Синсэн сёдзироку» («Вновь составленные родовые записи», 815) 1182 родов японской аристократии, возводивших свою родословную к богам. Юридическим источником древнейшей истории синтоизма, регламентирующим правила проведения ритуалов и праздников при императорском дворе, является «Энгисики» («Установление годов Энги», 901–923).
Мифология и пантеон
После разделения неба и земли на равнине Такамагахара (Высокого Неба) появились три первых божества, не имеющие облика, – Амэ-но-минака-нуси (Повелитель священного центра небес), Такамимусуби (Бог высокого священного творения) и Камимусуби (Бог божественного творения), объединённые общей порождающей силой (мусуми). Вместе с Умасиасикаби-хикодзи (Прекрасные побеги тростника) и Амэ-но-токотати (Навечно утвердившийся в небесах) они считаются в синтоизме первотворцами.
Впоследствии появляются 7 пар богов (Семь поколений эры богов), но лишь с приходом пары Идзанаги (Влекущий к себе или Благой муж) и Идзанами (Влекущая к себе или Благая жена) складывается собственно историческая традиция синтоизма. Идзанаги и Идзанами создали земную твердь, а затем, спустившись на первый остров и заключив божественный брак, породили все остальные японские острова и всё, что на них находится. Последующие мифологические сюжеты описывают смерть Идзанами, нисхождение Идзанаги в страну смерти и бегство оттуда, рождение им детей в процессе ритуального омовения (хараи) – богини солнца Аматэрасу, бога луны Цукиёми и бога ветра Сусаноо, распределение между ними мира (неба, земли, моря), состязание между Сусаноо и Аматэрасу, проступки Сусаноо и его изгнание с небес, сокрытие Аматэрасу в Небесном Гроте и её возвращение, похождения Сусаноо на земле (убийство дракона, брак с земной девой-божеством), появление прапраправнука Сусаноо – Оокуни-нуси (собирателя земель) и, наконец, подчинение Земли сошедшему с небес внуку Аматэрасу – Ниниги-но микото (Божеству изобилия), который считается предком мифического родоначальника императорской династии Ямато – императора Дзимму.
Император, как потомок богов неба и земли (ками, или син), является верховным жрецом и посредником между ними и людьми. Ками делятся на «небесных», «земных» и «бесчисленных»; обладающих именем и безымянных; богов рода (удзигами) и людей, ставших богами (хитогами); заимствованных из других религиозных традиций и «народных». Ками являются концентрацией духовной энергии, которая может воплощаться в любом явлении, «внушающем трепет» (как в благом, так и в дурном). Поскольку всё в мире порождено ками, всё имеет в себе «частичку богов» – душу (тама).
Центральным моментом поклонения богам является очищение (о-хараи) души, присутствующей внутри каждого человека, предмета, животного, явления природы и т. д. Небесные ками часто пребывают в буйном (арамитама) состоянии, и, чтобы умилостивить их, человек должен совершить индивидуальную молитву (норито) и приношение (синсэн) или осуществить общественное служение с привлечением священнослужителя (каннуси) в виде праздника (мацури) с музыкой (гагаку), театром (но, кабуки, кёгэн) и спортивными состязаниями (сумо, стрельба из лука на скаку – ябусамэ).
«Тело божества» (синтай) представляет собой символ святости и объект поклонения. Наиболее распространённым воплощением «божественной силы» является камень. Для поклонения «синтай» строятся святилища – «дзиндзя», или «дзингу», число которых в Японии превышает 80 тыс. Они посвящаются одному божеству или нескольким. Например, Ясукуни-дзиндзя считается вместилищем душ всех японских солдат, погибших в войнах. Особо почитаются божество солнца Аматэрасу, риса – Инари, моря – Сува, гора Фудзи и др. Главным синтоистским храмовым комплексом является Исэ-Дзингу (конец 7 в.). Исэ – святилище Аматэрасу, где отправляется её культ как верховного божества и божества – прародителя императорского дома, а через него и всех японцев.
Взаимодействие с буддизмом и конфуцианством
В эпоху Яёи (2–3 вв.) синтоизм существовал как комплекс магических практик. С 6 в. на него существенное влияние начал оказывать буддизм. В 8–12 вв. (эпоха Хэйан) с появлением буддийских школ тэндай и сингон возникают различные синто-буддийские синкретические учения, основывающиеся на идее «хондзи суйдзяку», где божества ками понимались как временные воплощения будд и бодхисаттв. В этот период каждому ками была найдена буддийская параллель: Аматэрасу – будда Вайрочана (япон. Дайнити); Кумано – будда Амида и т. д., появились общие храмы.
