Франция. История. Третья республика
Тре́тья респу́блика, период в истории Франции с 4 сентября 1870 г. по 10 июля 1940 г.
В ходе революции 4 сентября 1870 г., упразднившей Вторую империю, была провозглашена республика и создано правительство Национальной обороны. В это время продолжалась франко-германская война 1870–1871 гг., германские войска окружили Париж и 19 сентября начали осаду столицы, отделив её от всей остальной страны. В феврале 1871 г. в Бордо в условиях оккупации Франции состоялись выборы в Национальное собрание, большинство мест в котором досталось монархистам. Оно избрало «главой исполнительной власти» орлеаниста А. Тьера, который видел свою задачу в скорейшем заключении мира с Пруссией. Прелиминарный мирный договор был подписан 26 февраля 1871 г. в Версале, 3 марта его утвердило Национальное собрание. После неудачной попытки 18 марта 1871 г. разоружить парижскую Национальную гвардию (орган самообороны граждан) в столице было провозглашено создание Парижской коммуны 1871 г. Коммуна не подчинялась правительству, бежавшему в Версаль, создала собственные органы власти, провела в Париже социальные реформы. Она продержалась 72 дня и была жестоко подавлена версальскими войсками. 10 мая 1871 г. во Франкфурте-на-Майне был подписан окончательный мирный договор Франции с уже объединённой Германией. Франция лишалась всего Эльзаса и большой части Лотарингии и должна была выплатить Германии контрибуцию в 5 млрд франков.
Вплоть до 1875 г. в Национальном собрании шли дебаты по поводу будущего государственного устройства страны. Сторонники республиканского строя окончательно победили лишь в 1875 г., когда Национальное собрание приняло три конституционных закона: о президенте республики, Палате депутатов и Сенате. Они вошли в историю Франции под названием конституции 1875 г. Главой исполнительной власти в стране становился президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя кабинета министров, представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, обладал правом помилования. Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата – Палата депутатов – избиралась на всеобщих выборах сроком на 4 года, верхняя – Сенат – специальными коллегиями выборщиков на 9 лет с переизбранием трети её состава каждые 3 года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. Обе палаты занимались рассмотрением и принятием законов и утверждением бюджета. На конгрессе – совместном заседании обеих палат – депутаты и сенаторы избирали президента республики сроком на 7 лет. Центром политической жизни Франции стала Палата депутатов. Политические течения, располагавшие большинством мест в палате, формировали правительство, которое проводило конкретную внутреннюю и внешнюю политику и несло за неё ответственность перед парламентом. Кабинет обязан был уходить в отставку, если того требовало более половины депутатов. Так во Франции окончательно сложился республиканский режим парламентского типа правления – Третья республика.
Во 2-й половине 1870-х гг. борьба между монархистами (легитимистами и орлеанистами) и республиканцами продолжилась. Республиканцы окончательно утвердились у власти лишь в конце 1870-х гг., когда они получили большинство в обеих палатах, а президентом республики в 1879 г. был избран республиканец Ж. Греви. Правительственные институты вернулись из Версаля в Париж, были установлены основные символы республики. Главным национальным праздником был провозглашён день взятия Бастилии 14 июля, а государственным гимном – «Марсельеза».
В конце 19 в. у власти во Франции стояли республиканские кабинеты, проводившие прогрессивные реформы. В 1880 г. была объявлена политическая амнистия для коммунаров, в 1881 г. утверждены законы о свободе собраний и печати и бесплатном начальном образовании, в 1884 г. окончательно были разрешены развод и создание профессиональных союзов, в 1889 г. – установлен трёхлетний срок военной службы. В 1895 г. во Франции была создана первая профсоюзная организация – Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). Общественно-политическую жизнь Франции последней четверти 19 в. сотрясала серия громких событий – буланжизм, «Панама», дело Дрейфуса. К концу 19 в. в основном завершилось формирование Французской колониальной империи. Во внешней политике чётко обозначились противоречия Франции со складывающимся Тройственным союзом 1882 г., что привело к сближению Франции с Россией.
