Предпринимательство (в экономических учениях)
Предпринима́тельство (англ. entrepreneurship) в экономических учениях, инициативная хозяйственная деятельность различных субъектов (юридических или физических лиц), связанная с производством продукции или оказанием услуг. Основной целью предпринимательства является получение прибыли.
Склонность к предпринимательству – это врождённое качество человеческой натуры, а его успех полностью зависит от личности предпринимателя. По мнению Й. Шумпетера, для того чтобы быть предпринимателем, необходимо иметь особое воображение и дар предвидения в сочетании со способностью определить новые возможности ведения бизнеса. При этом особенно значимой чертой человека является способность находить неординарные способы действия, средства достижения успеха и получения прибыли (Шумпетер. 2007).
К функциям предпринимательства Шумпетер относит (Шумпетер. 2007):
создание нового, ещё незнакомого потребителю материального блага;
применение новых, ранее не применявшихся технологий организации бизнеса;
использование в производстве новых видов сырья;
введение новых способов организации хозяйственной деятельности.
В теоретико-методологических исследованиях проблем предпринимательства выделяют 4 этапа.
Первым исследователем предпринимательства считается Р. Кантильон, сформулировавший в 18 в. следующее определение данного термина: «предприниматели получают доход, точный размер которого заранее не известен, тогда как наёмные работники получают фиксированную заработную плату» (Cantillon. 2010. P. 76). При этом учёный считал, что основным признаком предпринимательства является умение использовать риск в своей деятельности. Кантильон предложил рассматривать предпринимателя как хозяйствующего субъекта, который, действуя в условиях неопределённости, умеет получать прибыль за счёт особых индивидуальных качеств. По мнению исследователя, доход предпринимателя практически полностью зависит от проявленной в процессе хозяйственной деятельности инициативы.
Следующий этап развития теории предпринимательства связан с исследованиями классиков политической экономии. В частности, Д. Рикардо рассматривал предпринимательскую деятельность как обязательный атрибут эффективного рыночного хозяйства. А. Смит отмечал, что «при обмене готового товара на деньги, на труд или другие продукты, помимо оплаты цены материалов, должна быть ещё некоторая сумма для прибыли предпринимателя, рискующего своим капиталом в этом деле. Поэтому стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая на оплату прибыли их предпринимателя» (Смит. 1962. С. 51). В 1-й половине 19 в. предпринимательство уже рассматривалось как важнейшая составляющая экономической деятельности и его исследование связывалось с реализацией такой функции предпринимателя, как соединение основных факторов производства – земли, труда и капитала (Сэй. 2000).
В 1-й половине 20 в. ряд исследователей стали связывать предпринимательство не только с рисковой, но и с инновационной деятельностью. Ф. Найт писал, что «eдинственный вариант "риска", ведущий к прибыли, есть уникальная неопределённость, возникающая из несения полной ответственности, которая по самой своей природе не может быть ни страхуема, ни капитализируема, ни оплачена жалованьем» (Найт. 2003. С. 294).
Третий этап развития представлений о предпринимательстве (2-я половина 20 в.) связан с теорией экономической динамики Шумпетера, который предложил термин «новые комбинации», т. е. внедрение новых технологических процессов, выход на новые рынки сбыта, использование новых видов материалов и сырья. Для анализа функций предпринимательства в новой экономике учёный ввёл понятие «инновация». По мнению Шумпетера, предприниматель является основным фактором экономического роста и отличается умением организовать бизнес-процессы только своим, присущим ему способом (Шумпетер. 2007).
Значительное усложнение структуры экономики и рост неопределённости хозяйственных связей, которые в ряде случаев приобрели нелинейный характер, привели к появлению новых работ, что можно считать 4-м этапом развития теории предпринимательской деятельности. На этом этапе предпринимательство рассматривается как сложная, открытая, постоянно развивающаяся система. Так, в работах П. Дракера вводятся такие новые понятия, как «предпринимательское управление», «предпринимательское предприятие» и «предпринимательское общество» (Друкер. 2017). По мнению автора, в экономике 21 в. предпринимательство становится всё более распространённым и устойчивым явлением.
Сформировавшаяся в этот период новая парадигма всё более связывает понятия «предпринимательство» и «менеджмент». Менеджмент, реализуя предпринимательские функции, развивает предпринимательский стиль управления.
В начале 21 в. получило развитие исследование внутрифирменного предпринимательства, под которым понимают предпринимательство в рамках существующего предприятия. Данный вид получил название «интрапренёрство». Также в этот период широко распространились термины «интракапитал» и «интрапренёр» (англ. intracapital и intrapreneur соответственно). При этом под интракапиталом понимается финансовая основа интрапренёрства, в качестве которой выступают средства венчурного фонда действующей компании. В свою очередь, интрапренёр – это сотрудник крупной корпорации, задача которого заключается в создании новых продуктов, услуг, фирм и систем за счёт ресурсов работодателя.