В 13–15 вв. (эпохи Камакура, Намбокутё, Муромати) с усилением в государстве роли самураев и возвышением различных родов и кланов, распадом традиционных общин и снижением императорского авторитета влияние буддизма растёт, а синтоизма – падает. В то же время, после того как в 1274 и 1281 гг. Япония чудом избежала монгольского вторжения, спасённая «божественным ветром» (камикадзе) – тайфуном, рассеявшим флот завоевателей, начинает формироваться концепция Японии – «страны богов» (синкоку). В «Исэ нисё котайдзингу синмэй хисё» («Тайные записи об именах богов двух императорских великих храмов в Исэ») последователи школы Исэ (Ватараи) утверждали, что будда Дайнити и божества в Исэ имеют один «дух»; божества ками единосущны буддам и потому равноценны им. Представитель этой школы Китабатакэ Тикафуса (1293–1354) в трактате «Дзинно сётоки» («Записи об истинном престолонаследии божественных владык») писал, что предметом истинного почитания должно являться само японское государство как избранная земля богов и император как земное божество. Ёсида Канэтомо (1435–1511), основатель школы «Юиицу согэн синто» («Урабэ синто», «Единственное изначальное синто»), пошёл дальше и заявил, что синтоизм является источником и буддизма, и даосизма, и конфуцианства, поскольку последние созданы людьми в рамках «этого мира», а «путь богов» восходит к предвечной эре.
В 17–18 вв. (эпоха Токугава, или Эдо) происходит переосмысление синтоизма в духе неоконфуцианства (в интерпретации Чжу Си) с его наукой о добронравии, сыновней почтительности (сяо ти), уважении к старшим и государственной власти. Хаяси Радзан (1583–1657) и его учитель Фудзивара Сэйка (1561–1619) утверждали, что синтоизм – это японский вариант конфуцианства, а первое божество ками есть «основополагающий принцип ри» (кит. ли), определяющий существо вселенной, вещей и существ. В учении «Ёсикава синто» Ёсикавы Корэтару (1616–1694) присутствие «принципа ри» в сердце становится метафизическим обоснованием представления о единстве человеческой души тама и богов ками. Синтоизм в его интерпретации – путь реализации этого единства до состояния «первичного хаоса контон» (тождественного Великому Пределу «тай цзи» конфуцианцев). Ямадзаки Ансай (1618–1682) в рамках «Суйко синто» формулирует принцип тождественности пути богов синтоизма и «императорского пути» (поскольку предком императора является Аматэрасу), который и есть истинный путь Японии. «Благоговейное почтение» (цуцусими) к императору составляет главный моральный долг японского подданного.
Синтоизм как религиозная система
Формирование синтоизма в стройную религиозную систему с собственной священной историей, преданием, ритуалом и моральными заповедями произошло благодаря трудам Мотоори Норинаги и Хираты Ацутанэ, создавшим «Фукко синто» («Возрождённое синто») на основе тщательного изучения и комментирования «Кодзики». Хирата Ацутанэ провозгласил Японию главной страной на всём земном шаре, утверждая, что её боги стали прообразами богов всех мировых религий.
К 19 в. в рамках синтоизма уже существовали многочисленные школы (кё). Мэйдзи исин выдвинула синтоизм в авангард идеологического противостояния Японии и остального мира. Сформулированная в Конституции 1889 г. доктрина кокутай утверждала, что японская государственность, имеющая божественное происхождение, носит уникальный и неповторимый характер, а лояльность и сыновняя почтительность японских подданных не сравнима ни с чем в мире. Таким образом, переосмысленный в духе конфуцианства синтоизм стал основой националистической идеологии «государственного синто», оправдывающего действия императора во Второй мировой войне. После поражения Японии император в обращении к нации 1 января 1946 г. отказался от своей «божественной» природы, избранности и от особой миссии японской нации, что знаменовало отделение синтоизма от государства и утрату им былого значения.
Ныне к последователям синтоизма причисляют себя более 100 млн японцев. Существует Ассоциация синтоистских святилищ (Дзиндзя хонтё), объединяющая более 80 % всех храмов Японии и 22 тыс. священнослужителей. Ассоциация входит в Религиозную лигу Японии (Нихон сюкё рэммэй), издаёт еженедельник «Новости синто» («Дзиндзя синто»), курирует Университет Кокугакуин в Токио.