Начало 20 в. стало для страны временем образования больших политических партий и создания классической французской многопартийной системы. На правом фланге умеренные республиканцы основали в 1901 г. Демократический альянс и в 1903 г. Республиканскую федерацию. В 1901 г. была создана более левая Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов. Самый левый фланг представляла основанная в 1905 г. Французская социалистическая партия, до 1969 г. носившая название «Французская секция Рабочего интернационала» (СФИО).
В 1902–1914 гг. у власти стояли главным образом кабинеты, возглавляемые радикалами. В период их правления проводились социально-экономические реформы, в частности был установлен еженедельный отдых для рабочих, введены пособия для пострадавших от несчастных случаев на производстве и первые пенсии по старости для мужчин, достигших 70 лет. В 1905 г. радикалы приняли закон об отделении церкви от государства. Дипломатические отношения с Ватиканом были разорваны. В начале 20 в. Франция переживала промышленный подъём, однако оставалась аграрно-индустриальной державой. Во внешней политике нарастали противоречия страны с Германией и Австро-Венгрией и началось сближение с Великобританией. В 1904 г. подписано англо-французское соглашение, в 1907 г. – русско-английское, в противовес Тройственному союзу была создана Антанта.
Во французской общественно-политической жизни царил дух милитаризма, национализма, патриотизма и реваншизма за поражение во франко-германской войне 1870–1871 гг. Страна усиленно наращивала военный потенциал. После увеличения почти вдвое сухопутной армии и образования дополнительных артиллерийских корпусов были расширены военно-морские силы и принято решение о создании военной авиации. Франция укрепляла свои связи с союзниками по Антанте. С 1913 г. стало постоянным военное сотрудничество с Великобританией. Стороны проводили совместные манёвры и консультации генеральных штабов. Тесные контакты поддерживались и с Россией. Р. Пуанкаре в 1912–1914 гг. дважды побывал в Санкт-Петербурге, сначала в качестве председателя кабинета министров, а затем президента республики. Против реваншизма выступала только часть социалистов. Лидер СФИО Ж. Жорес из-за его пацифистских убеждений был убит в Париже 31 июля 1914 г.
Франция в Первой мировой войне
3 августа 1914 г. Франция вступила в Первую мировую войну 1914–1918 гг. на стороне Антанты. На страну легла основная тяжесть ведения военных действий против Германии на Западном фронте. Президент Франции Р. Пуанкаре в самом начале войны призвал страну к «священному единению» против врага, это поддержали все политические силы Франции. В кабинет «независимого социалиста» Р. Вивиани, состоявший главным образом из представителей Демократического альянса и радикалов, вошли социалисты Ж. Гед и А. Тома, а также председатель ВКТ Л. Жуо. В стране был введён закон об осадном положении, согласно которому военные власти отвечали за поддержание порядка. Экономика Франции была поставлена на рельсы государственного регулирования, вся промышленность работала исключительно на военные цели (обеспечение фронта оружием, снаряжением, продовольствием). Французская армия нанесла поражение германским войскам в битве на реке Марна в сентябре 1914 г. и в ходе Верденской операции 1916 г.
После тяжёлого поражения в битве в Нуайонском выступе в апреле 1917 г. в войсках начались брожения и даже призывы к мятежу. В то же время недовольство затянувшейся войной стало нарастать и в правящих кругах. Часть социалистов и радикалов выступили за компромиссный мир с Германией. В сентябре 1917 г. социалисты покинули правительство, что завершило политику «священного единения». Пораженческие настроения прекратились после того, как в ноябре 1917 г. пост председателя кабинета министров занял Ж. Клемансо, который свою единственную задачу видел в победе над врагом. Сторонник Клемансо генерал Ф. Фош был назначен главнокомандующим войсками Антанты на Западном фронте. В 1918 г. объединённые англо-французские войска добились решающего преимущества над врагом, Германия была вынуждена подписать 11 ноября 1918 г. Компьенское перемирие. Победу Франции закрепил Версальский мирный договор 1919 г.
