Союз спасения
Сою́з спасе́ния (Общество истинных и верных сынов Отечества), политическая организация в Российской империи, первое тайное общество декабристов (1816–1817). Создан в феврале 1816 г. в Санкт-Петербурге А. Н. Муравьёвым, Н. М. Муравьёвым, М. И. Муравьёвым-Апостолом, С. И. Муравьёвым-Апостолом, князем С. П. Трубецким и И. Д. Якушкиным.
Предыстория создания
Мировоззрение участников организации сформировалось под влиянием идей философов эпохи Просвещения и общественного подъёма первых лет царствования императора Александра I. Участие в Отечественной войне 1812 г. вызвало рост патриотизма у дворянской молодёжи. В ходе Заграничных походов российской армии 1813–1814 гг. и 1815 г. молодые российские офицеры ознакомились с социально-политическими порядками, существовавшими в Европе. Разочарование во внешней и внутренней политике императора Александра I после 1815 г., приобретавшей всё более консервативный характер, стимулировало распространение оппозиционных настроений у части российского дворянства, особенно у молодёжи.
Под влиянием этих факторов начиная с 1811 г. сформировался целый ряд объединений политического толка [например, «Орден русских рыцарей» (около 1814–1816), руководители – М. Ф. Орлов и граф М. А. Дмитриев-Мамонов (из рода Дмитриевых-Мамоновых)], участники которых вынашивали планы преобразования России. Важную роль в формировании взглядов будущих участников Союза спасения сыграло их общение в рамках Священной артели офицеров гвардейского Генерального штаба (1814–1817, члены: А. Н. Муравьёв, М. Н. Муравьёв, И. Г. Бурцов, И. И. Пущин и др.) и офицеров лейб-гвардии Семёновского полка (около 1815; упоминания конкретных участников источники не содержат; считается, что в состав артели входили: И. Д. Якушкин, князь С. П. Трубецкой, С. И. Муравьёв-Апостол и др.). По своему характеру артели не являлись тайными обществами: их участники совместно вели хозяйство, вскладчину обедали и т. п. По свидетельству Якушкина, члены артели офицеров Семёновского полка также занимались чтением западноевропейских газет и журналов, обсуждали политические новости и т. д. (Якушкин. 1993. С. 79). И. И. Пущин вспоминал, что участники Священной артели вели «постоянные… беседы о предметах общественных, о зле существующего у нас порядка вещей и о возможности изменения, желаемого многими втайне…» (Пущин. 1999. С. 60).
Состав и цели организации
Наряду с организаторами Союза, в дальнейшем в него вступили М. Н. Муравьёв, А. З. Муравьёв (из рода Муравьёвых), М. А. Фонвизин, М. С. Лунин, князь И. А. Долгоруков (из рода Долгоруковых), П. И. Пестель, И. Г. Бурцов, светлейший князь П. П. Лопухин (из рода Лопухиных), князь Ф. П. Шаховской (из рода Шаховских), братья И. П. Шипов и С. П. Шипов, Павел И. и Пётр И. Колошины, И. И. Пущин и другие (всего около 30 человек). Членство определялось не столько идейной близостью, сколько родственными и дружескими связями.
На встрече организаторов в 1816 г. А. Н. Муравьёв заявил, что общество создаётся для «противодействия немцам, находящимся в русской службе». Однако участники почти сразу расширили круг стоявших перед ним задач, решив добиваться «в обширном смысле блага России» (Якушкин. 1993. С. 81). По признанию Н. М. Муравьёва, основатели решили «составить общество, имеющее целью введение в России монархического представительного правления» (Муравьёв Н. М. Историческое обозрение хода общества // Мемуары декабристов : Северное общество. Москва, 1981. С. 309). Факторами, объединявшими членов организации, были широко понимаемые оппозиционность существовавшим социально-политическим порядкам и патриотическое чувство (что подчёркивалось вторым названием Общества), граничившее с национализмом. Среди участников сильны были распространённые в ту эпоху идеи российского мессианства, антинемецкие (т. к. «немцы», по мнению членов Союза, служили не столько России, сколько особе государя, оттесняя от престола истинных патриотов) и антипольские (т. к. поляки служили Наполеону I Бонапарту, были противниками во время Отечественной войны 1812 и враждебно относились к России) настроения. По свидетельству М. А. Фонвизина, «русских оскорбляло явное предпочтение, оказываемое императором всем вообще иностранцам пред его подданными, к которым он и не скрывал своего неуважения» (Фонвизин. 1982. С. 182).
