Медичи
Ме́дичи (Medici), знатный итальянский род, правивший во Флоренции в 1434–1743 гг. (с перерывами в 1494–1512, 1527–1530). По преданию, Медичи переселились во Флоренцию из тосканского городка Муджелло. Первое упоминание о роде во флорентийских документах относится к 1221 г. Разбогатели торговлей и ростовщичеством. Активную роль в политической жизни Флоренции играли со 2-й половины 14 в., опирались на поддержку народных низов [Сальвестро Медичи (около 1331 – 1388) имел отношение к восстанию чомпи, 1378]. Основателем династии Медичи считается Джованни ди Биччи (1360–1429), который, став финансистом римского двора, значительно укрепил экономическое могущество и влияние своей семьи. Он субсидировал строительство Оспедале-дельи-Инноченти (итал. Ospedale degli Innocenti – Приют невинных) и церкви Сан-Лоренцо, положив начало широкой меценатской деятельности Медичи.
История семьи Медичи
Сын Джованни ди Биччи – Козимо, прозванный Старым (1389–1464), – одержал победу в борьбе за власть с олигархической группировкой Альбицци – Уццано и в 1434 г., после годичного изгнания в Венецию, с триумфом возвратился во Флоренцию. С этого времени и до конца своих дней он являлся фактическим правителем государства, не принимая никакого титула и не меняя республиканских форм государственного устройства. Основой политического могущества Козимо Старого было его личное состояние, позволявшее ему выступать кредитором короля Англии, герцогов Бургундского и Миланского, римских пап и других государей Италии и Европы. Сохранение его власти обеспечивал жёсткий контроль над выборами, не допускавший преобладания в государственных институтах его политических противников. Как государственный деятель он проявлял заботу о развитии земледелия в окру́ге Флоренции, поощрял шелкопрядильное производство, торговлю, судоходство. Расширил владения Флоренции за счёт присоединения некоторых соседних территорий. Характерной чертой правления Козимо Старого и наследовавших ему Медичи являлось покровительство гуманистам и людям искусства. Он собирал художественные произведения и книги. Оказывал поддержку известным гуманистам – Н. Никколи, Л. Бруни, П. Браччолини, Л. Б. Альберти, К. Ландино, обеспечивал заказы художнику Филиппо Липпи, архитектору Микелоццо ди Бартоломео, помогал скульпторам – Донателло, Л. Гиберти, Л. делла Роббиа. Поощрял М. Фичино к исследованию древнейшей богословско-филосовской мысли, способствовал складыванию вокруг него гуманистического кружка, получившего широкую известность под названием «Платоновская академия». Посмертно удостоен от сограждан почётного титула «отец отечества».
С именем внука Козимо Старого – Лоренцо, прозванного Великолепным (1449–1492, правил с 1469), – связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции. Сын и преемник Л. Медичи – Пьеро (1472–1503, правил с 1492; в 1494 изгнан народом, недовольным усилением финансового гнёта). Власть Медичи во Флоренции была окончательно восстановлена в 1530 г. В 1532 г. император Карл V пожаловал герцогский титул внуку Пьеро – Алессандро (1510–1537). После убийства последнего в 1537 г. во главе государства встал герцог Козимо I (1519–1574), представитель другой линии Медичи, ведущей своё происхождение от Лоренцо (1394–1440), младшего брата Козимо Старого. В 1569 г. Козимо I получил от папы Римского титул великого герцога Тосканского. Модернизировал систему государственного управления, проводил меркантилистскую политику, покровительствовал торговле, развитию мануфактур и сельскому хозяйству. Посредством фискальных мер собрал значительные средства на строительство флота и ведение завоевательной войны. В результате военной кампании 1554–1555 гг. присоединил к своим владениям Сиену. Покровительствовал наукам и искусству. Поддержкой Козимо I пользовались Флорентийская академия, Пизанской университет, художники, зодчие, гуманисты (Дж. Вазари, А. Бронзино, Б. Варки и др.). Политику Козимо I продолжили его сыновья Франческо I (1574–1587), поощрявший занятия естественными науками и основавший Академию делла Круска, и Фернандо I (Фердинанд I; 1587–1609), с именем которого связано учреждение музея Уффици, строительство порта в Ливорно и проведение больших мелиорационных работ в Тоскане.