Межвоенный период
После окончания войны и «великих стачек» 1919 и 1920 гг. правительство Клемансо приняло ряд трудовых законов (о 8-часовом рабочем дне, о праве профсоюзов заключать коллективные договоры с предпринимателями и др.). Важным направлением внешней политики Клемансо была борьба против Советской России, он стал одним из инициаторов иностранной военной интервенции в России в 1918–1922 гг.
В 1919–1939 гг. в стране менялись коалиционные правительства как правого, так и левого толка. Правые кабинеты Национального блока (1919–1924) вели борьбу с «социальными беспорядками», приняв ряд жёстких мер против рабочего и профсоюзного движения. В мае 1920 г. началась всеобщая забастовка на железных дорогах, по распоряжению правительства А. Мильерана были арестованы многие профсоюзные деятели, а почти 20 тыс. железнодорожников уволены с работы. Государственным служащим запретили вступать в профсоюзы и участвовать в забастовках. Большая часть предпринимателей при негласной поддержке кабинета министров не выполняла законы о праве профсоюзов заключать коллективные договоры с работодателями и о 8-часовом рабочем дне, принятые правительством Ж. Клемансо. В 1920 г. была образована Французская коммунистическая партия (ФКП).
Во внешней политике правительства Национального блока продолжали курс борьбы против Советской России, а также придерживались строгого соблюдения Версальского договора 1919 г. По этой причине, когда летом 1922 г. Германия, ссылаясь на тяжёлое финансовое положение, запросила отсрочки по репарационным платежам, кабинет Пуанкаре в соответствии с Версальским договором осуществил оккупацию Рура в 1923 г. Кабинет А. Бриана восстановил разорванные в 1905 г. дипломатические отношения с Ватиканом (1921). 11 ноября 1920 г., в годовщину Компьенского перемирия, в Париже под Триумфальной аркой на Елисейских Полях захоронили останки неизвестного солдата, доставленные с поля битвы под Верденом. Через 3 года над могилой был зажжён Вечный огонь. В 1921 г. правительство приняло закон о праздновании дня победы и памяти павших – 11 ноября, в 1922 г. этот день был внесён в календарь государственных праздников.
В 1924–1926 гг. во Франции у власти стояли правительства Левого блока, в который входили радикалы и социалисты. Первый кабинет блока, возглавляемый Э. Эррио, принял законы об ограничении ночного женского и детского труда, о предоставлении права государственным служащим создания профессиональных союзов. В муниципальных и кантональных выборах впервые во Франции разрешили участвовать женщинам. Во внешней политике требование жёсткого выполнения Версальского договора сменилось пацифистской линией по отношению к Германии. Основные принципы своей внешней политики Эррио заключил в лозунге «Арбитраж, безопасность, разоружение». Он предложил решать все спорные международные проблемы путём арбитража. В октябре 1924 г. Франция официально признала СССР. Кабинеты Левого блока вели колониальные войны в Марокко и Сирии.
На смену Левому блоку в 1926 г. пришла правая коалиция «Национальное единение», продержавшаяся у власти вплоть до 1932 г. Первый кабинет коалиции возглавил Р. Пуанкаре. Во время его правления французская экономика вступила в период стабилизации. С 1924 по 1930 гг. по темпам промышленного развития (рост составил в среднем 5 % в год) Франция опережала Великобританию и Германию. Этому во многом способствовало возвращение Эльзаса и Лотарингии, восстановление разрушенных войной районов и получение немецких репараций. В 1926 г. доходы государства впервые за военное и послевоенное время превысили расходы. С 1926 по 1929 гг. государственный бюджет был профицитным. Опираясь на экономический подъём и рост бюджетных доходов, кабинет Пуанкаре сумел стабилизировать национальную валюту, франк. Большое внимание уделялось социальному законодательству. В 1926 г. во Франции впервые были введены пособия для безработных. В 1928 г. вступил в действие закон, предоставляющий пенсии по старости низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих, а также пособия по болезни, инвалидности, беременности. Правительства «Национального единения» стремились проводить миролюбивую политику по отношению к Германии, ставшей в 1926 г. членом Лиги Наций. Франция согласилась на сокращение репараций и в 1930 г. вывела свои войска с левого берега Рейна.