В целом Союз спасения характеризовался неопределённостью целей, отсутствием программы, тактических установок и единства воззрений членов. П. И. Пестель признавал на следствии, что в «первоначальном обществе» «ничего не было определительного» [Восстание декабристов (ВД). Т. 19. 2001. С. 368].
Устав организации
Союз спасения имел устав (не сохранился, его содержание восстанавливается на основании показаний декабристов на следствии и их мемуарных свидетельств), написанный П. И. Пестелем при участии князей И. А. Долгорукова, С. П. Трубецкого и Ф. П. Шаховского. По свидетельству Трубецкого, Пестель с самого начала пытался придать создаваемой организации радикальный характер, заявив «на первом общем заседании для прочтения и утверждения устава», что «Франция блаженствовала под управлением Комитета общей безопасности». Согласно мемуаристу, «восстание против этого утверждения было всеобщее» (Трубецкой. 1983. С. 218–219), однако проект устава, разработанный под руководством Пестеля, был утверждён членами общества.
Согласно уставу, члены Союза намеревались словом и делом содействовать правительству и даже частным лицам в осуществлении «полезных предприятий» (ВД. Т. 1. 1925. С. 24], а в случае смерти императора присягать его наследнику не иначе как «по удостоверении, что в России единовластие будет ограничено представительством» (ВД. Т. 3. 1927. С. 49). В обязанности членов Союза спасения входило «разглашение» злоупотреблений, равно как и «похвальных дел» различных должностных лиц и частных граждан; соблюдение «доброй нравственности» (для чего учреждался специальный «блюститель нравов»). Они также должны были предпринимать шаги по сближению дворянства с крестьянством, чтобы «стараться первых склонить к освобождению последних» (ВД. Т. 1. С. 24; Т. 3. С. 42). Кроме того, в уставе содержалось требование отстранения иностранцев от влияния в государстве (Нечкина. 1955. С. 163).
Члены общества обязывались ни под каким видом не покидать государственной службы с тем, чтобы со временем все служебные значительные места как по военной, так и по гражданской части были бы в распоряжении членов организации (Нечкина. 1955. С. 163).
В вопросе внутренней организации Союза спасения авторы устава использовали опыт уже существующих тайных обществ – масонства и Ордена иллюминатов. Предполагалось, что Союз будет разрастаться посредством ячеек-ответвлений, создаваемых членами-основателями. Такое ответвление (управа) было создано в Митаве (ныне Елгава, Латвия) П. И. Пестелем, который, по его признанию, принял 4 членов (Нечкина. 1955. С. 170–171.; ВД. Т. 1. С. 299; Т. 19. С. 368). При этом вступавший в организацию новый член мог знать только то лицо, которое его приняло (ВД. Т. 1. С. 24).
Члены организации делились на три категории: «братьев» (члены общества, не знавшие его целей), «мужей» (члены общества, знавшие цель) и «бояр» (руководящей верхушки, которым «братья» и «мужи» обязаны были беспрекословно подчиняться). Из «бояр» составлялась регулярно сменяемая Дума и избирался также регулярно сменяемый «старейшина» (председатель). Принятие в общество и переход из категории в категорию предполагалось обставлять обрядами, проводившимися в глубокой тайне, и «страшными» клятвами с упоминанием яда и кинжала. Как установила М. В. Нечкина, на практике клятва, если и приносилась, то в христианской форме (на кресте и Евангелии).
Деятельность Союза спасения
Протокольные мероприятия в Союзе спасения, видимо, не проводились. С. П. Трубецкой свидетельствовал: «Общие собрания не требовались, но только частные свидания для сообщения предметов, требовавших распространения сведений о них в публике» (Трубецкой. 1983. С. 219). Однако известно, что члены Союза, съехавшиеся в Москву в 1817 г., устраивали общие собрания на квартире у А. Н. Муравьёва в Хамовнических казармах и в доме М. А. Фонвизина в Староконюшенном переулке. Из показаний П. И. Пестеля следует, что после принятия устава Трубецкой был избран председателем, светлейший князь П. П. Лопухин и А. Н. Муравьёв – блюстителями организации (ВД. Т. 4. 1927. С. 100).
