Национальная безопасность
Национа́льная безопа́сность, защищённость конкретной нации-государства от нанесения ущерба и разрушения во всех сферах жизнедеятельности. Для определения самого понятия «национальная безопасность» используется системный подход, который опирается на философию, общую и специальную теории национальной безопасности. В рамках философии вырабатывается общая картина обеспечения национальной безопасности государства: формулируются духовно-нравственные ценности, общечеловеческие интересы, цели и пути безопасного развития общества. Специальная теория национальной безопасности раскрывает концепции и механизмы обеспечения безопасности человека, общества и государства, а также среды обитания в условиях функционирования различных социально-экономических систем. Общая теория национальной безопасности рассматривает политические, экономические, социальные, военные, технические, гуманитарные проблемы обеспечения безопасности человека, общества и государства в условиях комплексного воздействия внешних и внутренних факторов различного характера. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет национальную безопасность как состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны. Национальную безопасность также можно определить как состояние системы, которая характеризуется устойчивостью, способностью к развитию и противостоянию внешним и внутренним угрозам, в качестве которых выступают как целенаправленные действия отдельных субъектов взаимодействия, так и факторы саморазвития системы.
Национальная безопасность – системное, многогранное явление. В понятии «национальная безопасность» значение слова «национальная» трактуется как относящееся к тому или иному государству независимо от того, сколько и каких наций и народностей в нём проживает, и отождествляется с безопасностью государственно организованного общества. В содержательном и функциональном аспектах есть основание считать, что между страной и государством отсутствуют существенные различия. Поэтому, когда речь идёт о стране и государстве как социально-экономическом и территориальном образовании с проживающими на конкретной территории народами, существующей системой функционирования политической власти, наличествующей культурой, направленностью социального и духовного развития этносов и проживающих в нём наций, то имеется в виду безопасность одного и того же субъекта.
Содержание понятия «национальная безопасность Российской Федерации» законодательно закреплено в ряде правоустанавливающих и нормативных документов. Среди них – Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «О безопасности», Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726 (ред. от 7 марта 2020) «Об утверждении Положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации»; Положение о Совете безопасности Российской Федерации; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. В Законе РФ «О безопасности» закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определены система безопасности и её функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Национальная безопасность, согласно Стратегии национальной безопасности РФ (ст. 27), обеспечивается путём достижения целей и решения задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов. В соответствии с федеральным законом РФ «О безопасности» (с изменениями на 9 ноября 2020) основными принципами обеспечения национальной безопасности России являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности (ст. 2). Реализация этих принципов предполагает соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ; единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности; реальность достижения (с учётом имеющихся ресурсов, средств) выдвигаемых задач; соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы); сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения национальной безопасности с передачей части полномочий в этой области органам государственной власти, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Силами обеспечения безопасности являются: Вооружённые Силы Российской Федерации; федеральные органы безопасности; органы внутренних дел; органы внешней разведки; органы обеспечения безопасности законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц; налоговая служба; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; формирования гражданской обороны; пограничные войска; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; таможенная служба; природоохранные органы; органы охраны здоровья населения. Обеспечение национальной безопасности предполагает: оборону страны, защиту государственного и общественного строя; обеспечение территориальной целостности и государственного суверенитета; обеспечение политической и экономической независимости нации; охрану общественного порядка; борьбу с преступностью; обеспечение техногенной безопасности и защиту от стихийных бедствий и др. Проведение единой государственной политики в области укрепления национальной безопасности, включая осуществление системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватной угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, – объективно необходимые условия обеспечения устойчивого развития государства.
В зарубежной практике впервые термин «национальная безопасность» (national security) был официально использован в послании президента США Т. Рузвельта Конгрессу США в 1904 г., в котором был обоснован захват зоны Панамского канала интересами национальной безопасности, – этот термин был употреблен в качестве синонима обороны. В 1947 г. был принят Закон США «О национальной безопасности», определивший её как интеграцию вопросов внутренней, внешней и военной политики в интересах взвешенного подхода к проблемам использования США различных средств – военных и невоенных – в своей внешней политике. Позднее в её содержание были включены все жизненно важные интересы государства и основанная на них государственная политика.