В 17 в. возглавляемое Медичи государство начало приходить в упадок (несмотря на это, их семейство по-прежнему поддерживало людей науки и искусства, в частности Г. Галилея, который назвал открытые им четыре спутника Юпитера «медицейскими звездами»). Последний представитель правящей династии по мужской линии – Джан Гастоне (1723–1737) – был бездетен, со смертью его сестры, Анны Марии Луизы, в 1743 г. владетельная линия дома Медичи пресеклась.
Два представителя рода флорентийских Медичи избирались папами: сын Лоренцо Великолепного – Джованни, под именем Льва X, и племянник Лоренцо Великолепного – Джулио, под именем Климента VII. К роду Медичи принадлежали также французские королевы Екатерина Медичи и Мария Медичи.
Главные представители дома Медичи
Джованни ди Биччи (1360–1429); Козимо Старый (1389–1464), сын Джованни ди Биччи, правил с 1434 г.; Пьеро Подагрик (1416–1469), сын Козимо Старого, правил с 1464 г.; Лоренцо Великолепный (1449–1492), сын Пьеро Подагрика, правил с 1469 г.; Пьеро (1472–1503), сын Лоренцо Великолепного, правил с 1492 г., в 1494 г. изгнан народом; Джованни (1475–1521), брат Пьеро, с 1513 г. папа Римский (Лев Х); Джулиано (1479–1516), брат Джованни, правил в 1512–1513 гг.; Лоренцо (1492–1519), сын Пьеро, правил с 1513 г.; Екатерина (1519–1589), дочь Лоренцо, стала в 1547 г. французской королевой (будучи женой Генриха II); Джулио (1478–1534), племянник Лоренцо Великолепного, с 1523 г. папа Римский (Климент VII); Ипполито (1511–1535), сын Джулиано, правил с 1524 г., изгнан из города в 1527 г.; Алессандро (1510–1537), правил с 1530 г.
Главные представители боковой линии
Козимо I (1519–1574), герцог Флоренции с 1537 г., великий герцог Тосканский с 1569 г.; его сыновья – Франческо I (1541–1587), великий герцог Тосканский с 1574 г., и Фернандо I (Фердинанд I) (1549–1609), великий герцог Тосканский с 1587 г.; Козимо II (1590–1621), сын Фернандо I, великий герцог Тосканский с 1609 г.; Джан Гастоне (1723–1737), правнук Козимо II. К боковой линии Медичи принадлежала королева Франции (жена Генриха IV) Мария (1575–1642), внучка Козимо I.
Семья Медичи и художественная культура Италии
Представители династии Медичи оказывали сильное влияние на развитие искусства и культуры Италии на протяжении около трёх столетий; медичейский патронаж позволяет проследить эволюцию форм меценатства в Европе 15–17 вв.
Первые представители семейства Медичи в 1-й половине 15 в. действовали в рамках позднесредневековых традиций. Движимые благочестием и гражданским долгом, они финансировали общественные работы по украшению важных для коммуны памятников, а также церквей и монастырей, проявляя при этом исключительный индивидуальный вкус в выборе художников и проектов. Джованни ди Биччи входил в жюри знаменитого конкурса 1401 г. на создание бронзовых врат флорентийского баптистерия, финансировал строительство Воспитательного дома (архитектор Ф. Брунеллески), в церкви Сан-Лоренцо основал семейную погребальную капеллу (Старая сакристия, архитектор Брунеллески, скульптурный декор Донателло), следил за возведением надгробия Бальдассаре Коссы (антипапы Иоанна XXIII) во флорентийском баптистерии (авторы – Донателло и Микелоццо).
Для его сына Козимо Старого подобная деятельность была одним из способов искупить грех ростовщичества, во многом способствовавшего процветанию династии Медичи. Козимо придал меценатству новый, поистине ренессансный масштаб. Он тратил огромные суммы на большие архитектурные начинания, среди них: во Флоренции – перестройка монастыря Сан-Марко (для которого также собрал ценную библиотеку), Палаццо Медичи, скульптурный декор Старой сакристии в церкви Сан-Лоренцо, вилла в Кареджи, монастырь Бадия во Фьезоле.
Гуманистически образованный человек, Козимо хорошо разбирался в архитектуре и искусстве, интересовался Античностью и обращался к лучшим флорентийским архитекторам и художникам своего времени: Микелоццо, Донателло, П. Уччелло, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, Дезидерио да Сеттиньяно.
