Религиозно-философские школы, направления, движения

Религиозно-философские школы, направления, движения

Религиозно-философские школы, направления, движения

Религиозно-философские школы, направления, движения
Будда Амитабха

Школа Чистой землиШкола Чистой земли

Шко́ла Чи́стой земли́ (цзинту, цзинту-цзун), школа китайского буддизма в русле традиции махаяны, разрабатывает учение о будде Амитабхе и посмертном возрождении в Чистой земле (цзинту, Сукхавати), буддийском аналоге рая. Залогом возрождения служит «изначальный обет» будды Амитабхи, согласно которому все, кто пожелает, будут приняты в его счастливую страну, если только позовут этого будду по имени. Главным действием, ведущим к возрождению, цзинту считает молитвенную практику «памятование о будде» (няньфо) – повторение мантры «Слава будде Амитабхе!» («Намо Амитофо»). Простота этого способа подвижничества дала цзинту широкую популярность в среде мирян; многие монахи, в том числе приверженцы других школ, также применяли няньфо в качестве повседневной практики. Цзинту широко распространилась в Корее, Японии, Вьетнаме, на Тайване. В российских и западных исследованиях цзинту вместе с ее корейскими и китайскими ответвлениями иногда обозначают как «амидаизм», по японскому названию этой традиции.

Религии в странах мира

Религии в странах мира
Шиваитский аскет выполняет йогические практики. Андхра-Прадеш (Индия). 1820
Религиозные ритуалы, обряды, практики
Религиозные ритуалы, обряды, практики

Йога

Йога
Йо́га, в индийской религиозной культуре комплекс психофизических методов, направленных на преображение сознания и тела практикующего, обретение им высшего знания и окончательного освобождения от страданий. Истоки йоги архаичны и, по всей вероятности, связаны с культурой неарийских племён, однако несомненен и вклад в развитие йоги со стороны индоарийских создателей ведийской традиции. Большое влияние на развитие этих практик оказал буддизм. К началу 1-го в. в Индии складывается философская школа (даршана) йоги, создание которой приписывается легендарному мудрецу Патанджали (автору основополагающего трактата «Йога-сутры»; 2–4 вв.). На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий под влиянием тантризма появляется хатха-йога и её вариации – раджа-йога, кундалини-йога и мантра-йога. Йогические практики стали важнейшим средством духовного пути (садхана) почти во всех индийских религиозных традициях. В настоящее время в разных странах существует огромное количество центров, курсов, институтов йоги, проходят конференции и семинары, развиваются новые направления.

Ислам в России

Ислам в России
Религиозно-философские школы, направления, движения

Ишанизм

Ишанизм
Ишани́зм, совокупность специфических социальных и духовных практик ишанов и их последователей, связанная с суфийской традицией и бытованием ислама внутри мусульманских сообществ в России и странах Центральной Азии в новое и новейшее время, т. н. поздний суфизм. Специфическими чертами ишанизма следует считать: неоднородность ишанов как элитарного социального слоя, разнонаправленность их общественных интересов, частичный отказ от философско-мистической составляющей суфизма в пользу обрядовой стороны учения и обрядовых практик. Ввиду многозначности явления и разнообразия практик его носителей-ишанов и их последователей момент возникновения зафиксировать затруднительно. Максимальное распространение имел в 18 – начале 20 вв. в Туркестане и в Волго-Уральском регионе Российской империи. Во 2-й половине 20 в. переживал упадок. В 2010–2020-х гг. возрождается в ряде государств Центральной Азии.
Религиозно-философские школы, направления, движения

Джадидизм в Дагестане

Джадидизм в Дагестане
Джадиди́зм в Дагеста́не, социально-политическое движение в среде дагестанских религиозных деятелей с целью обновления системы исламского образования, права и догматики. Продлилось с начала 20 в. по 1930-е гг. Мусульманские учёные – участники движения разделились на три группы: первые предлагали реформировать исламскую систему образования, придерживаясь традиций шафиитской правовой школы; вторые выступали за реформу образования и расширение рамок шафиитской правовой школы; третья группа учёных, призывая к реформе системы исламского образования, выступала противником правовых школ и призывала к практике иджтихада. Дискуссия между учёными касалась преимущественно вопросов мусульманского права, догматики, образования и науки и крайне редко затрагивала политические вопросы. Суфизм также был объектом дискуссии между представителями всех групп. Одни из них признавали суфизм легитимным течением в исламе и сами были суфиями; другие, признавая легитимность суфизма, выступали с критикой современных им шейхов; третьи же критиковали суфизм как «вредоносное новшество» (бидa), нелегитимное c точки зрения шариата.
Религиозно-философские школы, направления, движения

Титулы среди представителей Ваисовского движения

Титулы среди представителей Ваисовского движения
Титулы среди представителей Ваисовского движения. Как лидеры (отец и сыновья Ваисовы), так и рядовые представители общины использовали для собственной самоидентификации определённые титулы, употребление которых, с одной стороны, свидетельствовало об иерархичности движения, с другой – позволяло подчёркивать «истинность» их пути и тем самым отделять от не вполне «истинных», с их точки зрения, мусульман-татар. Придавая исключительное значение своим титулам, они неизменно настаивали на точном их употреблении и ревниво следили за тем, не искажаются ли они в различных документах. Среди наиболее часто используемых титулов Б. Ваисова были «дарвиш» (дервиш), «дардеманд», «природный старовер» и «духовный отец». Его сыновья и преемники Гайнан и Газизян отдавали предпочтение титулу «сардар», что означало «полководец», «главнокомандующий», «лидер движения», не претендуя на суфийскую титулатуру. Для рядовых же членов движения было принципиально важно именоваться такими титулами, как «природное духовное лицо», «мусульманин-старовер» и «аль-булгари», поскольку они играли роль маркера, отделявшего их от не вполне «истинных» мусульман-татар.