В 1932–1934 гг. у власти опять стояла коалиция левых партий, получившая название «Второе издание» Левого блока. Её первый кабинет возглавил Э. Эррио. Его правительству пришлось посвятить себя борьбе с тяжёлым мировым экономическим кризисом. Правительство пошло по пути сокращения жалованья и пенсий государственным служащим, повышения налогов (подоходного, на движимое имущество, на биржевые операции, почтовые тарифы) и выпуска различных займов. Крупным предприятиям общественного пользования кабинет предоставил кредиты и государственные заказы, обеспечил налоговые и таможенные льготы. Были приняты меры по ограничению сельскохозяйственного производства. Важнейшим направлением внешней политики Франции оставалось урегулирование отношений с Германией. Сразу после наступления мирового экономического кризиса немецкое правительство отказалось от выплаты репараций, а также начало выдвигать требование «равенства прав» в области вооружений. Сначала Франция пыталась противодействовать таким притязаниям. Однако вскоре под давлением США и Великобритании ей пришлось изменить свою позицию. Эррио стремился к налаживанию отношений с СССР. В 1932 г. был подписан советско-французский пакт о ненападении.
«Второе издание» Левого блока сменила 2-я коалиция «Национального единения» (1934–1936). Основным направлением её внутренней политики оставалась борьба с экономическим кризисом. Кабинеты коалиции требовали от парламента предоставления им на определённый срок чрезвычайных полномочий в финансово-экономической области. Палата депутатов дала правительству право принимать меры по сокращению бюджетного дефицита путём декретов-законов, правительственных распоряжений, имевших силу законов и подлежащих одобрению парламентом впоследствии. В результате кабинеты объявили об увольнении части рабочих и служащих, а оставшимся сократили заработную плату.
Главной внешнеполитической проблемой страны по-прежнему были отношения со стремящейся к реваншу Германией. Официальная военная доктрина Франции была оборонительной, вдоль границы с Германией страна возвела фортификационную «линию Мажино». Французская дипломатия также направляла свои усилия на обеспечение безопасности страны. Министр иностранных дел Франции Л. Барту выступил инициатором заключения т. н. «Восточного пакта», гарантирующего безопасность Франции, Германии, СССР, Польши, Чехословакии, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Однако из-за отказа от участия в нём Германии и Польши не был осуществлён. После чего Барту перешёл к тактике заключения двусторонних пактов. Он ратовал за соглашение Франции с Италией, которое, на его взгляд, могло бы способствовать ограничению и сдерживанию агрессивных планов Германии в Балкано-Дунайском регионе, и с СССР, принятым по предложению Барту в 1934 г. в Лигу Наций. В результате Франция в 1935 г. заключила Римский пакт с Италией и советско-французский договор о взаимной помощи.
К середине 1930-х гг. в стране активизировались крайне правые, профашистские организации (лиги), самыми крупными из которых были «Французское действие» и «Боевые кресты». В феврале 1934 г. крайне правые силы предприняли попытку мятежа. Против угрозы фашизма сплотились все левые силы страны. В 1934 г. ФКП и СФИО заключили пакт о единстве действий перед лицом общей опасности. В 1935 г. к ним присоединились радикалы. Был создан партийный блок Народный фронт, победивший на парламентских выборах 1936 г. Его поддержали многие деятели французской науки и культуры. Первое правительство Народного фронта возглавил социалист Л. Блюм.