Конспиративный характер Союза, закреплённый в уставе, вызывал недовольство ряда его членов (в том числе М. А. Фонвизина, И. Д. Якушкина, М. Н. Муравьёва и др.), что приводило к разногласиям по мере роста численности организации. В показаниях на следствии Н. М. Муравьёв называл устав Союза спасения «проповедующим насилие и основанным на клятвах» (ВД. Т. 1. С. 306). По свидетельству С. П. Трубецкого, большинство членов в отличие от Пестеля хотело «действия явного и открытого, хотя и положили не разглашать намерения, в котором соединились, чтобы не вооружить против себя людей неблагонамеренных. (…) И потому чрез непродолжительное время положено было изменить (…) устав, как признанный неудобным к применению» (Трубецкой. 1983. С. 219).
В среде Союза спасения впервые возникла идея цареубийства, как одного из способов изменения существующего политического строя (т. н. Московский заговор 1817). Убийство планировалось совершить во время посещения императором Александром I Москвы в связи с празднованием пятилетия победы в Отечественной войне 1812 г. (находился в Москве с октября 1817 по февраль 1818). «Частные свидания» членов Союза спасения неоднократно происходили в Хамовнических казармах в августе – сентябре 1817 г. В них принимали участие члены Союза, прибывшие в Москву в составе двух сводных гвардейских полков: Н. М., А. Н. и А. З. Муравьёвы, И. Д. Якушкин, Ф. П. Шаховской, М. А. Фонвизин, М. И. и С. И. Муравьёвы-Апостолы. В сентябре 1817 г. князь С. П. Трубецкой, находившийся в Санкт-Петербурге, прислал А. Н. Муравьёву письмо, в котором воспроизводил ходившие в Санкт-Петербурге слухи, что император Александр I, «ненавидя и презирая Россию, намерен перенести столицу свою в Варшаву» и присоединить западные губернии Российской империи к Польше (Якушкин. 1993. С. 87). При этом якобы должен был быть обнародован манифест об освобождении крестьян, следствием чего стало бы «смятение крестьян против помещиков» (Кропотов. 1874. С. 215). В своих мемуарах Трубецкой сообщал, что информацию об освобождении крестьян он узнал от члена Союза светлейшего князя П. П. Лопухина, передавшего ему разговор своего отца, председателя Государственного совета и Комитета министров светлейшего князя П. В. Лопухина, с Александром I (Трубецкой. 1983. С. 223). Члены Союза спасения восприняли эти известия как свидетельство измены императора России, за что его следовало покарать как «врага Отечества» (Трубецкой. 1983. С. 223). И. Д. Якушкин вызвался совершить цареубийство и был поддержан в этом намерении А. З., Н. М. Муравьёвыми и Ф. П. Шаховским; согласно показанию М. А. Фонвизина на следствии, «все решились посягнуть на жизнь Монарха» (ВД. Т. 3. С. 73). По воспоминаниям Якушкина, в ту же ночь Фонвизин стал уговаривать его «отложить безрассудное предприятие», а на другой день то же самое стали делать другие участники «заговора» (Якушкин. 1993. С. 88). С. И. Муравьёв-Апостол выступил с особым мнением, «коим остановлял предпринятое действие, доказывая скудость средств к достижению цели» (ВД. Т. 4. С. 256). Приехавший через несколько дней в Москву Трубецкой опроверг ранее сообщённую информацию, после чего мысль о цареубийстве была окончательно оставлена, а Якушкин некоторое время не принимал участия в тайных обществах.
Самоликвидация Союза
Разногласия по вопросам тактики, отсутствие единой программы действий, сознание необходимости выхода за узкие рамки круга офицеров-заговорщиков, характер членства в обществе привели в сентябре – начале октября 1817 г. к самоликвидации Союза спасения и созданию переходного Военного общества, которое в начале 1818 г. сменил Союз благоденствия.