Карташёв Антон Владимирович
Карташёв Анто́н Влади́мирович (11(23).7.1875, село Кыштым, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния – 10.9.1960, Ментона, Франция; похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем), российский историк Церкви, богослов, церковный, общественный и государственный деятель.
Окончил Пермскую духовную семинарию (1894), по окончании Санкт-Петербургской духовной академии (1899) был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре русской церковной истории. С 1901 г. участвовал в петербургских Религиозно-философских собраниях и связанном с ними журнале «Новый путь», где помещал (под псевдонимами) статьи по церковным вопросам. Испытал влияние идей Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус. Публицистика Карташёва вызвала недовольство руководства академии, и Карташёв предпочёл из неё уйти. Печатался в различных газетах и журналах, в 1905–1917 гг. служил в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека), одновременно преподавал на Бестужевских курсах. С 1909 г. председатель Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. После Февральской революции 1917 г. Карташёв вступил в Конституционно-демократическую партию, вошёл в состав Временного правительства как обер-прокурор Синода [с 25 июля (7 августа)], а по упразднении этой должности стал министром вероисповеданий [с 5(18) августа]. Стремясь к восстановлению независимости Церкви от государства, способствовал созыву Поместного собора (1917–1918). В ходе Октябрьской революции 1917 г. вместе с другими членами Временного правительства был арестован, провёл три месяца в заключении. Соучредитель Братства Святой Софии (1918–1922).
В 1919 г. Карташёв эмигрировал через Финляндию в Париж. Являлся основателем и председателем Русского национального комитета (1921–1940). Профессор истории России на русском отделении Сорбонны (1922–1939). Активно участвовал в создании Русского студенческого христианского движения. Был одним из основателей и профессором Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже (1925–1960), где преподавал историю Церкви (общую и русскую), а также (из-за нехватки преподавателей) Ветхий Завет и еврейский язык. Доктор церковных наук (1944).
Книга Карташёва «На путях к Вселенскому собору» (1932) посвящена понятию соборности-кафоличности Церкви как мистического и реального объединения всех её членов в различных формах – от Евхаристического собрания и прихода до Вселенского собора. В сочинении «Ветхозаветная библейская критика» (1947) поставлен вопрос о необходимости использования метода исторической критики в православной библеистике. В главной своей книге «Очерки по истории Русской Церкви» (т. 1–2, 1959) Карташёв продолжил традицию систематического изложения истории Русской православной церкви (митрополит Макарий (Булгаков), Е. Е. Голубинский), доведя её до начала 19 в. Особое внимание в «Очерках» уделено вопросу о взаимоотношениях Церкви и государства. Учение о благотворном союзе (симфонии) между ними было идеалом Карташёва на протяжении всей его жизни. Идея «священного царства», воспринятая Россией от Византии и до некоторой степени воплотившаяся в жизни Московской Руси, по убеждению Карташёва, в конечном счёте восходила к определению Халкидонского собора 451 г. о соединении Божественной и человеческой природы в личности Богочеловека Иисуса Христа. «Борьба за Халкидон» была стержневой темой деятельности Карташёва и как учёного, и как политического деятеля.