В 1-й половине июня 1936 г. в резиденции председателя кабинета министров, Матиньонском дворце, прошли переговоры между ВКТ и Всеобщей конфедерацией предпринимателей, завершившиеся подписанием Матиньонских соглашений. Согласно договорённостям, заработная плата повышалась по убывающей шкале, начиная с 15 % для самой низкой заработной платы и заканчивая 7 % – для самой высокой. Коллективные договоры становились обязательными для всех предприятий, где этого требовали профсоюзы. В течение лета 1936 г. кабинет Л. Блюма подготовил и провёл через Палату депутатов более 100 законов. Правительство запретило деятельность фашистских военизированных организаций (лиг). Рабочая неделя на предприятиях сокращалась с 48 до 40 ч без уменьшения заработной платы. Каждому сотруднику, проработавшему на предприятии не менее одного года, гарантировался двухнедельный оплачиваемый отпуск. Были увеличены пенсии бывшим фронтовикам, отменены чрезвычайные декреты, направленные против государственных служащих. Для безработных были организованы общественные работы. Кабинет ввёл отсрочку платежей по долгам в промышленности, торговле и сельском хозяйстве. Срок обязательного обучения продлевался до 14 лет, выделялись дополнительные ассигнования на развитие науки, культуры и образования. Законодательство Народного фронта в области банков и промышленности явилось первым во Франции большим вмешательством государства в экономику страны. Реформа Французского банка поставила его деятельность под контроль государства. Правительство Блюма объявило о частичной национализации новых отраслей военной промышленности (авиации, танкостроения), полностью национализировало железные дороги и угольные шахты. Во внешней политике в целом Франция встала на путь единства действий с Великобританией. Кабинет Блюма следовал курсу невмешательства в Гражданскую войну в Испании 1936–1939 гг. и умиротворения агрессоров. Накануне Второй мировой войны 1939–1945 гг. Франция подписала Мюнхенское соглашение 1938 г., была участницей безуспешных Московских переговоров 1939 г. и осудила пакт Молотова – Риббентропа.
Франция во Второй мировой войне
3 сентября 1939 г. Франция вместе с Великобританией объявила войну Германии, напавшей на французского союзника – Польшу. Однако ни Великобритания, ни Франция не проявляли военной инициативы на Западном фронте, поэтому период с сентября 1939 по май 1940 гг. в историографии называется «странной войной». После разгрома французской армии в мае – июне 1940 г. немецкими войсками и вступления в войну против Франции Италии глава французского правительства маршал Ф. Петен заключил с немцами Компьенское перемирие. По его условиям французская армия разоружалась, Франция должна была выплачивать огромные оккупационные платежи. Германия заняла 2/3 страны, включая Париж. Южная часть Франции (т. н. свободная зона) и колонии не подвергались оккупации и контролировались правительством Петена, обосновавшимся в небольшом курортном городке Виши. В июле 1940 г. маршал опубликовал «конституционные акты», фактически отменявшие конституцию Третьей республики. Посты президента республики и председателя кабинета министров упразднялись. Заседания парламента прекращались. Вся полнота исполнительной и законодательной власти передавалась Петену, который объявлялся «главой государства». Практически вся французская экономика была поставлена на службу Германии. К началу 1944 г. 80 % предприятий Франции выполняли немецкие военные заказы, которые оплачивались за счёт оккупационных платежей. Германия вывозила до 3/4 французского сырья и от 50 до 100 % готовой продукции основных отраслей французской промышленности. С 1942 г. широкие масштабы приобрёл вывоз французских рабочих на принудительные работы в Германию. В июне 1940 г. не согласившийся с перемирием генерал Ш. де Голль вылетел на английском военном самолёте в Лондон и создал там организацию «Свободная Франция», переименованную в 1942 г. в «Сражающуюся Францию». Де Голль не признавал режим «Виши» и лишь возглавляемые им самим организации считал представляющими законную французскую власть в изгнании, не покорившуюся врагу и продолжающую борьбу против фашистской Германии на стороне сначала Великобритании, а затем и СССР и США. Он призывал соотечественников присоединиться к нему. Генерал стремился присоединить к «Свободной Франции» французские африканские колонии, чтобы иметь собственную территориальную базу. Он отстаивал национальные и политические интересы Франции перед союзниками, большое значение придавал отношениям с Советским Союзом.