Сыновья Козимо Старого – Джованни и Пьеро, не имея средств для финансирования крупных архитектурных проектов, проявляли интерес к собственно коллекционированию, основанному на индивидуальных пристрастиях (их портретные бюсты в античных одеждах были выполнены Мино да Фьезоле в 1450-х гг.). Джованни собирал монеты, статуи и манускрипты; построенная по его заказу Вилла Медичи во Фьезоле соответствует описаниям древней тосканской виллы у Плиния Младшего. У Дезидерио да Сеттиньяно были заказаны 12 рельефов с изображениями цезарей для украшения Палаццо Медичи. Через отделение медичейского банка в Брюгге Джованни заказывал нидерландскую живопись и шпалеры. Пьеро под влиянием дворов Северной Италии (в первую очередь Эсте в Ферраре) проявлял вкус к богато декорированным и полихромным поверхностям, интересовался геральдикой. В его студиоло (не сохранилось) пол и свод были покрыты майоликой, на своде располагались также 12 майоликовых медальонов с изображениями «Трудов Месяцев» (работы Л. делла Роббиа). Он коллекционировал античные геммы, также манускрипты, шпалеры, предметы мебели и обстановки, декоративно-прикладного искусства, серебро, ювелирные украшения, турнирные доспехи и пр. Росписи Б. Гоццоли (1459–1462) в капелле Медичи во флорентийском дворце как нельзя лучше соответствовали его художественным пристрастиям.
В последней трети 15 в. отношения патронов и художников становились более личными, тесными и непосредственными. Пример разностороннего и дальновидного мецената являет собой Лоренцо Великолепный. Представитель младшей ветви семейства Лоренцо ди Пьерфранческо покровительствовал А. Полициано и С. Боттичелли, которому заказал картины на мифологические сюжеты («Паллада и кентавр», «Весна» и др.), работы на виллах в Треббио и Кафаджоло, иллюстрации к изданию «Божественной комедии» Данте.
Он посоветовал молодому Микеланджело выдать созданную им статую «Спящий купидон» за античное произведение; c его рекомендательным письмом Микеланджело уехал в Рим (1496). Он же основал керамическое производство, которое позднее было перенесено в Кафаджоло.
Вышедшие из рода Медичи папы Лев Х и Климент VII внесли немалый вклад в развитие стиля Высокого Возрождения в Риме и его утверждение во Флоренции. Новый статус позволил им обратиться к масштабным публичным проектам, в т. ч. к архитектурным и градостроительным. Лев Х покровительствовал литераторам П. Бембо, Ф. Гвиччардини, Б. Кастильоне, Я. Саннадзаро, М. Дж. Вида. Продолжил начатое папой Юлием II украшение Ватикана: финансировал работы Рафаэля и его мастерской (росписи Ватиканских станц и лоджий, картоны для шпалер Сикстинской капеллы, портреты); в 1515 г. создал должность хранителя римских древностей (Romanarum Antiquitatum Praes) для наблюдения за раскопками и сохранения античных древностей, на которую был назначен Рафаэль. Оба папы инициировали градостроительные преобразования в Риме: расширение улиц, строительство новых церквей и дворцов, при них был сформирован знаменитый «трезубец» улиц Корсо, Рипетта и Бабуино, сходящихся на площади Пьяцца-дель-Пополо, продолжилось строительство собора Святого Петра. Климент VII выступил заказчиком фрески «Страшный суд» Микеланджело (в Сикстинской капелле), римской Виллы Мадама – Рафаэлю, многочисленных статуй – Б. Бандинелли.
Во Флоренции папы уделяли внимание объектам, традиционно находившимся под покровительством Медичи: по заказу Льва Х Микеланджело начал в 1519 г. возведение усыпальницы Медичи (капелла Медичи) в Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо и создал проект фасада этой церкви (не осуществлён); для него была перестроена вилла в Поджо-а-Каяно, в интерьерах которой появились росписи А. дель Сарто, Я. Понтормо, Франчабиджо. При Клименте VII было начато строительство библиотеки Лауренциана.При дворе великого герцога Тосканского Козимо I искусство и архитектура стали эффективными инструментами реализации династических амбиций. Чтобы подчеркнуть преемственность со своими предками 15 в., Козимо I отреставрировал дворец Медичи, поддерживал библиотеку Лауренциана, заказал Дж. Вазари портрет Лоренцо Великолепного.