В 1940 г. на территории Франции развернулось Движение Сопротивления, различные группы которого (коммунисты, социалисты, правые) постепенно расширяли свою деятельность. В мае 1943 г. все значительные группы Сопротивления объединились в Национальный совет сопротивления, который признал власть генерала де Голля. После высадки англо-американских войск в Северной Африке в июне 1943 г. в Алжире был сформирован Французский комитет национального освобождения (ФКНО). Он соединил французские силы, базирующиеся в Северной Африке под руководством их «гражданского и военного главнокомандующего» генерала А. Жиро и организации «Сражающаяся Франция». ФКНО был призван осуществлять французскую власть и сражаться на стороне союзников под председательством двух генералов – Жиро и де Голля (с ноября 1943 – единоличным главой ФКНО стал де Голль). В августе 1943 г. ФКНО одновременно признали СССР, Великобритания и США. По инициативе де Голля в алжирской столице была созвана Временная консультативная ассамблея. В неё вошли представители всех организаций Движения Сопротивления от правых до левых, в том числе коммунисты. В июне 1944 г., незадолго до открытия второго фронта, ФКНО был переименован во Временное правительство Французской Республики, которое переехало в столицу страны после освобождения Парижа в августе 1944 г.
В период Временного режима во Франции возродилась деятельность политических партий – левых (ФКП и СФИО, принимавших самое активное участие в Движении Сопротивления), радикалов. Место распавшихся во время войны правых партий (Демократического альянса и Республиканской федерации) заняли образованные в 1944–1945 гг. Народно-республиканское движение и Республиканская партия свободы. Представители всех этих партий входили в состав возглавляемого де Голлем Временного правительства. Оно осуществило в стране целый ряд преобразований. Был принят закон о национализации, в государственный сектор перешли угледобывающая и газовая промышленность, электроэнергетика, морское судоходство, воздушный транспорт, авиапромышленность, автомобильные заводы компании Renault, центральное эмиссионное учреждение – Французский банк, 4 крупнейших депозитных банка (Лионский кредит, Генеральное общество, Национальная учётная контора, Национальный торгово-промышленный банк), сберегательные кассы, страховые компании. В результате реформ во Франции сложился крупный государственный сектор экономики, что, в свою очередь, привело к её государственному регулированию (дирижизму). В январе 1946 г. при Временном правительстве был организован Генеральный комиссариат по планированию, ставший центром составления общенациональных планов экономики и социального развития. Кабинет де Голля провёл ряд серьёзных социально-экономических мероприятий. Были увеличены более чем на 50 % заработная плата и почти на 100 % размеры пенсий и семейных пособий, вновь введены 40-часовая рабочая неделя и оплачиваемые отпуска. Правительство создало единую государственную систему социального страхования, распространявшуюся на всех лиц наёмного труда, кроме занятых в сельском хозяйстве. Она закрепляла за трудящимися права на пенсии по старости (начиная с 65 лет) и по инвалидности, а также на пособия по безработице, болезни, беременности, на рождение и содержание детей. Кабинет де Голля впервые в истории Франции предоставил право голоса на общенациональных выборах женщинам. В течение 1945 г. Временное правительство провело чистку государственного аппарата от вишистов. Почти 40 тыс. коллаборационистов были приговорены к тюремному заключению и 2 тыс. – к смертной казни.
Французские войска участвовали в последних сражениях Второй мировой войны в Европе. Франция вступила в ООН и стала постоянным членом Совета Безопасности ООН. Страна вошла в Репарационную комиссию и в Европейскую консультативную комиссию, призванные обсуждать европейские вопросы, связанные с окончанием военных действий. В декабре 1944 г. де Голль осуществил свой исторический визит в СССР, в результате которого стороны подписали советско-французский договор о союзе и взаимной помощи. Франция получила собственную зону оккупации Германии и была введена в состав Совета министров пяти мировых держав, призванного проводить подготовительную работу по мирному урегулированию в Европе. Представители Франции подписали акты о капитуляции Германии и Японии. Таким образом, страна вернула себе ранг великой державы.