В перестроенном Бандинелли Палаццо делла-Синьория (Палаццо Веккьо), на некоторое время ставшем резиденцией великого герцога, Вазари и Ф. Сальвиати создали фрески, прославляющие род Медичи, и, в частности, самого Козимо I. На 2-м этаже построенного по его заказу здания Уффици Козимо разместил художественные коллекции Медичи, заложив тем самым основы будущего музея. Для украшения Флоренции, которая должна отражать его собственное величие, Козимо I заказал целый ряд скульптурных произведений: «Фонтан Нептуна» Б. Амманати, «Персей с головой Медузы» Б. Челлини и др. Козимо I считался главой и покровителем Академии рисунка во Флоренции, входившие в неё художники работали по заказам герцога. Придворные художники Дж. Вазари, А. Бронзино, Б. Челлини, Пьерино да Винчи создавали парадные портреты; особыми привилегиями пользовался Я. Понтормо. В студиоло в Палаццо Веккьо (Скриттойо-ди-Каллиопе, не сохранилось) Козимо I разместил личную коллекцию бронзовых и мраморных статуэток, редкостей, документов, медалей и миниатюр. Супруга Козимо Элеонора Толедская приобрела бывшее Палаццо Питти, которое было перестроено в стиле маньеризма Б. Амманати и стало резиденцией герцогской семьи, рядом с ней были разбиты сады Боболи (архитектор и скульптор Н. Триболо).
«Коридор Вазари», проходящий над мостом Понте-Веккьо, соединил галерею Уффици с домовой церковью Санта-Феличита и Палаццо Питти. Великие герцоги выступали не только заказчиками произведений искусства, они стремились централизовать и развивать художественную жизнь в городе: при Козимо I Флоренция стала крупным центром создания гемм и медалей, он основал шпалерное производство (Arazzeria Medicea). Под его эгидой проводились раскопки этрусских древностей.
Франческо I увлекался науками, естествоиспытанием, отдавал предпочтения декоративно-прикладным искусствам, многие из которых практиковал лично. Его частные апартаменты в Палаццо Веккьо включали в себя в том числе сокровищницу и студиоло, украшенное в соответствии с программой В. Боргини (посвящённой господству человека над природой благодаря наукам и искусствам) фресками, картинами, мозаиками и статуэтками. Для своей второй жены, Бьянки Капелло, построил виллу в Пратолино (архитектор Б. Буонталенти) с садом, полным террас, гротов, фонтанов, статуй и механических затей. Перевёл городские мастерские декоративно-прикладных искусств в Касино-деи-Медичи, построенное Буонталенти на площади Сан-Марко, уделяя особое внимание мозаикам и инкрустациям из полудрагоценных камней (флорентийская мозаика), для работы с которыми приглашал мастеров из Милана. На основе организованных ими мастерских брат Франческо I – Фернандо I (Фердинанд I) основал в 1588 г. Опифичо-делле-пьетре-дуре (итал. Opificio delle pietre dure – централизованное производство по художественной обработке полудрагоценных камней). Пребывая в сане кардинала, в Риме Фернандо коллекционировал антики, приобрёл виллу на холме Монте-Пинчо (ныне Вилла Медичи), фасад которой украсил античными фрагментами в стукковых обрамлениях; на вилле располагалась выдающаяся коллекция античной пластики (в том числе «Венера Медичи», «Борцы», «Ниобиды» и «Спинарио»). Став великим герцогом Тосканским, превратил конный монумент в самый распространённый тип городского памятника, установив свои статуи (скульптор Джамболонья и его мастерская) во Флоренции и зависимых от неё Пизе, Ливорно и Ареццо, статую Козимо I – во Флоренции.
Начал возведение мавзолея Великих герцогов (пристроен к церкви Сан-Лоренцо) – капеллы деи-Принчипи (1604, архитектор М. Ниджетти по проекту Дона Джованни де Медичи), богато украшенной внутри облицовкой из полудрагоценных камней. При дворе его сына, Козимо II, работал Ж. Калло.
Представители семейства Медичи в 17 в. покровительствовали театру, по традиции оказывали поддержку флорентийским художникам, коллекционировали современную живопись, как итальянскую, так и североевропейскую. При флорентийском дворе работали А. Маньяско, С. Роза и другие художники. Традиции семьи Медичи (меценатство, коллекционирование) продолжила Екатерина Медичи, будучи королевой Франции.
У Медичи служили музыканты – Дж. Каччини (принят ко двору Козимо I в середине 1560-х гг., в 1579 стал придворным певцом) и Я. Пери (служил с 1588 при дворе Фердинанда I), авторы одной из первых в истории оперы «Эвридика» (написана по случаю свадьбы Марии Медичи и Генриха IV, поставлена в 1600 в Палаццо Питти).